Севморпуть. Осень 2014. Как ледокол берет на буксир пароход.
Dec 23, 2014 06:36
Здесь я перейду от просто показа фотографий к рассказу о работе. В предыдущих постах о навигации "Осень 2014" было светло и мало льда. Будут еще фотографии и со льдом, и с пароходами, коим мы помогали его преодолеть без опасений зимовки в Арктике или за помятые борта.
Этот пост и снимлся специально, чтобы показать неискушеному читателю одну из сторон работы судов во льдах. Итак: полярная ночь и морозы за минус 20 захватили Арктику. И как на зло - сложилась ситуация, что нам пришлось выводить с Востка на Запад, аж 5 пароходов. Причем совершенно разных по своим возможностям и размерам.
Хорошо. когда караван наш шел вот таким ровным строем 1.
Но к сожалению всех, это получалось крайне редко, и кто-нибудь обязательно застревал во льду, тормозя весь караван. Ледоклу приходилось выходить из ордера, окалывать застрявшее судно и опять собирать караван, разгоняя его по мере возможностей самого тихоходного. Это занимало не мало времени. Для ускорения движеия всего каравана было принято решение: взять самого застревающего на буксир. Вот он в очередной раз застрял, и ледокол пятится к нему задним ходом. чтобы привязать к себе. 1a.
Уже ближе. И ледокол точно кормой идет к подопечному. 2.
А корма нашего ледокола вылядит так: 2а.
Операцию подхода вплотную кормой ледокола к носу судна, ледокольщики осуществляют с кормового поста управения. На фото опытный 2-й помощник капитана передаёт знания 4-му, для которого это первый опыт взятия на буксир. Надо сказать, что к концу проводки 4-й уже так наловчился, что самостоятельно проводил эту сложную операцию. Может у кого возник вопрос: "Чем сложна?". Поясняю: необходимо подвести 25 тысяч тонн ледокола к носу судна вплотную, не попортив его краски. Ну и все это действо происходит не на асфальте, а на границе жидкой и твердой воды. 3.
Вот Дмитрий Алексндрович, маневрируя тремя винтами ледокола, плавно подводит нашу корму к форштевню парохода. 4.
Я, прячась от мороза и сильного ветра (чтобы фотоаппарат в руках не болтало) за конструкцией ледокола, пытаюсь фотографировать на палубе. (А в голове вопрос: осилит ли фототехника такой мороз?) 5.
Матрос на корме ледокола показывает помощнику капитана дистанцию и направление движения. 6.
Вот остались до касания сантиметры, палубная команда парохода, получая удовольствие от нахождения на свежем воздухе, приготовила проводник и внимательно наблюдает, чтобы ледокол не стукнул их любимца. 7.
Есть касание! 8.
Тяжелый стальной буксирный строп (ус) подают на судно с помощью проводника (более легкого троса, в даном случае - швартовного конца). Наши матросы закрепляют скобой проводник и гашу (огон) буксирного стопа. 9.
Этот кадр для общего обзора и названия судна. Также здесь хорошо видо, что лёд сдавил корпус "Тарапурова" как тисками. 10.
Один конец "усов" моряки парохода уже выбрали к себе на палубу. 11.
Вот пошла и вторая часть "усов". 12.
13.
Теперь немного технологии. Буксирный конец идет с нашей буксирной лебедки на трехшкивный блок Николаева, возвращается обратно к буксирнй лебедке и через устройство "Демпфер", опять идет на блок, потом крепится у нас на корме. Буксирный строп (усы) закрепляется на кнехтах судна и пропускается через один из шкивов блока Николаева. 14.
Иногда, вся эта громоздкая паутина даёт матросам лишнюю работу. Для того, чтбы каждый трос лег на свой, положенный ему шкив, надо прибегнуть к старому доброму способу и применить лом и еще пару теплых слов. Главное при этом не задеть боцмана! И ломом тоже. Но боцман на то и боцман - все время начеку! 15.
Ну, вот. Все на своих местах, можно обжимать (натягивать) буксирную линию. 16.
2-й помощник продолжает удерживать ледокол у носа судна. 4-й помощник начал работать буксирой лебедкой, чтобы обжать буксир. 17.
Еще чуть-чуть. и все с радостью побегут в теплое нутро судовых помещений отогреваться. А караван продолжит своё движение к кромке льдов. 18.
Теперь наш караван выглядит так. Скорость хода всего каравана увеличится, за счет сокращения длины вего каравана, и за счет того. что уже реже придется возвращаться за застрявшими пароходами. Вскрытая ото льда вода, на таком морозе сильно парит. 19.
Предыдущие посты по теме: "Севморпуть. Осень 2014":