(
Продолжение. Начало здесь.)
Однако совсем не всё было так радужно. Потерпев поражение на поле боя, большевики решили отыграться на поле дипломатическом. Чтобы потянуть время и перегруппировать силы Советами были предложены мирные переговоры, которые Польша с радостью приняла, так как её ресурсы для ведения войны к тому времени практически иссякли. С самого начала этих переговоров польская делегация неожиданно заявила, что не имеет никаких претензий на территорию центральной Беларуси и на город Минск. Державный ум Эдварда Войниловича негодовал:
«…Польша отрекается от Минска, где пропадает весь наш титанический труд, взять хотя бы наше «Аграрное общество», «Взаимное страхование», «Городское кредитное общество», «Матеж», школы, школьные пункты. Неужели этот тяжелый, кропотливый труд нужен был для того, чтобы все свести к нулю не вследствие военных неудач, не в связи с сопротивлением врага, а в результате непонимания всей значимости наших восточных земель для укрепления государства? Ради того, чтобы наша комиссия на мирных переговорах в Риге не то, чтобы «должна была уступить», а с самого начала в принципе «не хотела отстаивать Минск».
Польская делегация на мирных переговорах в Риге в 1921 г.
Он ещё не подозревал, что родная дипломатия нанесёт ему ещё гораздо более сильный и страшный удар. Вскоре выяснятся новые детали мирных переговоров:
«Согласно проверенной информации, граница, обозначенная на мирных переговорах, проходит на восток от Несвижа, а, точнее, между Несвижем и Тимковичами, между Клецком и Тимковичами, далее следуя к реке Лань. Здесь мое родовое гнездо, которое остается у большевиков. Господу Богу было угодно, чтобы я сложил свою голову, бездомный и со скромными средствами на закате своего бытия…».
Но даже в свои 73 года Эдвард Войнилович не был намерен сдаваться. Он собирает старых соратников и соседей по имению и составляет импровизированную «партию по отстаиванию восточных границ Польши».
«После длительных и изнурительных дискуссий мы пришли к заключению, что необходимо придерживаться концепции границ 1772 г. с небольшими уступками, и в ее рамках предоставить бывшим землям ВКЛ широкую автономию. Эту концепцию мы всячески должны были пропагандировать в общественных и правительственных кругах, кто как может и умеет. С этой мыслью я направился в Бельведер, чтобы записаться на аудиенцию к Главе государства и в Министерство иностранных дел к вице-министру Эразму Пильтцу как к одному из наиболее влиятельных лиц в Министерстве».
Министр сделал важное лицо, заверил в своей всесторонней поддержке, пообещал рассмотреть в кратчайшие сроки - в общем, всё, как всегда… Эдвард Войнилович не написал, поверил ли он этим заверениям, но в те дни, пока не стало поздно, он решил в последний раз взглянуть на свою родную усадьбу. Это был действительно самый последний раз…
«Из Бзовца я выехал 23 ноября (1920 года), и только 26-го был в Савичах. По дороге из Несвижа, за несколько верст от дома, я встретил двух уланов, едущих из Тимковичей. Они не советовали мне ехать дальше, поскольку уже последние польские войска прошли через Тимковичи, и польские органы власти покинули их. Огромная территория страны передана большевикам, и в эту «полудикую» зону входили мои Савичи. Но, преодолев такой путь, после таких мучений, повернуть обратно в нескольких верстах от дома я не смог, тем более, покинув в Савичах заранее подготовленный для себя гроб и имея на савичских полях
наши семейные курганы. Я по-прежнему думал, что голову сложить мне суждено здесь. Но судьба распорядилась иначе. Похоже, что мое время еще не пришло.
Мой управляющий Дмитрок, который, вроде бы, должен был оставаться на польской стороне, из Савичей перебрался в Пузово. В Савичах я пробыл три часа, заглянул во дворец, разрушенный внутри и перепачканный следами большевистского пребывания, а еще больше бесконечными заездами и ночлегами польских солдат. Остатки мебели сломаны, ни одного матраца, ни исправного инвентаря. Я попытался найти спрятанное серебро и другие ценности, но безрезультатно. Закопанное в погребе спиртное было украдено, окна разбиты. Люди, пришедшие поздороваться со мной, напуганы, неуверенны в завтрашнем дне.
Настроение далеко не оптимистическое по сравнению с прошлым годом, когда я с ними встречался после первого «наезда» большевиков. За эти пять месяцев многие умерли от тифа. Винокуренный завод был сожжен. Тяжело было возвращаться на порог дома уже почти не хозяином, а «вором», преследуемым одной мыслью - что еще можно было бы спасти. Задержался только на три часа и направился в Несвижский замок, встречая по дороге множество крестьянских телег, везущих ночью из моего леса дубы и сосны, которые выращивались многими поколениями. Я же должен был отворачиваться в другую сторону, делать вид, что не замечаю этого, ибо бороться с варварством уже не мог».
