История эта началсь, когда мы мирно лежали в дрейфе в ожидании подхода судов, на западных подходах к
проливу Матисена. (Ссылка ведет на о-в Нансена, что лежит на входе в указанный пролив).
Погда была тихой и спокойной, что навевало благодушие вахтенным штурманам. Но, чувство профессионального долга не позволило им расслабиться в полную нирвану. Наблюдая в радар за окружающим миром, был обнаружен движущийся объект. По небольшой скорости движения можно было предположить, что объект дрейфует. И по началу было высказанно предположение, что айсберг заплыл в этот район (это маловероятно, но теоретически возможно). Сомнения вызывало лишь то, что скорость дрейфа объекта значительно превосходила нашу.
Когда начало светать, в биноколь на горизонте была видна черная (а может коричневая) точка, что точно подтверждало мысль - это не айсберг.
Предположив, что это какое-то неизвестное нам судно - начали вызывать всеми доступными средствами, применимыми в данной ситуации. Может у кого мотор заглох или еще чего случилось. Но ответа не получили. Капитаном было принято решение: заводиться и подъехать поближе - рассмотреть этого летучего голландца.
И вот уже проявились очертания судна.
1.
Подойдя поближе мы обнаружили брошенную несамоходную баржу в хорошем мореходном состоянии.
Все бы нечего, но она болталась по морю без руля и без ветрил, по воле ветра и течений на судоходных путях. И в шторм, или когда она вмерзнет в лёд, есть шанс, что судно её не заметит и может случиться беда. Ну, нам то не очень страшно - краску лишь обдерем.
Еще один вариант неприятности - если баржа затонет в ненужном месте. Как я потом узнал от капитана проводимого танкера, только недавно один из танкеров их компании распорол себе днище о затонувшую баржу в Обской губе.
Посему в эфир полетело:
ЧЗММ ХАЙДУКОВУ
НМ АРУТЮНЯНУ
ЧДСМ
ФГУП ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
АСМП ОЛЬШЕВСКОМУ
06 СЕНТЯБРЯ В 09.20 МСК В КООРДИНАТАХ 7612N/09314Е НА СУДОХОДНЫХ ПУТЯХ ОБНАРУЖЕНА БРОШЕННАЯ СВОБОДНО ДРЕЙФУЮЩАЯ НЕСАМОХОДНАЯ БАРЖА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ МОРЕПЛАВАНИЯ.
ФОТОГРАФИИ ПРИЛАГАЮТСЯ.
УВАЖЕНИЕМ
0609/0950 КМ ЛОБУСОВ
2.
В ожидании реакции адресатов, мы отошли на некоторое расстояние от баржи и легли в дрейф. Конечно всякое отклонение от нормальной жизни вызывает интерес и на мостике появляются любопытсвующие.
3.
Еще одним фактом, усложняющим ситуацию было то, что баржу быстро дрейфовало в сторону берега, а значит недоступных для нас глубин. Чтобы не терять времени, когда нам придет команда заниматься баржой. Мы стали готовить наш судовой катер к спуску.
4.
Безопасность - прежде всего!
5.
6.
Но вот пришла команда отбуксировать, по возможности, баржу в безопасное место. Если получиться - поставить её на якорь в защищенной бухте. И мы начали спуск катера на воду.
7.
8.
Боцман руководит операцией по спуску.
9.
Первый уже на катере.
10.
Катер спускаем на воду без людей, его экипаж спускается с борта ледокола по шторм-трапу.
11.
"И какого черта она тут взялась!" - крутится в голове у старпома, возглавляющего экипаж катера.
12.
Вот весь экипаж катера на борту, можно отчаливать.
13.
На мостике внимательно и с не скрываемой радостью нахождения в тепле и уюте, наблюдают за происходящим.
14.
Катер пошел. Какой же он все-таки маленький!
15.
Главный механик следит за событиями с высоты пеленгаторной палубы.
16.
Все ближе и ближе.
17.
И вот катер швартуется к барже для её осмотра, и подготовке к буксировке.
18.
Старпом (а у нас их три) начинает маневрировать, чтобы вплотную подойти к барже лагом (борт к борту), для ошвартовки баржи к нашему борту.
19.
Команда катера развешивает кранцы, дабы нам не поцарапать краску.
20.
Вот уже почти...
21.
Полетела выброска (тонкая веревка-проводник, чтобы уже за нее можно было вытянуть толстый швартов).
22.
Но...
Номер не удался. К сожалению, мы с баржей совершенно по разному дрейфуем и удержать её у борта не получилось. Заводим швартов катером.
23.
Носовой завели, да и кормовой уже тоже готов.
24.
Вот такой он наш герой.
25.
Завели швартовы и теперь катер, работая как портовый буксир на укол, прижимает баржу к нашему борту.
26.
Всё! Баржа у борта, швартовы обтянуты. Пора в путь.
27.
Поехали!
Click to view
Как того требует международная конвенция по предотвращению столкновения на море, на судне, стоящем на якоре необходимо поднять фигуру "шар" .
Свой отдавать на баржу жалко, посему достаем из запасников.
Но вот какой казус - шар должен быть ЧЕРНЫЙ, как все фгуры на флоте, требующиеся той самой конвенцией. Спасибо службе снабжения!
Ну, что же моряки на то и моряки. Все возникшие в море проблемы решают сами. Есть у нас в запасах и черная краска.
28.
Не только я фиксирую для истории это увлекательное действо.
29.
Тут хорошо видно: что-что, из красного сделать черное моряки умеют!
Вешаем уже черный шар. Правда не совсем соблюдая конвенцию по столкновению. Баржа еще у нашего борта, а не стоит на якоре. Но просто надо все подготовить, проверить, а то утащив её от борта уже поздно будет что-либо исправлять.
30.
И в нарушении всех правил баржа, еще не ставшая на якорь, гордо несет черный якорный шар. Благо в эту бухту никто не заходил с момента её обследования гидрографами лет эдак 50 назад. Кстати работу якорного устройства баржи мы тоже проверили, прежде чем начать её буксировку к берегу на мелководье, где её якорь достанет до грунта. А в случае срыва с якоря, она скорее всего окажется выбрашенной на берег.
31.
Процесс буксировки на видео.
Click to view
Ниже картинка больше для специалистов.
Для остальных попробую разъяснить.
Ледокол в центре. По курсу 30 градусов желтый почти квадратик с белым вектором - баржа, уже отбуксированная катером в глубь бухты. Радом с ней: одна маленькая отметка - катер, вторая - стамуха (лед сидящий на мели). Всё остальное желтое - берега
бухты Мелководная.
От нас до баржи - 0,508 морских миль.
32.
Удачно все закончили до наступлению темноты.
Повезло нам, что сегодня была безветренная погода.
Забрав катер на борт, мы пошли в открытое море.
33.
P.S. На берегу наш судовладелец нашел хозяина баржи. И как нам стало известно из услышенных переговоров по радио - за ней пришел буксир и утащил в Белое море, правда там она опять пыталась сбежать, оторвавшись и сев на мель, но это уже совсем другая история...