"Фотограф не нужен". В кадре -
veryoxygenРабота в студии
Вопреки многим предубеждениям, современные беззеркалки - прекрасные инструменты для студийной работы.
Визирование в условиях затененной студии на E-M1 не представляет никаких трудностей, а на случай совсем уж темного помещения всегда есть режим Live view boost, при котором предпочтение отдается максимально светлой картинке, а не отображению реальной экспозиции (понятно, что при съемке с импульсным освещением правильную экспозицию камера показать не может).
Более того, как я уже говорил выше, в большинстве случаев камера прекрасно определяет лица, поэтому и фокусировка не доставляет проблем.
Наличие полноценного разъема проводной синхронизации позволяет при необходимости подключить камеру напрямую к импульсному источнику (в тех случаях, когда например в радиосинхронизаторе сели батарейки).
Вообще в студии на E-M1 можно получить прекрасные кадры - резкие, детализированные, с отличным цветом и объемом, несмотря на расхожее мнение о том, что, мол, дваждыкроп вообще не способен нарисовать пластичную картинку. Способен.
ISO 200, 1/320, f/2.8, 50 mm, NR-off, camera jpeg. По клику - полноразмер.
Скачать RAW В кадре -
veryoxygen
ISO 200, 1/320, f/2.8, 50 mm, NR-off, camera jpeg. По клику - полноразмер.
Скачать RAW В кадре -
veryoxygen Пожалуй, единственный серьезный недостаток E-M1 состоит в невозможности съемки в компьютер (tethered shooting по Wifi, либо по USB). К сожалению, на момент написания обзора приложение OI.Share доступно только для мобильных платформ, а десктопной версии нет. Возможно, Олимпус исправит это досадное недоразумение в будущем, ведь для этого нет никаких видимых причин, просто нужно скомпилировать и отладить уже практически готовую программу-клиент под платформой PC и Mac.
Возможности видео
Если ознакомиться с несколькими интервью Тошиюки Терада, одного из ведущих разработчиков Олимпуса (а это именно тот человек, который определяет направления развития системы), то можно четко и ясно понять, что линейка OM-D вообще никогда не ориентировалась на сколько-нибудь профессиональную видеосъемку.
Конечно ни один производитель фотокамер сегодня не может позволить себе выпустить аппарат без возможности видеозаписи (как это было нормой всего несколько лет назад). Поэтому в OM-D видеозапись есть. Для нее даже имеется отдельный режим на колесике.
И точка :)
Несмотря на то, что аппаратные возможности и E-M1, и даже E-M5 очень и очень велики (взять хотя бы великолепный стабилизатор или возможность считывания изображения с матрицы со скоростью аж 240 кадров в секунду при несколько пониженном разрешении - а именно такой режим используется при следящем автофокусе), весь этот потенциал совершенно не реализуется при видеосъемке.
По словам Терады в одном из интервью, они вообще изначально не ориентировались ни на какие режимы, кроме 30 к/с, и только такую частоту кадров можно выбрать для видео и в старой, и в новой камере.
Разрешение видеосъемки при этом может быть 1920x1080, 1280x720, 640x480, а кодеки - AVC H.264 и Motion JPEG.
Будем справедливы к Олимпусу - все-таки некоторые улучшения в видеорежиме есть.
Во-первых, это немного увеличенный битрейт (25 Mbps вместо 20 Mbps). С одной стороны, разница в 5 Mbps - совсем небольшая, но в целом от просмотра роликов, снятых на E-M1 у меня очень положительные впечатления. Отчасти качество видео улучшилось и за счет нового движка конвертации Fine Detail (ведь по существу любое видео - это набор стоп-кадров, каждый из которых был снят с матрицы в сыром виде и обработан процессором, как и обычный фотоснимок).
Click to view
В плане юзабилити видеосъемка стала удобнее, благодаря возможности менять точку фокусировки в процессе записи видео.
В качестве опции к камере можно подключить дополнительный микрофон (скажем, для стендапов с «петличкой») или аудио от внешнего источника (например, с линейного выхода микшерского пульта при записи концертов).
Click to view
В принципе меня, как и многих других пользователей, не оставляет надежда, что какие-то дополнительные возможности и режимы сделают в обновлениях прошивки (тем более, что, как говорят, Олимпус одумался и начал смотреть даже в сторону 4K видео в будущих камерах).