Войнилович, конечно, ещё посражался за то, чтобы его Савичи и множество других имений остались на польской стороне. Но правительство осталось совершенно глухо к просьбам множества людей. Победила точка зрения, согласно которой меньше земель на востоке польского государства означало для него меньше хлопот в дальнейшем.
«24 марта 1921 г. Из Познани приехал Витольд Могильницкий и привез ужасную новость, что мои родные Савичи и Пузово остались на российской стороне. И это тогда, когда знал из газет, что граница пройдет по реке Мороче до ее впадения в Случь. Я рассчитывал на хоть и разоренные, но всегда способные дать мне крышу над головой и кашу в миске мои родные нивы. Я теряюсь в догадках, что же там происходит, что предпринимает мой управляющий, что планирует, как себя ведет в этой ситуации, не получая от меня никаких директив. Бог и здесь нас подверг испытанию».
Эти мартовские дни одним приносили горе, а другим радость - в самих Савичах разнообразные бандиты и чернь также поняли, что хозяева усадеб уже вряд ли вернуться в свои владения. «Разрушение дворца достигло своего пика» - такие известия получал Эдвард Войнилович от своего верного управляющего. Гибли бесценные исторические сокровища, погибала культура нашей земли, созидаемая столетиями выдающимися людьми. Такими, как Эдвард Войнилович…
Ещё один большевистский плакат тех времён. Наглядная иллюстрация к фразе «Есть ложь, есть большая ложь, а есть статистика»
В Савичах наступила новая большевистская действительность. Уже в 1923 году был организован колхоз «Волна революции». Те, кто рассказывал красные байки о том, что даст людям вволю земли и имущества, на деле теперь отбирал у людей и одно, и другое. Людей, соблазнённых пропагандой освобождения от «панов-кровопийц» теперь заставили батрачить на кровопийцу куда более страшного - тоталитарное советское государство.
Правда, триумфального шествия колхозов в Савичах не получилось. Посеявшие произвол и насилие его же и пожали. В 1931 году был убит самый активный колхозно-комсомольский активист деревни Александр Залужный. Убийц не нашли, но власти «усилили бдительность», в результате чего некоторые жители деревни в 1930-е годы оказались в северных лагерях за разную степень «антисоветчины» и «шпионажа».
А чтобы проклятые польские буржуины даже и не подумали бы зариться на землю такого счастливого советского народа, недалеко от деревни, рядом с тем самым курганом Войниловичей, построили два ДОТа. Часть так называемой «Линии Сталина», под началом которого вольно дышал советский человек.
Советский ДОТ 1930-х годов возле деревни Савичи
Естественно, было бы очень любопытно узнать, какие плоды на сегодняшний день принесла Савичам столь упорная большевистская «борьба за народное счастье»? Ради чего страдали семьи Войниловичей и других землевладельцев, а потом и множество обычных жителей деревни?
Неподалёку от Савичей на месте имения ещё одного разрушенного имения Войниловичей
Кляримонты находится колхозный двор. Колхоз не то чтобы особенно сильный и процветающий, но и не отстающий - окрестные поля его силами обработаны не хуже, чем при Войниловичах (технический прогресс всё-таки). Ожидаешь увидеть обычную картину и в самой деревне, но реальность оказывается неожиданной.
Первое, что поражает в Савичах - то, что на въезде в деревню почти не видно дворов и собственно какого-либо культурного ландшафта. Местность за табличкой «Савiчы» напоминает, скорее, одичавший лесопарк.
Современный вид на деревню Савичи
Ещё необычнее то, что «лесопарк» не заканчивается и при въезде в деревню. Не слышно шума деревенской работы, хлопота домашней птицы, лая собак, голосов людей. Иногда из кустов появляются посеревшие заборы с полуистлевшими лавочками возле них.
Савичи. В деревне
Пристально всмотришься - и понимаешь, что там, в глубине густых зарослей когда-то был двор, и сейчас ещё там стоят руины домов и сараев. Постепенно деревня появляется из зелёного моря: дом за домом, двор за двором. Один - пуст и брошен, другой дотла сгорел, третий уже почти совершенно слился с окружающим диким пространством. Первый жилой дом попадается только в середине деревни. Всего же, как показалось, в больших и густонаселённых некогда Савичах (ещё в 1980-х здесь жили более 200 человек!) сегодня не наберётся и нескольких десятков жилых дворов. В некоторых из них, как видно, живут хорошие хозяева, которые следят не только за своим подворьем, но и разбивают огромные огороды за ним, пользуясь тем, что конкуренции за землю в полупустой деревне, конечно же, нет.
