Foreword
К счастью, наконец у меня впервые появилась возможность взять на тестирование одну из новинок фототехники. Увы, новая оптика до России еще не доехала, а очень хотелось потестировать 12-40 mm f/2.8. Поэтому пришлось довольствоваться старым темным китовым объективом 12-50 mm f/3.5-6.3, но на него я снимал в основном только тесты автофокуса.
Кроме того, благодарю за содействие читателей блога, которые смогли предоставить на время тестов кое-какую оптику:
alexkikot - за Lumix 20 mm f/1.7 и Lumix 35-100 mm f/2.8, а также
dgv_ff - за 11-22 mm f/2.8-3.5.
К сожалению, выдали технику ненадолго, всего на неделю, да и с погодой не заладилось, как назло. Поэтому некоторые запланированные тесты провести не удалось.
В частности, я не могу сказать ничего внятного о том, насколько стал лучше (если стал) режим фокусировки с трекингом (не было погоды и достойной быстрой оптики), совсем маленьким получился опыт с объективами от старшей системы m43, и еще какие-то моменты, возможно, оказались недостаточно полно освещены.
Однако я рассчитываю на то, что смогу взять более полный набор E-M1, оптики и аксессуаров в будущий ноябрьский отпуск, чтобы оттуда привезти много красивых фото и впечатлений от новинок Олимпус, которыми в будущем дополню этот обзор.
Первые впечатления
OM-D E-M1 даже после дотошного осмотра и ощупывания производит неизгладимо приятное впечатление. Она по-своему красива и не только выглядит, но и ощущается как абсолютно профессиональный фотоаппарат (насколько вообще дозволяется говорить такое о камере с дваждыкропнутой матрицей - уже другой вопрос, выходящий далеко за рамки этого обзора).
Если E-M5 по сути лишь заигрывает с дизайном пленочных Олимпусов (и зачастую во вред эргономике), то E-M1, хотя и наследует внешний вид старых камер, но обладает во многом уникальным дизайном, который лишь тонкими намеками перекликается с пленочной серией и, главное, не в ущерб удобству.
В этом видео я впервые заглядываю в коробку с E-M1 и рассказываю о своих первых впечатлениях:
Click to view
Корпус и по форме, и по качеству материала - солидный и ухватистый, участки, касающиеся рук, покрыты очень цепкой резиной.
Элементы управления - удобные и надежные, колеса сделаны из металла, имеют слегка скошенные края, и поэтому легко управляются пальцами.
Что касается хвата, то здесь эргономика новой камеры автоматически улучшается за счет рукоятки, которая теперь составляет одно целое с корпусом. Хотя и остается еще небольшое провисание мизинца, понятно, что если сделать камеру еще выше, она совсем перестанет быть компактной.
Предыдущая модель - Olympus E-M5 - была и остается очень неплохой и, что немаловажно, харизматичной камерой (хотя теперь уже и не флагманом). Однако, когда проходит первое очарование от E-M5, «уши» любительского аппарата вылезают буквально из-за каждого угла. Это и пластиковые элементы корпуса, и некомфортный хват, и неудобные кнопки, и разваливающийся со временем наглазник, и пресловутые трещины на рамке экрана, ушки ремня, лезущие под пальцы... А без дополнительной (и достаточно дорогой) батарейной ручки даже в моей не очень крупной руке камера лежит не идеально, расположение кнопок местами очень неудачное, как и их форма (чего только стоит лилипутская кнопка Play!)
E-M1 избавлена от многих недостатков предшественницы (хотя, конечно, дизайн и эргономика всегда остаются вопросом личных предпочтений каждого). Все ощущается намного крепче и надежнее, в том числе и та самая рамка дисплея, которая давала трещины на многих E-M5.
Но есть и некоторые мелкие надоработки. Например, на E-M1 больше нет такого выраженного резинового упора (имитации рычага взвода затвора) для большого пальца правой руки. То есть некий выступ имеется, но он уже не так удобен, как на E-M5.
Кстати, лично для меня один из недостатков эргономики E-M1 то, что сзади находится 4 кнопки совершенно одинаковой формы и размера, и я поймал себя на том, что никак не могу запомнить их расположение и управлять камерой вслепую (постоянно путаюсь между Menu, Info, Play и Trash).
Возможно, тут дело привычки, а может быть и действительно эргономичекий просчет. Это будет понятно, если поработать с камерой не одну неделю.
