Конструктивизм Басманного района. Часть 6.

Aug 31, 2020 20:03

    Между Петроверигским и Большим Спасоглинищевским переулками расположилось одно из самых значимых конструктивистских зданий Москвы - Общежитие Коммунистического университета национальных меньшинств Запада имени Ю.Ю. Мархлевского. Я бы поставил его в один ряд с Домом-коммуной на улице Орджоникидзе и Домом Наркомфина, если бы не нынешнее его плачевное состояние.




    Коммунистический университет национальных меньшинств Запада был создан при Коминтерне в 1921 году, когда ещё витала в воздухе идея мировой революции. Университет призван был готовить будущих революционеров и политических работников из представителей европейских наций, населяющих СССР и переехавших в Москву иностранных коммунистов из стран Запада. Основан он был на базе нескольких партийных национальных школ Литовско-еврейско-латышской, Немецкой, Польской, Румынской высших партийных школ, которые составили соответствующие секторы КУНМЗ. Зачисление в КУНМЗ осуществлялось по рекомендации местных партийных и комсомольских организаций. А поскольку контингент был почти целиком приезжий, требовалось общежитие. В проведённом правлением университета закрытом конкурсе победил проект Григория Данкмана.
    В 1936 году коммунистический университет был упразднён. Здание перешло Московскому институту новых языков. С тех пор вуз много раз менял название: Московский педагогический институт новых языков, Московский государственный педагогический институт иностранных языков, 1-й Московский государственный педагогический институт иностранных языков, 1-й Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза, Московский государственный институт иностранных языков им. Мориса Тореза. В 1990 году институт преобразован в Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ).

2. В соответствии с замыслом архитектора здание должно было выглядеть так.


То, что такое монументальное здание находится в переулочках и окружено в основном дореволюционными постройками, вызывает лёгкое недоумение. Оно хорошо бы смотрелось на широкой магистрали. В принципе. так и задумывалось. По градостроительному плану Большой Москвы 1925-го года мимо здания должна была пройти трасса Кузнецкого полукольца, призванного стать дублёром Бульварного кольца.
    Но по новому Генплану развития Москвы 1935-го года от строительства трассы отказались и общежитие осталось среди более старших, но мелких соседей, как Гулливер среди лилипутов. В результате здание не то что в один кадр, а в один взгляд целиком не помещается. Будем рассматривать фрагментами.

Комплекс зданий общежития начинается от Петроверигского переулка и змейкой спускается под  уклон Ивановской горки. Но крыша здания держит горизонт, за счёт увеличения этажности секций по мере спуска к большому Спасоглинищевскому переулку. Ближайшее к Петроверигскому  переулку здание - полукруглая столовая-клуб с балконом по периметру 2-го этажа, по первоначальному проекту должна была стоять на колоннах. Столовая соединена с жилыми корпусами переходом на уровне второго этажа. Планировка столовой, включая размещение лестниц и расположение раздаточной зоны, распределяла потоки людей, не позволяя им сталкиваться. Кухня размещалась под обеденным залом и была связана с ним подъёмниками. 1-й этаж также занимали вестибюль, гардероб и парикмахерская, 2-й - умывальные, уборные, небольшая читальня и красный уголок. Для сотрудников столовой были предусмотрены отдельные душевая и комната отдыха. В подвале здания находился погреб для продуктов. Столовая находилась на пути движения студентов со стороны главного выхода из учебного заведения и центральных улиц города, чтобы те могли пользоваться столовой по пути на учёбу и по возвращении.

3.


