Мытищи. Водопроводы.

Apr 22, 2018 12:52

    Для начала парочку легенд.
    Легенда 1-я про Громовой ключ. Якобы во время страшной грозы во второй половине 18-го века ударила молния в землю и забил из этого места водяной фонтан высотой 3 метра. Случилось это неподалёку от того места, где сейчас находятся остатки села Большие Мытищи. А поскольку молния сопровождается громом, ключ этот назвали Громовым. Может потому, что Молниевый - это как-то не по-русски. И вроде даже учёные подтвердили, что молния, действительно, могла пробить слой глины, удерживающей воду, и знаю я, что вода "притягивает" небесное электричество, всё равно сомнения меня не покидают. Местность там равнинная, оврагов нет, и каким образом мог получиться фонтан высотой 3 метра - не понимаю. Ну да ладно, легенды они на то и легенды, чтобы было красиво. Ключ есть, вода есть.
  Легенда 2-я. Ехала как-то Екатерина II в Троице-Сергиеву лавру. И захотелось ей пить. И поднесли ей крестьяне водички вкусной мытищинской. И так понравилась ей эта вода, что повелела она построить водопровод для снабжения Москвы вкусной мытищинской водичкой.   Здесь тоже есть вопросы. Цари-императоры наши в придорожных забегаловках не питались и не поились, так как боялись, что их отравят, и воду питьевую возили с собой. Но в нашем случае по традиционному российскому разгильдяйству бочка с водой где-то подотстала, а императрицу поить надо во избежание гнева. Так вот и возник бренд "Мытищинская вода". Ну и местный народец начал делать на этом бренде свой маленький бизнес - поить жаждущих водичкой и чайком.

Многое делалось для поддержания этого самого бренда. Вплоть до того, что городские власти заказали Перову картину на тему "Чаепитие в Мытищах"


Возможно, что и чайные короли Перловы тут подсуетились - хорошая реклама!

2. И герб Мытищ посвящён воде и водопроводу.



Ну а теперь от легенд предлагаю перейти непосредственно к водопроводу.
    Итак, первый водопровод построен по указу Екатерины II в 1779-1804 годах и назван в её честь Екатерининским. Водопровод питался из 43 ключевых бассейнов и представлял из себя кирпичную галерею длиной 22 версты. Вода шла самотёком до водоразборного бассейна на Трубной площади с отводом к Кузнецкому мосту. Проектная производительность составляла 300 тысяч вёдер в день, по факту до конца доходило 40 тысяч вёдер. Металлические трубы тогда делать ещё не умели, промышленных гидроизоляционных материалов тоже ещё не было, поэтому большое количество воды просто фильтровалось сквозь кирпичную кладку. Перепад высот по длине водопровода составлял всего 44 метра, т.е. 2 метра на версту. Задачка выдержать равномерно уклон при том, что приходилось пересекать естественные преграды, была весьма непростой. Задачку эту решал военный инженер Фридрих Бауэр, а после его смерти - инженер Иван Герард. На строительстве трудились в основном солдаты. Когда началась русско-турецкая война, солдат отправили на фронт и стройка затормозилась.
    Фрагментов галереи осталось очень немного. Уже в недавние времена при расширении МКАД уничтожен переход через Ичку, при реконструкции Ярославского шоссе фрагмент галереи в районе моста через Яузу, участок в Мытищах при реконструкции теплотрассы.

3. Схема верхней части первой нитки.


Дорогу на Громовой ключ, с которого всё начиналось, мне показали, но тропы в лесу ещё не просохли, и пришлось отложить его посещение на потом.

4. Но удалось посмотреть мостик через водоотводный канал.


С виду обычный мост через канаву. По нему проходит асфальтовая дорога, ездят автомобили.   И, если не знать, что там внизу, то и внимания на него не обратишь. Что я, собственно, неоднократно и делал.

5. А внизу - кладка 1779-го года.


  На мой взгляд, кладку подновляли в более поздние времена. Но, тем не менее, качество кирпича позволяет этому мостику стоять больше 200 лет.