Несколько расстраивает еще и то, что потенциально интересный режим Digital Teleconverter реализован путем простого цифрового двукратного масштабирования (интерполяции), а не за счет настоящих пикселей матрицы, как это сделано например в смартфоне Nokia 808 - во время зуммирования используется участок честных пикселей, кропнутых из матрицы.
Click to view
Click to view
Интервальная съемка
В E-M1 появилась встроенная опция съемки time lapse. Устроена она предельно просто: в меню выбираете соответствующий пункт, устанавливаете количество кадров, промежуток между ними и задержку первого кадра. Дополнительно можно включить автоматическую сшивку кадров в видеоролик.
Теперь можно перейти в режим визирования и запустить серийную съемку нажатием кнопки спуска. Камера отснимет нужное количество кадров и при необходимости сгенерирует из них видеофайл (в маленьком размере и довольно низкого качества - это видео можно рассматривать только как черновое превью для оценки пригодности снятого материала).
А вот из хорошо сконвертированных полноразмерных равов и с применением панорамирования в видеоредакторе уже можно собрать очень приличный результат:
Click to view
Какие недостатки есть у этого режима?
Например, нельзя снимать в режиме HDR (пусть этот режим и ограничен только камерным джейпегом, но почему бы и нет, многие снимают таймлэпсы в джейпег с целью экономии места и времени на обработку).
Но самое неприятное, что в режиме интервальной съемки нельзя заставить камеру полностью отключить дисплей. Да, если у вас выставлено автоотключение, то через минуту дисплей погаснет и потом включится перед следующим кадром. Но если интервал между кадрами меньше минуты, то экран будет светиться все время съемки, и обойти это никак нельзя. Таким образом, полностью заряженную батарею камера высасывает примерно за час интервальной съемки. Поэтому, собираясь на таймлэпсы, прихватите с собой 2-3 дополнительных аккумулятора.
В принципе режим вполне рабочий, если бы не упомянутые выше недостатки. Ну с отсутствием HDR еще можно мириться, если снимать в RAW, а вот всего час съемки на аккумуляторе - это маловато.
Подключение по Wifi
В E-M1, по модной и благодатной тенденции, появился наконец встроенный модуль Wifi. Находится этот модуль аккурат внутри «рукоятки».
Возможности взаимодействия по Wifi довольно стандартны: удаленное управление камерой, передача фотографий, привязка GPS-координат.
Приложения для работы с камерой на момент публикации обзора существуют в версиях для iOS и Android. К сожалению, как я уже писал выше, нет никакого намека на десктопную версию OI.Share. Это, конечно, сильно расстраивает - к примеру, предметная съемка на потоке будет очень неудобна без возможности сразу передавать фотографии в компьютер.
Режим дистанционной съемки имеет весь необходимый функционал - управление режимами съемки, параметрами экспозиции, ISO, затвора.
Что касается GPS, то принцип работы простейший: выставляем часы на устройстве и камере, запускаем OI.Share и включаем трекинг. При подключении камеры приложение сбрасывает на аппарат координаты и прописывает их в фотографии.
Замеченный мной недостатки:
1. Качество живой картинки - низкое даже при настройке приоритета качества, а не скорости:
По клику - полноразмер.
То есть низкое настолько, что трудно определить, куда камера сфокусировалась.
Пусть лучше бы скорость обновления была еще меньше, но картинка имела большее разрешение. Как минимум вдвое.
2. На устройство загружаются изображения сильно уменьшеньшенного размера и только jpeg.
Это при том, что на iOS например я знаю как минимум два неплохих RAW-конвертера, которыми даже можно пользоваться.
Какой в этом смысл, я не знаю. Если при наличии Camera Conntection Kit я могу перекинуть полноразмеры вместе с равами.
3. Невозможно записывать видео. Это тоже сильно урезает функционал.
4. В целом приложение довольно сырое, встречаются глюки и ошибки. Например, в один прекрасный момент у меня перестала работать съемка. Ну и по мелочи.
Как итог - потенциал есть, но полностью не реализован, куча глупых ограничений и ошибок. Ждем обновлений.
Автономность камеры
В среднем E-M1 может обеспечить съемку около 300 снимков на одном аккумуляторе. Плюс-минус, очень сильно зависит от стиля съемки, от того, будете ли вы полностью выключать камеру между кадрами, от того, какое время автоматического засыпания установлено в настройках, насколько много будете визировать с полунажатой кнопкой спуска (в режиме стабилизации).
У меня не было ни одного случая, чтобы аккумулятора (пусть и впритык) не хватило на полный съемочный день.