Савичи. В деревне
Показательный пример: на месте нынешних полей и огородов к югу от Савичей советские идеологи создали поселение под знаковым (и очень «белорусским») названием «Образцово». Вероятно, хотели продемонстрировать преимущества советского строя на селе. Сегодня от него нет и следа. Коммунистический «образец» продержался ещё меньше, чем сам коммунистический эксперимент над нашей страной…
Савичи. В деревне
В самом центре Савичей стоит совершенно разбитый старый кирпичный дом дореволюционной постройки - единственный подобный в деревне. Возможно, это здание народного училища, открытого в Савичах в начале 20 века. Местные большевистские агитаторы в своё время могли агитировать против чего угодно, но утверждать, что «царизм и помещики держат народ во тьме невежества» они не могли. После 1921 года новая власть создала на базе училища такую же 4-хклассную начальную школу. Сегодня от всего этого остались только исторические свидетельства да исчезающие руины…
Руины дома начала 20 века (народное училище?) в деревне Савичи
Савичская Троицкая церковь, замечательный памятник нашего традиционного зодчества, простояла без всякой о себе заботы дольше, чем то, что советская власть здесь холила и лелеяла. В 1930-х годах храм был закрыт - в стране, основанной на погромах и грабежах, религия действительно была мешающим предрассудком. В церкви сделали склад, а когда неремонтируемое здание пришло в негодность, её просто оставили разрушаться.
Церковь Святой Троицы в Савичах в 1980-е годы
Окончательно храм исчез с лица земли в 1990-е годы. Ещё какое-то время на земле можно было найти его фундаменты, а теперь уже исчезли и они. Зато на месте церкви появился крест. Со свежими цветами и новенькими повязанными на него рушниками. Спрашивается, стоило ли разрушать храм, чтобы потом ставить ему памятно-покаянные кресты?..
Крест на месте Троицкой церкви в деревне Савичи
Место усадебного двора Войниловичей выделяется среди деревни большими старыми благородными деревьями. На месте, где стоял разрушенный до последнего кирпичика дворец весной, вероятно, можно найти какие-то остатки фундаментов. Ну а летом здесь крапива и другая растительность выше роста человека.
Место, где стоял усадебный дом Войниловичей
А на месте хозяйственного двора и бывшего спиртзавода Войниловичей до последнего времени стояли какие-то производственные постройки советского времени. В 2011 году их, давно заброшенные, сравняли с землёй бульдозерами. Так бесславно окончилась эпоха «советского прогресса» в Савичах. Здание старого спиртзавода, хотя и входило в этот производственный комплекс, стояло на некотором отдалении от него. Сегодня внутри старого здания ещё лежат остатки советских производственных механизмов, очевидно, мельничных.
Остатки механизмов внутри бывшего спиртзавода Войниловичей
При сносе 2011 года спиртзавод Войниловичей не тронули, и он пока ещё остаётся уникальным, единственным памятником прекрасной усадьбе. Но как долго он протянет - сказать невозможно. Статуса какого-либо памятника у полуразрушенного строения, как обычно у нас бывает, нет.
Руины бывшего спиртзавода Войниловичей
Когда-то крестьяне Савичей с упоением грабили тех, чьи усилия были залогом успеха и благосостояния этой земли, хранителей её духовности и культуры. Введённым в соблазн насквозь лживой и деструктивной идеологией, им казалось, что ограбив своего помещика, они навеки заживут счастливо на этих «халявных» украденных ресурсах. Что ж, действительно, остаётся только ужасаться, предполагая, сколько сокровищ нашей истории из дворца Войниловичей было пропито, сожжено в печке, пущено на подстилку скоту и проч. в савичских хатах. Но совершенно не удивительно, что ничего из этого не принесло савичским жителям никакой прочной радости или пользы, как не принесло того же петуху жемчужное зерно в известной басне Ивана Крылова. Разорение и нищета, которые они несли своим «классовым врагам» в итоге обернулось их собственным разорением. И сегодня большинство жителей деревни либо уже умерли, либо сбежали отсюда в далёкие города. Доля, которую они уготовили семье Эдварда Войниловича, вернулась к ним самим.
И никто не удосужился вспомнить мудрые и пророческие слова, написанные нашим героем задолго до 1917 года:
«Собственность появилась благодаря стараниям, труду и экономии. Такая собственность облагораживает человека, является стимулом личной инициативы. Противовес ее - собственность, приобретенная насилием над чужой собственностью. Такая собственность деморализует, лишает желания работать и заставляет искать источники удовлетворения своих потребностей не в личном труде, а в стремлении присвоения и захвата чужой собственности…»
Савичи выбрали более лёгкий и порочный путь. За который теперь расплатятся собственным упадком и, скорее всего, гибелью.
____________________________________________________
Воспоминания Эдварда Войниловича полностью можно прочитать
здесь.