Продолжим прогулки по конструктивистским посёлкам Москвы. В разных источниках фигурирует число 26 - именно столько их было построено в конце 1920-х - начале 1930-х. в их числе и Будёновский посёлок (Будёновский городок), расположенный в Басманном районе на Большой Почтовой улице. По своим размерам он сравним с Хавско-Шаболовским и Дангауэровкой, но более компактный. Посёлок занимает квартал, ограниченный Большой Почтовой, Новой Дорогой, Рубцовским переулком и ЖК "Русская Венеция". Плюс ещё три дома, "перешагнувшие" через Новую Дорогу. Изначально он не имел имени и назывался просто Новые дома на Хапиловке. Хапиловка - приток Яузы, а улицы Большая и Малая Почтовая раньше были одной улицей и называлась она Хапиловская. А где новые дома, там и Новая дорога. Улица эта имеет своё продолжение на другом берегу Яузы, но мост между ними так и не был построен.
Строительство велось с 1926 по 1931 годы. Коллектив архитекторов возглавлял Михаил Мотылёв, автор нескольких подобных проектов, в том числе и
Дангауэровки. Здесь был применён такой же приём, как и в "американских" домах Дангауэровки - "S"-образные дома из типовых секций образуют полузамкнутые дворы.
2. При внешней схожести домов планировки квартир отличались большим разнообразием - от общежитий и коммуналок до полногабаритных квартир с большими кухнями и балконами.
Посёлок был не для работников какого-то конкретного завода, а городским. Как бы сейчас сказали - муниципальным. Дома заселялись семьями офицеров (из Википедии). По другим сведениям население было достаточно разношёрстным. Интересно, что, борясь со старой иерархией, поселок стал одновременно выражением новой. Лежала она в принципе заселения. Дворники, слесари, электрики жили в полуподвалах. Милиция на первых этажах. Элита в отдельных подъездах. И хоть дети играли во дворах все вместе, хорошо одетых ребят остальные называли «американцами».
3. Одно из отличий Будёновского посёлка от собратьев - это его двуцветность. В конструктивизме часто встречаются "полосатые" дома, построенные из слоёв красного и белого кирпича. Но здесь дома оштукатуренные и покрашены в жёлтый и красный цвет. Так они смотрятся значительно наряднее.
4.
5.
6.
7. Хоть секции, из которых собраны здания типовые, разнообразие всё же присутствует.
8.
9. Но есть и однотонные дома. Не знаю, это последствия поздних ремонтов или же первоначальная задумка архитекторов.
10.
11. Дома на другой стороне Новой Дороги уже отличаются и по цвету, и по архитектуре. Здесь уже можно увидеть фрагменты руста, хоть и построены они были одними из первых..
12.
13.
14.
15.
О дальнейшей судьбе посёлка было много споров. В начале века его вроде было определили под снос, но у Лужкова руки не дошли. Собянину поначалу тоже было не до него. Место хорошее, но заселён посёлок достаточно плотно, много на его сносе не заработаешь
Да и столичный Департамент культурного наследия, спохватился, вспомнил про историко-архитектурную ценность городка. В общем постановили провести публичные слушания с участием местных жителей. Вместо слушаний в конце 2012-го года был проведён поквартирный опрос, в ходе которого 179 жильцов из 1182 опрошенных поддержали предложение о расселении и сносе, а 990 выступили против. Остальные 13, видимо. воздержались. Как говорится, дураков нет съезжать с такого замечательного места (вернее есть, но мало).
Коммуникации, конечно, изношены. А учитывая, что перекрытия в домах деревянные, любые протечки ставят их сохранность под угрозу. Капитальный ремонт по нашим нормам не может включать в себя замену перекрытий, но вот коммуникации поменять и крышу отремонтировать - это можно. Но всё равно это полумеры. В 2002-м два дома реконструировали с заменой перекрытий на бетонные и надстроили дополнительными этажами, а значит стены и фундаменты домов крепкие.
16.
17. Ремонт ведётся сразу в нескольких корпусах. Здесь идёт замена крыши. Снятые стропила вполне прилично выглядят, без следов гнили.
Возник у меня вопрос по инфраструктуре посёлка. Канонический конструктивисткий посёлок конца 1920-х годов должен был иметь стандартный набор: клуб, баню, фабрику-кухню, школу, детсад, библиотеку, магазин.
18. Под клуб отвели здание храма Святой Ирины, которая расположена во 2-м Ирининском переулке, метрах в 300-х от Большой Почтовой.
Ну а что же с остальными общественными зданиями? Давайте разбираться.
19. Встречал информацию, что детский сад был в одном из корпусов, отданным впоследствии под общежитие для лимитчиков. Детский сад был в в этой двухэтажной пристроечке, но он явно маловат для такого посёлка.
На том месте, где сейчас детсад, построенный в 1984-м году, раньше был яблоневый сад и библиотека. Значит библиотека всё-таки была.
20. Школа была построена только в 1935-м. Видимо, к тому времени начали подрастать дети, родившиеся уже в посёлке.Соответственно времени и само здание уже постконструктивистское.
21. Ещё одна школа была построена в 1939-м году. Другая сторона Рубцовского переулка.
Ещё одно учебное здание было построено в 1936-м год в соседнем квартале, на другой стороне Новой Дороги. Первоначального назначения я не знаю, но в 1980-е, помню, там был политехникум.
22. Возможно, под общественные задачи использовалось это здание внутри квартала, информации о котором я не нашёл.
23. В домах посёлка полноразмерные кухни, как в коммунальных, так и в отдельных квартирах. В коммуналках, я слышал, кухню совмещали ещё и с ванной. И в некоторых домах в квартирах были даже печки.По крайней мере в первых домах, построенных вдоль Новой Дороги, ванных комнат не было. Но зато в последующих были не просто отдельные ванные и туалеты, а оборудованные окнами.
Так что было где приготовить еду и помыться не выходя из дома. Если мои умозаключения верны, то фабрика-кухня и баня не были построены за ненадобностью. Любители попариться могли сходить в расположенные не так далеко Доброслободские бани или, на крайний случай, Дангауэровские. Других бань рядом с посёлком я не припоминаю.
Увиденное вселяет сдержанный оптимизм. Капитальный ремонт зданий позволяет надеяться, что под снос квартал не запланирован. Хотя в нашей стране всё возможно. свежайший пример - Дом творчества кинематографистов в Болшеве, капремонт которому делали в аккурат перед сносом. Ценность таких посёлков - в их целостности. Если оставить 2-3 дома, как предлагают некоторые, то среди многоэтажных башен выглядеть это будет как минимум нелепо. А район хороший, комфортный, зелёный. Заезжал я сюда летом позапрошлого года, но снимать толком не получилось из-за густой листвы.
На Будёновском посёлке конструктивизм Басманного района не заканчивается, его ещё много, причём очень интересного. И мы его увидим в ближайшее время.