Восточный водопроводный канал. Часть 1.

Jun 02, 2018 22:10

    Одним из важнейших источников питьевой воды для Москвы является Восточный водопроводный канал. А с чего он начинается ? Начинается он в двух местах. Основное - это отбор воды из Учинского водохранилища, немного западнее плотины. Сама по себе плотина, хоть и земляная, представляет достаточно серьёзное сооружение Длина по гребню почти 2 км, высота 24 метра, наибольший напор - 21 метр. Уровень Учинского водохранилища лишь немного ниже уровня Пяловское водохранилища, которое расположено выше по течению Учи. Вот с Пяловского отходит вторая нитка канала.
    Пяловское является первым отстойником воды, поступающей из Волги по каналу имени Москвы. Образовано плотиной на реке Уча. Место для водохранилища подбирали исходя из требований к грунту. Грунты на дне Пяловского плотные, мути не дают, поэтому вода достаточно чистая, и рыба из этого водохранилища очень вкусная. Портят общую картину моторки. которые заходят через канал. Раньше был запрет на плавание на Пяловском под мотором. Может быть он и сейчас действует, но нарушителей никто не отлавливает. Левый берег водохранилища - запретная зона, въезд только по пропускам. Да и к правому берегу подъездов практически нет. Учинское - вторая ступень отстоя воды, поэтому та вода, которую забирают  в водопроводный канал возле Учинской плотины самая чистая. Соответственно, эта нитка является основной.




  Для использования энергии воды, поступающей в Восточный водопроводный канал, при Акуловском гидроузле на выходе канала из Учинского водохранилища сооружена Листвянская ГЭС, рассчитанная на установку двух поворотно-лопастных гидроагрегатов суммарной мощностью 700 кВт, работающих при расчётном напоре 3 метра. В настоящее время установлен только один агрегат. А так как в нашей замонополизированной стране сторонний производитель электроэнергии в сеть продать её не может, то идёт она только на собственные нужды, и режим работы ГЭС определяется исходя из этих самых нужд.

2. Вот она же во всей красе.



Для обслуживающего водопроводный канал персонала были построены два посёлка - Акулово и Восточный. Акулово - в самом начале канала, я про него писал в прошлом году. Восточный - в самом конце, его жители обслуживают ещё и водозаборную станцию и станцию водоподготовки. Оттого и канал имеет два названия - официальное Восточный и неофициальное Акуловский. Оба посёлка административно относятся к Москве, но Восточный в этой связке является главным, там расположена администрация Восточного водопроводного канала.

3. Примерно 2 километра каналы от Учинского и Пяловского водохранилищ идут в однониточном исполнении.



4.



Затем они идут параллельно. В том месте. где две нитки встречаются, стоит регулятор - небольшое круглое здание розового цвета. Он регулирует подачу воды в двухниточный канал. Вода может подаваться как только с Учинской нитки, так и с обеих.

5.



До первого переключателя канал идёт открытый. Немного о функциях переключателя. Это такое устройство, которое может перекрыть подачу воды в одну из ниток канала в том случае, если произошла авария или требуется осушить русло для проведения ремонтных работ. При этом воду с отключенного участка канала надо куда-то деть. Для этого предназначены дренажные каналы. Но не исключаю, что предусмотрена и перекачка воды из одного русла в другое. К примеру, с участка между первым и вторым переключателями воду можно сбросить по дренажному каналу в речку Метёлку, которая впадает в Клязьму. Но до впадения в Клязьму на речке есть пруд, расположен он в Звягино. Воду из канала сбрасывают вместе с рыбой, и в Звягинском пруду периодически ловят рыбу, совершенно не свойственную прудам - судаков и даже сомов. Но сейчас коттеджный посёлок вместе с прудом огорожен высоким забором, и на пруд этот не попасть.

Между первым и вторым переключателями канал идёт уже по трубам и проходит над Клязьмой.

6.На фотографии строительство дюкера, по которому пустили Клязьму под каналом.



7. Так выглядит акведук, проходящий над Клязьмой.


    После Клязьмы канал пересекает улицу Ганны Шостак - оживлённую дорогу, соединяющую Пирогово и Черкизово. Перед пересечением пост полиции.

Надо сказать, что верховья канала охраняются строже, чем средняя и нижняя его части, и попасть туда сложно, можно и в отделение загреметь. По крайней мере, когда я фотографировал Листвянскую ГЭС (заглавное фото), ко мне направился товарищ полицейский с автоматом и сердитым лицом. Я предпочёл в дискуссию с ним не вступать.
    Так что участок от ГЭС до второго переключателя пришлось иллюстрировать чужими фотографиями. Общая длина канала около 28 километров, и 2/3 являются открытыми, остальное упрятано в армированные железобетонные трубы.
До второго переключателя канал идёт открытым, между вторым и третьим в трубах, но там короткий участок.