Насколько вообще E-M1 большая камера?
На самом деле - немногим больше, чем E-M5.
Размеры новинки (ширина, высота, глубина) - 130 х 94 х 63 см.
Для сравнения E-M5 - 122 х 89 х 43 см.
То есть новинка шире почти на сантиметр и рукоятка выпирает на два сантиметра. Но уверяю вас, каждый лишний миллиметр - по делу и на пользу.
Размер рукоятки в принципе не больше, чем высота любого надетого объектива. Плюс сзади наглазник выпирает немного больше,чем на E-M5, но он и намного удобнее при этом.
Таким образом в целом компактность камеры с любым даже самым небольшим объективом примерно такая же, как и у E-M5, а удобство использования на порядок лучше.
E-M1, как и предшественница - далеко не карманная камера, как например пены. Так какой смысл бороться за миллиметры и граммы, если камера все равно не влезет даже в большой карман? Тем более что E-M1 сделана в том числе и как замена ушедшей в небытие серии зеркальных Олимпусов, с их довольно крупными объективами.
Поэтому дизайнеры не стали мельчить в угоду компактности, и, я считаю, правильно сделали. Тем более что у Олимпуса и так есть серия именно карманных камер, для которых в достатке малоразмерных объективов.
Впрочем, при желании E-M1 с каким-нибудь компактным объективом «блинчиком» можно уместить в кармане куртки.
А в небольшой сумке камера уместится вообще с полным набором оптики на все случаи жизни.
Что касается веса, то он очень близок к E-M5 - 497 г против 425 г. И я даже удивлен, как Олимпусу удалось сохранить вес почти таким же, значительно облагородив материалы, из которых сделана камера.
Отдельного упоминания заслуживает защита камеры от воздействий окружающей среды. Как и E-M5, новая камера хорошо защищена от брызг и влаги (но при этом, естественно, нужно использовать ее в паре с защищенной оптикой, например, старым китовым объективом 12-50 mm f/3.5-6.3 или с новым светосильным зумом 12-40 mm f/2.8). Кроме этого производителем заявлена морозоустойчивость - E-M1 теперь совершенно официально переносит охлаждение до -10°C. Это не значит, что раньше на камеры Олимпус было категорически запрещено фотографировать на морозе, однако теперь вы можете вообще не беспокоиться за сохранность техники на холоде.
Дисплей, тач-управление, меню
Дисплей E-M1 остался прежнего размера (3"), однако разрешение его выросло с 0.61 млн до 1,037 млн точек - почти вдвое. С одной стороны, это плюс, с другой стороны, на мой взгляд, с более мелкими пикселями стало труднее фокусироваться вручную. Возможно, дело привычки, но попадание в резкость на E-M5 мне видно лучше, чем на E-M1.
Дисплей обладает достаточным запасом регулировки яркости (но странно, что нет автонастройки от датчика освещенности) и позволяет вполне комфортно работать и на ярком свету, и в темноте.
Однако, если сравнивать экраны на старой и новой камерах, то на E-M5 изображение выглядит более контрастным и четким, причем все градации воспроизводятся вполне корректно, но черный более глубокий, тогда как на E-M1 черный немного белесоват. Это, скорее всего, связано с разными технологиями дисплеев.
Многим не по вкусу излишняя контрастность, типичная для OLED-экранов, но, на мой взгляд, хоть дисплей пятерки и показывает, на мой взгляд, немного грубоватую картинку, однако в пользовании, особенно при ярком свете, это скорее плюс, чем минус, да и в темноте на E-M5 не так бросается белесоватость черного, как на E-M1.
Слева - E-M1, справа - E-M5
Также немного отличается цветопередача. Кстати, и для дисплея, и для видоискателя предусмотрена раздельная подстройка тона по оси теплый-холодный.
В целом от дисплея ощущения такие: разрешение - намного лучше, цвет и контраст - чуть-чуть хуже.
Тачскрин в E-M1 стал намного отзывчивее. Больше нет никаких тормозов при перелистывании фотографий, при прокрутке и во время просмотра с увеличением:
Click to view
Да, кстати, теперь в режиме просмотра используется датчик ориентации камеры: фотографии автоматически меняют ориентацию при переворачивании камеры на бок или вверх ногами. То есть портретные фото можно смотреть в полный экран, просто наклонив камеру. Очень удобно.