То есть, имея на руках еще один запасной аккум, можно вообще себя весь день чувствовать свободно и камеру не выключать вовсе, если знаешь, что вечером окажешься у розетки или подзарядишься в машине.
Конечно это не единички кэнона с большими батареями, которые снимают по неск. тысяч кадров. Но надо понимать, что размер и вес ограничен, а энергопотребление из-за постоянно работающего экрана - высоко.
Вообще, на самом деле, для меня главной проблемой и E-M1, и E-M5 является не относительно небольшое количество снимков, которые можно сделать на одном заряде аккумулятора, а индикация батареи. Совершенно по-дурацки сделано - значок батареи показывается при включении на несколько секунд, а потом исчезает и появляется уже тогда, когда заряда осталось буквально на десяток снимков. Что мешало сделать постоянную индикацию с делениями или даже с прогнозом кол-ва снимков?
Ждем ответов от инженеров Олимпуса :)
ИТОГИ И ВЫВОДЫ
Для начала давайте соберем в единую картину все плюсы и минусы камеры.
Однозначные достоинства:
- Прекрасный дизайн и эргономика, качественные материалы корпуса
- Управление, которое можно полностью настроить под себя вплоть до мелочей (если закрыть глаза на недостатки меню)
- При возможностях хорошей кроп-зеркалки - компактность и вес, все еще позволяющие носить камеру в большом кармане куртки (а в очень небольшую сумку типа messenger's bag влезает полный комплект с оптикой на все случаи жизни)
- Скорость работы во всех аспектах во время съемки и просмотра
- Завидный режим серийной съемки и большой буфер кадров
- Отличная стабилизация
- Очень эстетичный цвет и неплохое качество камерных джейпегов и видео
- Разрешение и пиксельная резкость с запасом покрывают любительские нужды и открывают некоторые возможности и для проф. использования камеры
- Хороший функционал - теперь есть HDR, интервальная съемка и другие полезные фичи
- Wifi-коннективити (хотя и со своими ограничениями)
Недостатки и недочеты камеры, которые хотелось бы видеть исправленными:
- Неполноценный, очень ограниченный в настройках и качестве видеорежим
- Скромное качество изображения на высоких ISO
- Программное ISO 100
- Неинформативная индикация заряда аккумулятора
- Камера выходит из режима сна при нажатии на любую кнопку (нужно - только при нажатии на спуск)
- Режим "телеконвертера" в видео мог бы использовать для увеличения реальные пиксели матрицы, а не интерполяцию
- Во многом нелогичное и неудобное меню настроек камеры, особенно для новичка
- Невозможно взять ББ по уже снятому кадру, только в реальном времени
- Ограниченные возможности timelapse: невозможно снимать в режиме хдр, нельзя погасить экран между кадрами (быстро съедается батарея), очень низкое качество видео-сборки
- При съемке HDR невозможно сразу получить и камерный HDR-jpeg, и набор равов с брекетингом (сделано два независимых режима вместо одного - снял брекетинг в RAW, получил опционально HDR-jpeg)
- Ограниченные возможности удаленной съемки через Wifi - низкое качество картинки, невозможность видеосъемки, глючность. Передача файлов также имеет ограничения - только жпеги в уменьшенном разрешении. Нет десктоп-версии клиента.
- Фокус-пикинг реализован не идеально (дерганая картинка, странная работа с мануальной оптикой)
- Ограничения и недостатки фазового автофокуса
Какие же выводы можно сделать из всего этого?
- Если у вас уже есть E-M5, то апгрейд имеет смысл ради улучшенной эргономики, плюс, если вам нужна более высокая скорость съемки (что касается АФ, то отличия минимальны), если нужен улучшенный jpeg и немного улучшенное видео.
Если вы работаете с RAW и не занимаетесь репортажем, то можно прикупить китайскую рукоятку за 50 баксов и успокоиться на этом.
Покупая E-M1, вы практически не получите видимого выигрыша в качестве картинки при съемке в RAW.
- Если у вас есть кропнутая зеркалка, то смело продавайте ее со всеми потрохами и берите E-M1 - с вероятностью 99% эта камера заменит вам зеркалку, обеспечив вдобавок прекрасным цветом и даст компактность с огромным выбором оптики.
- Если у вас нет никакой камеры, или вы ищете, на что поменять цифрокомпакт, то E-M1 - пожалуй, лучшее решение. Камера отлично подходит для обучения фотографии, очень универсальна, уверенно работает в автоматических режимах, при желании полностью переводится в ручной режим во всех параметрах.