Коридоры корпусов были телескопическими. то есть имели разную ширину, расчитанную в соответствии с требуемой пропускной способностью: коридор первого корпуса, примыкающего к столовой, был на 40 сантиметров шире коридора третьего, дальнего корпуса, которым пользовались только проживавшие там студенты.
    В концах коридоров располагались общие душевые и умывальные, причём умывальные служили шлюзом, препятствующим проникновению пара из горячего душа в остальные помещения. В полуподвале 1-го корпуса размещался тир протяжённостью 50 метров. Помещение также служило газоубежищем, поэтому перекрытие над ним было сконструировано двойным и имело изоляционную прокладку. Прачечная была вынесена в отдельное одноэтажное строение по гигиеническим соображениям и включала большую стиральную комнату, гладильную комнату, комнату для хранения и выдачи белья и отдельную комнату для самостоятельной стирки. Впоследствии вместо тира и газоубежища в подвале разместились кафе и другие общественные пространства.  Двор занимали спортивная площадка, зелёные насаждения и газон.
    В третьем, ближайшем к Кремлю корпусе некоторое время располагалась поликлиника МГЛУ, в середине 2000-х годов он был заброшен. В здании случился пожар, после чего доступ к нему и прилегающей территории был ограничен. Несмотря на это небольшая площадка на крыше стала популярной неофициальной смотровой площадкой с видом на Кремль и Китай-город. Остальные корпуса общежития продолжают работать как общежитие для российских студентов МГЛУ. На середину 2010-х годов в рассчитанном на 1075 человек общежитии проживало менее 300 человек. Летом студенты разъехались на каникулы, поэтому о реальной обитаемости здания мне судить было трудно.

4.


5. Стыки жилых корпусов, где расположены лестничные пролёты, создают выступающие полуовальные объём по всей высоте здания и выделены вертикальным ленточным остеклением и парами прямоугольных балконов на верхних этажах. Подъезды отмечены козырьками на одной тонкой колонне и окнами-иллюминаторами вестибюлей. В здании были предусмотрены 351 трёхместная комната и 12 двухместных комнат. Не выходя из заданного ограничения в 4,55 м² на человека, архитектор нашёл удобное расположение комнат и стандартизировал отдельные части сооружения.


6.


7. Здания с железобетонными балочными перекрытиями были построены из кирпича с одной внутренней бетонной стеной толщиной 20 сантиметров. Некоторые перегородки были изготовлены из шлако-алебастра, другие - из дерева с прокладкой тонкого картона для придания звуконепроницаемости. В здании сохранились оригинальные деревянные лестничные ограждения. Предусмотренный первоначальным проектом массивный объём 3 и 4 этаже корпусов, опирающийся на 4 тонкие колонны, не был реализован. Опять же не понятно, было ли реализовано при строительстве горизонтальное ленточное остекление этажей. По крайней мере ныне существующий вариант у меня восторгов не вызывает.



8. Сейчас идёт вялотекущая реконструкция. По решёткам на окнах можно было бы подумать, что здесь будет тюрьма. Но нет, по последней информации планируется апарт-отель. Пусть хоть так, лишь бы здание восстановили максимально приближенным к первоначальному виду, как восстановили Дом Наркомфина и Дом-коммуну на Орджоникидзе.


Дальше остались только жилые дома разной степени сохранности. какие-то остались в первоначальном виде, какие-то были надстроены, какие-то реконструированы так глубоко, что конструктивизм в них слабо узнаваем.

9. Петроверигский переулок 3/1. 1932-й год, архитекторы А. Сухов, В. Кильдишев


10. Большой Спасоглинищевский, 8. Жилой дом правления Текстильстроя. Построен в 1927-28 годы, архитектор А.И. Крылов. Из известных жильцов - писатель Иван Ефремов. В 1935-37-х годах здесь жил Эммануил Ласкер, 2-й чемпион мира по шахматам. В это время он работал в Математическом институте АН СССР.


11. Земляной Вал 1/4 стр. 2. Дом инженерно-технических работников, построен в 1933-м, архитектор А.А. Кеслер (Мастерская № 11 Моспроекта).


12. Земляной Вал 1/4 стр. 2. Построен в 1934-м году по проекту архитектора А. А. Кеслера. До войны его крыша была украшена большим барельефом с профилем Ленина; впоследствии его убрали. А вот аптека в первом этаже, открытая сразу после постройки здания, работает до сих пор.