Если в режиме просмотра потянуть за «язычок» внизу экрана, то появится скрытое меню, где можно включить режим выделения, при котором можно прикосновением выделить несколько снимков. Это удобно, когда нужно например выделить и удалить неудачную серию из пары десятков фотогргафий.
Конечно жаль, что в камере все еще нет мультитача и завязанных на нем функций- было бы очень удобно например зумить двумя пальцами или ткнуть сразу в несколько фотографий при выделении. Также тачем нельзя прокручивать меню, что я тоже считаю недоработкой.
Что касается самих меню, то старые пользователи Олимпуса будут довольны, а новичкам придется какое-то время ходить в полнейшей прострации, поскольку меню настроек камеры, на мой взгляд (и это мнение разделяют многие), сильно не хватает логики и упорядоченности. Я пользуюсь E-M5 уже больше года - и до сих пор не могу запомнить структуру меню. Например, почему настройки из одной смысловой группы раскиданы по разным меню, а какие-то неблизкие опции расположены рядом.
Быстрое меню Super Control Panel (SCP) конечно во многом помогает, и сделано оно неплохо - все основные параметры съемки под рукой.
Но, что касается меню настроек, то, чтобы вспомнить, где например находится настройка постоянной экспопоправки - нужно просто голову сломать и просмотреть полсотни пунктов меню. И так почти со всеми настройками. А теперь ведь еще прибавилось новых опций.
Тем не менее, в камере реализована удобная фунция, которая может сократить количество обращений к меню. Это сохранений пользовательских настроек. Для этого в камере есть 4 слота под именами «My Settings 1-4», в каждый из которых можно записать полностью все текущие установки режимов съемки. Далее каждый из этих пресетов можно назначить на отдельную функциональную кнопку.
Например, я включил в камере режим фокусировки с трекингом, серийную съемку, центровзвешенный замер, запись только в RAW, автобаланс белого и авто-ISO, после чего сохранил эти настройки как My Settings 1 и назначил вызов этого пресета на кнопку Fn1. Теперь в любой момент, независимо от того, в каком режиме идет текущая съемка, я могу нажать кнопку, и камера переключится в сохраненный режим, а повторное нажатие кнопки вернет к предыдущему съемочному режиму.
Типичная ситуация: мы вяло снимаем городской пейзаж на полностью ручных настройках, и вдруг видим, как на горизонте появляется Ламборджини «Дьябло» (ну хорошо, Бугатти «Вейрон»). Нажимаем 1 (одну!) кнопку - и вот у нас уже включен мега-репортажный скорострельный режим со всеми подходящими настройками. Profit! После того, как отстрелялись, жмем кнопку еще раз и продолжаем дальше неспешное пейзажничество.
Это реально удобно!
Видоискатель EVF
Электронный видоискатель в новой камере тоже подвергся апгрейду - прибавил в разрешении (2.36 мгпкс) и в кратности (1.48x против 1.15х в старой камере). Также появилась автоматическая регулировка яркости видоискателя. И немного увеличился рефреш (скорость обновления картинки).
В работе эти улучшения, на первый взгляд, не очень заметны. Но я обратил внимание, что стал пользоваться видоискателем на новой камере намного чаще, чем на E-M5 - и не с целью тестирования, а просто потому что EVF действительно стал очень качественным. Просто лично для меня он не очень удобен, к тому же у меня левый глаз прицельный.
EVF обладает абсолютной той же функциональностью, что и основной дисплей, и его качество действительно очень высоко.
Лучше может быть только гибридный оптически-электронный видоискатель, как у Фуджи.
Кстати, в новой камере вылечили большую проблему E-M5 - теперь датчик включения видоискатетеля перестает действовать, если дисплей хотя бы немного отклонен от стандартного положения - это позволяет избежать ложного включения EVF из-за прикосновения к верхней части дисплея.
Кнопка принудительного переключения между экраном и видоискателем теперь находится слева от окуляра, и это намного удобнее, если вы предпочитаете переключать EVF вручную.
Все части обзора:
1. Дизайн, эргономика, дисплей и EVF 2. Скорость, автофокус, съемка на MF-объективы, работа автоматики 3. Сенсор: чувствительность, ДД, детализация, цветопередача, стабилизатор 4. Студийная съемка, видео, Wifi, доп. функции и прочая информация. Итоги.