8. Сами трубы делали на месте - варили из арматуры "скелет", ставили опалубку, заливали внутрь бетон.



За эти 28 километров канал пересекает три известных реки - Клязьму, Яузу и Пехорку и несколько малоизвестных и даже безымянных ручьёв, две действующие железные дороги и одну заброшенную, два крупных шоссе, два поменьше и всего две чисто внутригородские улицы.

9. На этом фото на переднем плане третий переключатель, за ним выглядывает второй, а между ними Клязьма и улица Ганны Шостак.



10.



11.


Начиная с третьего переключателя, я объездил вдоль канал практически всё, дальше из современных фотографий все будут мои.
После третьего переключателя для канала прорыта глубокая выемка, его пересекают две нитки ЛЭП и ручей, вытекающий из района полигона ТБО.

12. Чуть больше, чем через километр, ручей впадает в Клязьму.



13. Пара 4-х переключателей.

.
Здесь есть дорожка, соединяющая коттеджно-дачные посёлки Челюскинский и Черкизово, но на машине по ней не проехать.

14.



15. После четвёртого переключателя канал идёт по населённой местности, поэтому он убран в трубы.



16. На участке между 4-м и 5-м переключателем ещё один ручей.


Ручей тоже впадает в Клязьму, но уже в районе Ярославского шоссе. Здесь дорога вдоль канала уже имеет название 2-я Водопроводная улица.

17. Чудом сохранившаяся советская символика на этом участке.



18. Здесь же, рядом с 4-м переключателем водонапорная башня, входящая в систему Акуловского гидроузла.



19. Через неё снабжаются посёлки Челюскинский и часть Черкизово.



20. Пятых переключателей две пары.  5А и 5В



21. Между ними проходит железная дорога Ярославского направления.


Лестница с двух сторон. Оформлено как вход во дворец.

22. Пассажиры проходящих здесь поездов должны были видеть достижения социализма.



23.



24. На этом фото видно проходящий между переключателями поезд - синяя цистерна, термос и зелёный полувагон.



25. Переключатели 5Б и 5Г.



26. Теперь с такой точки снять не получится, вдоль дороги выросли высокие липы, заслоняют.



27. Участок между 5-м и 6-м переключателями достаточно короткий.



28. 6-й переключатель стоит на пересечении с Ярославским шоссе.


Раньше возле него был пост и шлагбаум. В этом году их убрали. Вообще численность подразделения охраны на мой взгляд сократилась. Что-то автоматизировали, поставили камеры. Если полезть к забору, ограждающему открытые участки канала, можно нарваться на неприятности. Лучше не экспериментировать.

29. Итак, вышли к Ярославскому шоссе.



30. Рядом есть надземный переход, пойдём по нему.



31. За шумоизолирующим забором Ярославское шоссе, которое мы только что миновали.



32. Между Ярославским и Болшевским шоссе канал возвышается над окружающим ландшафтом больше, чем в других местах.



33. Это не удивительно, здесь он пересекает долину Дулёва ручья.



34. Вода в ручье достаточно грязная, но иногда можно в нём увидеть рыбу, а утки здесь всё время пасутся.



35. Здесь как-то непонятно. Одна (или две?) труба засыпана землёй, а одна - просто открытый бетонный акведук.



36. Причём прямоугольной формы. Возможно, это просто защитный футляр, а внутри ещё круглая бетонная труба.


Зимой здесь многие катаются на лыжах. Сбегал 2 раза от Болшевского до Ярославского и обратно - вот тебе и 5 километров.

37. Пересечение с Болшевским шоссе.



38. Участок между Болшевским шоссе и Болшевской железнодорожной веткой Ярославского направления



39. А так он выглядел при строительстве. Можно рассмотреть поезд.



40. Пересечение с железной дорогой.



41. Две пары седьмых переключателей.


Возможно, что две новых безвкусных "коробочки" служат для отбора и подготовки воды на нужды Королёва.

42.



43. Верхнюю часть парадной лестницы ещё можно рассмотреть.



44.



Получается, что 7-й переключатель стоит на середине канала, да и я как раз недалеко от него живу, поэтому предлагаю сделать перерыв, а дальше мы отправимся уже в самое ближайшее время.

Использованы исторические фотографии с сайта http://moskva-volga.ru/gallery/index.php?/category/26

Акуловский канал, велопрогулки, водопроводы, Королёв

Previous post Next post
Up