В своём журнале я уже неоднократно публиковал оцифрованные страницы старинных книг под тэгом
«Библиотека из Пуково». Теперь же пришла пора написать, что же это за такое местечко с удивительным и забавным названием! Для начала давайте дадим слово известному белорусскому писателю и краеведу 19 века Павлу Шпилевскому: «Пуков небольшая деревня, с церковью; он окружён болотами и бесчисленными протоками, из коих многие впадают в реку Случь. Близ Пукова немало застенков с самыми харатеристическими названиями, носящими следы древности…». Как видите, путешественник 19 века не мог не отметить особый старосветский колорит этого живописного местечка на Копыльщине. Действительно, Пуково - это край древних храмов, прекрасных усадеб и их благородных хозяев. Но обо всём по порядку…
Когда спрашиваешь местных жителей, откуда у их деревни такое дивное название, все, как на подбор, рассказывают о том, что здесь когда-то жил некий богатый пан по фамилии Пук - от него-де и пошло это именование. С точки зрения топонимики, действительно, Пуково принадлежит к группе названий, образованных от имён собственных. Однако на страницах исторических документов с этим местом связаны несколько другие персоны.
В 16 и 17 веках история Пукова, как и всей копыльской земли, была связана с именами князей Олельковичей и Радзивиллов. Эта история уже была в общих чертах рассказана мной в
очерке о местечке Бобовня. Пуково имеет свой замечательный артефакт, относящийся к той эпохе - это монета, называющаяся «Орт» 1621 года чеканки, найденная возле пуковской усадьбы местным краеведом Николаем Былём. На аверсе этой монеты профильный портрет короля Речи Посполитой Жигимонта Вазы, а на реверсе - герб Речи Посполитой.
Орт Речи Посполитой найденый в Пуково. Сейчас находится в коллекции автора
Эта монета принадлежала к числу значительных номиналов своего времени (монета содержала ~5,6-5,8 грамм серебра), а значит, принадлежать она могла небедному человеку, жившему в этих краях. Это значит, что вести отсчёт истории пуковской усадьбы (о которой мы ещё расскажем) можно, как минимум, с первой половины 17 века!
Удивительная страница истории Пукова относится к началу 18 века. Ведь тогда деревня принадлежала… князьям Нойбургским! Да-да, именно этой влиятельной династии из немецкого княжества Нойбург. Это произошло из-за своеобразной «брачной политики» Богуслава Радзивилла, которому в 17 веке принадлежали копыльские и слуцкие земли. Будучи изгоем на своей в основном католической родине, он предпочёл выдать свою единственную дочь Людвику Каролину за единоверного нойбургского князя Карла Филиппа. Естественно, нойбургские князья не собирались вылазить из своих коренных владений ради новоприобретённых земель на востоке. Однако, дабы не упустить от них выгоду, они предпочитали сдавать их в аренду местным шляхтичам из Великого княжества Литовского. В Пуково такой арендатор упоминается в 1731 году - им был Франтишек Друцкий-Любецкий.
В 1744 году Радзивиллы несвижской линии всё таки “вымучили” себе в судебном порядке копыльские владения нойбургских князей, а вместе с ними и Пуково. Долгое время наше местечко принадлежало именно этой славной фамилии. Но в начале 19 века из-за известных авантюр князя Доминика Радзивилла они были вынуждены расстаться со значительной частью своих владений. В их числе было и Пуково, которое перешло роду Наркевичей-Иодко (вновь обращаю внимание читателя к тому, как похожи исторические судьбы Пуково и другого имения на Копыльщине -
Бобовни). С этого момента наше имение стремительно изменяется. Если раньше оно было лишь одним из “арендных центров” в составе больших латифундий, то теперь ему надлежало стать родовой усадьбой для одной из ветвей дворянского рода Наркевичей-Иодко.