- Если вы занимаетесь портретом, то E-M1 вам даст приемлемый результат как на натуре, так и в студии, но, возможно, если вы снимаете ТОЛЬКО портреты, то лучше посмотреть в сторону новых Sony a7.
- Если вы занимаетесь пейзажем, то E-M1 даст вам прекрасный цвет и ДД, но несколько проиграет в разрешении 24-36-мегапиксельным камерам типа D800 или Sony a7.
- Если вы занимаетесь предметной съемкой и натюрмортом, то E-M1 - ваш выбор. Во-первых, на дваждыкропе обеспечивается преимущество в ГРИП (примерно двукратное, в сравнении с полнокадровыми камерами). Во-вторых, такой размер матрицы и рабочий отрезок позволяют за не очень большие деньги "сделать" себе качественную тилт-оптику из тилт-адаптера и какого-нибудь неавтофокусного 50 мм объектива. В-третьих, камера обеспечивает отличную резкость и цветопередачу.
- Если вы планируете снимать серьезное видео, то E-M1 вас несколько разочарует. Хотя стабилизатор и обладает большой привлекательностью, но например в Панасонике видеорежим намного более продвинут, а на выходе получается ощутимо более качественные файлы.
- Если вы ищете совсем легкую камеру для поездок, то вместо E-M1 лучше присмотреться например к E-PL5 - качество картинки получите то же самое, но почти втрое дешевле, и легче по весу.
Какую оптику и дополнительные аксессуары взять на E-M1?
- Я бы обязательно дождался приезда в Россию нового объектива Olympus 12-40 mm f/2.8. По виденным мной семплам, это очень хороший объектив, который покрывает 90% каждодневных съемочных задач.
- В качестве фишая можно не думая брать Samyang 7.5 mm f/3.5. Очень резкое и компактное стекло.
- Как светлый ширик подойдет Olympus 12 mm f/2.0 (но он недешев, и нужен ли он будет при наличии 12-40 mm f/2.8 - вопрос).
- Аналог 35 мм на полном кадре, т.е. фикс на каждый день - Olympus 17 mm f/1.8 - хорошее резкое стекло небольшого размера.
- В качестве "полтиника" не имеет альтернатив Panasonic Leica 25mm f/1.4.
- Как "короткий" портретник однозначно брать Olympus 45 mm f/1.8 - отличная резкость, рисунок.
- Для лицевых портретов и как умеренный телевик лучше всего подойдет Olympus 75 mm f/1.8, хотя это и недешевое стекло.
- Рабочий телевик на каждый день с классическим диапазоном фокусных ЭФР 70-200 - Panasonic 35-100 mm f/2.8. Это не очень быстрый объектив, но у него удивительно приятный рисунок.
- Также есть смысл дождаться Olympus 40-150 mm f/2.8 - анонс на весну следующего года.
- Более "дальний" телевик - здесь уже нужно выбирать из нескольких версий 75-300.
- Из макриков не имеет альтернатив Olympus 60 mm f/2.8 macro. Отличная резкость, рисунок.
А вообще система m43 прекрасна тем, что на нее есть огромное количество оптики не от Olympus, в том числе и неавтофокусной.
Из дополнительных аксессуаров я бы посмотрел на батарейную ручку, которая не только даст еще более удобный хват, особенно в портретной съемке, но и обеспечит дополнительное питание камеры.
В завершение обзора хочу поблагодарить:
- Всех читателей, которые принимают участие в жизни блога
- Компанию Olympus - за предоставленную технику (и надеюсь в ноябре получить на тесты 12-40 2.8 и другую оптику, чтобы рассказать о ней читателям)
- Илью Борга
sail2ithaki - за технические консультации
- Оксану Корноушенко
veryoxygen - за прекрасную студийную сессию (и за терпение!)
-
alexkikot - за предоставленные на тест Lumix 20 mm f/1.7 и Lumix 35-100 mm f/2.8
-
dgv_ff - за возможность испробовать на новой камере Olympus 11-22 mm f/2.8-3.5
Все части обзора:
1. Дизайн, эргономика, дисплей и EVF 2. Скорость, автофокус, съемка на MF-объективы, работа автоматики 3. Сенсор: чувствительность, ДД, детализация, цветопередача, стабилизатор 4. Студийная съемка, видео, Wifi, доп. функции и прочая информация. Итоги.