6. Вверху можно заметить своего рода сосулечки.


Но, на самом деле, это самые настоящие сталактиты, только маленькие.

7. А это водоотводной канал.



8. Водосборный бассейн № 12, вернее его остатки. На схеме он есть.



9. А лучше всего, конечно сохранилась та часть водопровода, которая проходила по Ростокинскому акведуку.


  Строить начали при Екатерине II, закончили при Павле I, а при Николае I уже потребовалась серьёзная реконструкция. Вот только Александр I руку свою императорскую не приложил. Да ладно. ему простительно - он с Наполеоном воевал, ему не до водопровода было.
  Так вот - самой слабое место оказалось в Сокольниках - там галерея проходила под землёй и вода с болота просачивалась в водопровод, что серьёзно ухудшало качество мытищинской воды.

10. В Сокольниках я видел только это болото.


  Мало того, галерея в районе Сокольники - Красное село вообще обвалилась, перекрыв подачу воды.
  В связи с этим решили в селе Алексеевском построить водоподъёмную станцию с двумя паровыми машинами.

11. Это как раз недалеко от акведука.


  И от Алексеевского уже провели водоводы в Кремль, Воспитательный дом, бани, театр. Кстати, сохранившийся фонтан у Большого театра - часть той самой водораздаточной системы. Другие фонтаны располагались на Лубянке, Сухаревке, Варварке, Никольской, Александровском саду. А остался только один - у Большого.
  Но и этого Москве не хватало, а чистая вода нужна была ибо чума и холера в грязной-то водичке очень хорошо себя чувствовали.  И при Александре II затеяли ещё одну реконструкцию.
  Увеличили мощность насосов в Алексеевском, от Мытищ до Москвы положили чугунные трубы. В трубы вода подавалась насосами, для этого установили две паровые машины в Мытищах.

12. Если выйти из ворот водонасосной станции и пойти прямо, можно разглядеть следы бывшей прямой дороги в Мытищи.


Скорее всего, вторая нитка шла именно по этому месту.
  Дорога ушла под воду когда в 1970-е уровень воды в Яузе подняли и образовался обширный водно-болотный комплекс. Сделано это было чтобы затопить торфяные выработки и видимо после горячего лета 1972-го года. Тогда, как и в 2010-м горели торфяники по всему центру страны.
  Говорят, что по этой дороге можно и сейчас пройти в болотных сапогах, но она с тех пор сильно заросла, а продираться через кусты удовольствие ниже среднего. В Викимапии это место обозначено как старая дорога.

13. В 1890-1900 годы была построена новая нитка водопровода, и пошла она по другому маршруту. От станции её повели на запад, и пересекала Яузу она в месте, с которого велась съёмка.


Новый водопровод состоял уже из чугунных труб диаметром 600мм. Вода в него подавалась под давлением, создаваемым насосами, приводимыми в действие паровыми машинами.

14. В Москве конечной точкой были две водонапорные башни на Крестовской площади - в самом начале Ярославского шоссе.(фото из Википедии)


От этих башен вода самотёком поступала потребителям. Производительность водопровода была уже 1,5 млн вёдер в сутки по каждой из двух труб. Авторы проекта Зимин, Забаев, Дункер.

15. Вот этот мост, названный Чугунным.


  Когда в 1937-м году был построен канал им. Москвы и Восточный водопроводный канал, ( Восточный водопроводный канал. Часть 1.
Восточный водопроводный канал. Часть 2.) проблема со снабжением Москвы водой была решена и Мытищинский водопровод потерял своё значение. Крестовские башни были разобраны в 1939 году при расширении Ярославского шоссе.
  В следующей, заключительной части рассказа сходим на сохранившуюся водонасосную станцию, основные здания которой построены тем же архитектором, который строил Крестовские башни - Максимом Карловичем Геппенером.
Часть 1. Посёлок Водопроводная станция.
Часть 2. Водопровод.
Часть 3. Водопроводная станция.

Водокачка, велопрогулки, водопроводы, Мытищи

Previous post Next post
Up