Строительство усадьбы начал в 1846 году молодой помещик Томаш Наркевич-Иодко. В первую очередь был построен одноэтажный кирпичный усадебный дом, к которому вплотную прилегали с одной стороны прекрасный пейзажный парк, а с другой стороны большой фруктовый сад.
Фрагмент усадебного дома Наркевичей-Иодко в Пуково
Парк усадьбы был окружён внушительной каменной оградой из полевых валунов а также местами живописной водной системой.
Парковая ограда и остатки водной системы в Пуково
Через парк в усадьбу вела въездная аллея, у которой было построено замечательное, едва ли не неоготических форм, сооружение - двухэтажный парковый домик-беседка. Его второй этаж представлял собой уютную галлерею под четырёхскатной крышей на девяти колоннах, под которой хозяева усадьбы наверняка любили выпить чаю или откушать свежих фруктов из своего сада.
Парковая беседка
Следует сказать, что местные жители упорно называют эту постройку “панской баней”, хотя в ней нет и не было даже печки. Откуда у местных такая легенда, к сожалению, остаётся загадкой, но очевидно, что за ней скрывается какой-то уже давно позабытый эпизод из жизни пуковской усадьбы.
Парковая беседка
В самом центре парка находилась постройка, которую с баней было перепутать значительно легче. Это была усадебная оранжерея, печи которой круглый год поддерживали в ней температуру в районе 20 градусов.
Оранжерея
В усадебном доме Наркевич-Иодко собрал большую антикварную библиотеку а также коллекцию разнообразных предметов искусства от эксклюзивных столовых наборов до бронзовой декоративной скульптуры.
Томаш Наркевич-Иодко создал в своей усадьбе не только великолепный культурный, жилой и рекреационный комплекс, но и лучший в своём регионе хозяйственный двор! Организация сельскохозяйственного производства в Пуково в 19 - начале 20 века была настолько совершенной, что это имение являлось одним из признанных лидеров по производству зерна во всём Игуменском уезде Российской империи!
Для хороших урожаев было необходимо соответствующих размеров гумно, куда бы свозили свежесжатые снопы. И в 1850 году это грандиозное для своего времени сооружение площадью 1600(!) квадратных метров было построено. Торцовые стены этого здания представляли собой каменный массив из тёсаных валунов. Из того же материала были сложены метровой толщины опорные столбы, между которыми укладывались тесаные брусья. Въезд в гумно осуществлялся через двустворчатые двери с кованными кольцами, а на дверях была указана дата строительства сооружения.
В это же время строится и другое, меньших размеров гумно, в котором должно было храниться сено. Технология строительства была той же - на основу из более чем метровой толщины опорных столбов из валунов укладывались тесаные брёвна.
Гумно для сена
Чтобы иметь в своей усадьбе окончательный «запас» зернохранилищ Томаш Наркевич-Иодко распорядился о постройке ещё двух дополнительных амбаров. В них можно было хранить как кормовое сено, так и запасы собранного зерна.
Амбары в имении Пуково
Ещё одна часть хозяйственного двора располагалася едва ли не напротив усадебного дома. Во-первых, здесь была конюшня, построенная несколько позже остальных зданий - в 1858 году. Судя по её расположению в имении, в ней находились не только рабочие, но и панские выездные лошади. Также там могли располагаться экипажи гостей Наркевичей-Иодко.
Конюшня
В настоящее время, как можно заметить, опорные столбы конюшни из камня были заменены на кирпичные. Однако, брёвна и оконные решётки в ней аутентичные, со времён постройки.
Решётка в окне конюшни
Поражают своей величиной и разветвлённостью подземные камеры для хранения овощей и фруктов (например, тех же яблок из усадебного сада). Это была целая сеть из четырёх-пяти (некоторые камеры теперь завалены землёй) связанных друг с другом сводчатых помещений разных размеров.
В подземельях
Этот «подземный город» дал основание местным жителям говорить о существовании некоего таинственного хода, который будто бы вёл от усадьбы через окрестные деревни прямо к самому дальнему лесу.