13. Земляной Вал, д. 14. Постконструктивистский дом построен в 1934-м году, архитектор а.А. Кеслер. В этом доме жил Валерий Чкалов, улица потом носила его имя. Ещё здесь жили Маршак, Кукрыниксы, Юон, Ойстрах, Прокофьев.


14. Земляной Вал, д. 27. Жилой дом управления Московско-Курской железной дороги. Архитектор Б.Н. Шатнев, построен в 1927-29 годы.


15. Земляной Вал, д. 27, строение 2. Пристроен к предыдущему дому в 1935-м году. Фасад дробят прямоугольные эркеры.


16. Земляной Вал, д. 32  Архитектор И.К. Сергеев, построен в 1933-36 годы.


17. Воронцово Поле, д. 5-7, стр. 8. Построен в 1935-м году. РЖСКТ "Электросила".


18.


19.


20. Хохловский переулок, дом 11 стр. 1. 1930-й год постройки.


21. Хохловский, д. 15. 1930-й год постройки.


22. Улица Чаплыгина 1/12 стр. 1


23. Чаплыгина 1/12 стр. 2.


24.


25. Большой Харитоньевский переулок.. дом 9. Построен в 1926-м году, архитектор В.Е. Дубовский. Дом старых большевиков. Из известных жильцов Леонид Парфёнов и Рина Зелёная.


26. Ещё весной на торцевой стене было граффити "Старый город" по эскизу Салавата Щербакова. Но облечённые властью идиоты решили, что без граффити будет красивее.


27. Большой Харитоньевский переулок.. дом 21, стр. 1, 1928-й год. Стоит во дворе Юсуповских палат..


28. Большой Козловский переулок, д. 11 стр. 1. 1927-й год.


29. Большой Козловский переулок, д. 11 стр. 2, тоже 1927-й.


30. Фурманный переулок, дом 15


Жилой дом, построенный в 1927 г. по проекту архитектора А.И. Ржепишевского. Возведён в стиле конструктивизма архитектором, сформировавшимся в эпоху модерна. Это придало зданию своеобразие - ему чужда формальная лаконичность, свойственная многим конструктивистским сооружениям; это как бы традиционный по структуре доходный дом, но переложенный на язык конструктивизма. Центр здания западает относительно боковых выступающих частей; по углам его фланкируют выразительные лестничные башни с выступающими над кровлей куполами. Любопытно также то, что при строительстве здания использованы многие столярные и скобяные детали, которые характерны для начала века (либо это сохранившиеся запасы, либо продукция старых мастерских).

31. Пришлось прибегнуть к помощи Викимапии, летом из-за зелени дом целиков увидеть невозможно.


32. Покровский бульвар, дом 14/5. Бывший дом ВСНХ (Второй дом Совнархоза). Шести-семиэтажный шестиподъездный кирпичный жилой дом построен в 1930-м году, архитектор В.С. Мартынович.


33. Кроме разнообразных начальников всех мастей среди известных жителей дома отметилась Марина Цветаева. Здесь, с 1940 г. по 1941 г. в трёхкомнатной квартире № 62 известного учёного Б.И. Шукста, она снимала комнату. Это её последний московский адрес.


34.


35. Маросейка, 10/1. Дом 1930-го года. После капремонта переведён в нежилой фонд, сейчас сдаётся под офисы.


На этом с конструктивизмом Басманного района почти всё. Есть ещё 5-7 домов, до которых я пока не добрался, но ничего выдающегося они не представляют. Для коллекции я их рано или поздно обязательно посмотрю.

Будёновский посёлок.
Конструктивизм в Басманном районе.
Комплекс зданий Наркомата путей сообщения.
Комплекс зданий ЦАГИ-ВИАМ на улице Радио
Конструктивизм Басманного района. Часть 5.

велопрогулки, конструктивизм, Басманный район, Москва

Previous post Next post
Up