В подземельях
Кстати, обратите внимание, что на стенах камер находятся вот такие вот крюки:
Отличный повод сочинить для туристов какую-нибудь, леденящую кровь, историю о подземной темнице и о мучимых в ней пытками узников :)
Прямо над этими плодохранилищами прослеживаются фундаменты некой надземной постройки. Возможно, что во времена расцвета усадьбы хранилище было двухуровневым.
Неподалёку находится ещё одна интересная и аккуратная хозяйственная постройка из красного кирпича под гонтовой крышей. В советское время здесь устроили что-то вроде бойлера, а что было здесь при Наркевичах-Иодко остаётся загадкой. Возможно - небольшой спиртзаводик.
Хозяйственная постройка в имении Пуково
Томаш Наркевич-Иодко, будучи католиком, не поскупился на строительство в принадлежащей ему деревне замечательного православного храма. Старая пуковская церковь упоминалась в инвентарях ещё в 1800 году (тогда она принадлежала униатам) и с тех пор уже изрядно обветшала. И вот в 1857 году на её месте строится новый просторный каменный храм в уникальном сочетании стилей: классицизма, ретроспективно-русского и даже где-то неоготики. Второй подобный храм в Беларуси найти сложно!
Церковь святого Георгия в Пуково
Церковь была прямоугольной в плане со звоницей (под которой находился притвор) со стороны главного фасада. На боковых фасадах и апсидной части чередовались декоративные колонны и фланкирующие окна. Над гонтовой крышей основного зала храма возвышался купол на граненом барабане, а над трёхъярусной звонницей - небольшая маковка с крестом. Внутри церкви находился одноярусный белый с позолотой иконостас на 33 иконы. При храме была библиотека, в которой было много старинных богослужебных книг, некоторые из которых были изданы ещё в начале 18 столетия!
Церковь святого Георгия в Пуково. Вид со стороны бокового фасада
Главная церковь в Пуково и в униатское, и в православное время освящалась во имя святого Георгия.
Недалеко от усадьбы и деревни Пуково в урочище под названием Кондратовичи (рядом была одноимённая деревня) в 1862 году была построена ещё одна деревянная церковь во имя святых Бориса и Глеба. Этот храм с архитектурной точки зрения был уже плодом народного белорусского зодчества, в отличие от Георгиевской церкви, где явно поработал профессиональный архитектор.
Кстати, между наиболее выразительными постройками пуковской усадьбы (такими как главный усадебный дом и парковая беседка) и храмом существует ярко выраженное архитектурно-художественное единство. Это показывает нам, что Томаш Наркевич-Иодко создавал поистине гармоничное и в некоторой степени даже идеальное место, которое было бы украшением всего копыльского края.
Во времена Российской империи Пуково было центром отдельной волости в Игуменском уезде. Важную роль в поддержании статуса волостного центра играла всё та же Георгиевская церковь, ибо именно под её патронажем в деревне были открыты приходские школа и больница.
Когда хозяин пуковской усадьбы Томаш Наркевич-Иодко окончил свой добродетельный земной путь, его сын и наследник Ксаверий построил на местном кладбище недалеко от церкви часовню-усыпальницу, которая стала относиться к узденской парафии. Впоследствии эта усыпальница должна была стать родовой для пуковской линии рода Наркевичей-Иодко.
В начале 20 столетия в истории нашего местечка случилось ещё одно замечательное событие. Имение Пуково и его владельцы стали напрямую причастны к созданию одного из известнейших и символичных памятников архитектуры Беларуси, а именно … минского костёла святых Симеона и Елены! Дело в том, что земли Наркевичей-Иодко вплотную прилегали к владениям Эдварда Войнилловича - известного в белорусской истории деятеля, непосредственного спонсора строительства костёла. Он был хоть и довольно зажиточный землевладелец, однако столь больших “свободных” денег на строительство у него не было. Тогда Войниллович решил продать один из своих фольварков под названием Лопухи (он находился в 3-х километрах от Пуково) Наркевичам-Иодко. Последние, купив этот фольварк, и стали фактическими спонсорами строительства костёла, который до сих пор является украшением нашей столицы! Кстати, фольварк Лопухи, с начала 19 века принадлежал именно Наркевичам-Иодко, его купил у них отец Эдварда Войнилловича Адам. Но в начале 20 века хозяева Пуково вернули “утраченное”.
Казалось, впереди у усадьбы и её хозяев успешная и счастливая жизнь. Одноко, всё перечеркнул 1917 год…
После советско-польской войны Пуково, что называется, без вариантов осталось на советской территории. Весь многолетний труд Наркевичей-Иодко по созданию богатого, эффективно работающего имения большевиков не интересовал вовсе. На территории усадьбы, откуда давно были изгнаны законные владельцы, был организован достаточно символичный для красного режима объект - концентрацтонный лагерь ВЧК, в котором содержались “контрреволюционные элементы” , в основном те, кто оказывал сопротивление установлению большевистского режима. Заключённые содержались непосредственно в хозяйственных постройках бывшей усадьбы. Вскоре концлагерь “понизили в статусе” и он стал исправительной колонией-поселением. Заключённым разрешалось строить в ней дома и заводить хозяйство. Вот такая Сибирь в центре Беларуси…
После того, как в конце 1920-х гг. новоявленный вождь советского народа Иосиф Сталин взялся за организацию сельского хозяйства в СССР, в Пуково был создан колхоз под знаковым названием «Боевик». Затем, очевидно, было решено не слишком педалировать такое «революционное творчество масс», и название было изменено на нейтрально-пасторальное «Колхоз им. Ленина». Примерно в то же время на территории бывшей усадьбы была окончательно упразднена исправительная колония и практически на её основе создан совхоз «Пуково». Можно сказать, что вместо одной организации рабского труда была создана другая…
Фрагмент польской карты 1930-х годов, на которой обозначена "Kolonija poprawcza Pukowo"
Что же касается церкви святого Георгия, то к её ликвидации большевики подошли «творчески» - путём физического устранения церковнослужителей и последующего объявления храма «оставленным священниками и прихожанами». 10 января 1933 года был арестован и заключён под стражу по «липовой» статье за «антисоветскую агитацию» последний настоятель пуковского храма - отец двоих детей Степан Радзивинович. В 1936 году он погиб в лагере, не выдержав тягот заключения. Церковь ещё недолгое время действовала во время Великой Отечественной войны (немцы разрешили проводить службы), но после неё была окончательно заброшена. Некоторую храмовую утварь, книги из церковной библиотеки и иконы забрали к себе жители деревни.
Во время Великой Отечественной войны Пуково, как и большинство деревень на Копыльщине пострадала за связь её жителей с партизанами. Сначала в 1942 году было расстреляно 46 жителей, заподозренных в связях с «лесными братьями», а в 1943 году часть деревни, прилегающая к лесу, была и вовсе сожжена. После войны эта часть была отстроена заново, там селились присланные в деревню из других районов Беларуси и всего СССР.
В 1964 году целый ряд деревень Копыльского района сменил по указке «сверху» названия с «неблагозвучных» на новые, символизирующие победу социализма в БССР. В этот ряд, естественно, угодило и Пуково, которому отныне предстояло именоваться «деревней Комсомольская». Правда, переименователи подошли к делу, как всегда в Советском Союзе, сугубо поверхностно и формально, не заметив, что по соседству с деревней существует одноимённый посёлок на месте усадьбы Наркевичей-Иодко. Он носит историческое название «Пуково» по сей день.
Судьба главного усадебного дома в советское время оказалась, как и судьбы других подобных зданий, незавидной. Он был перестроен (особенно сильно - внутри) под гостиницу-общежитие местного колхоза. Такое назначение оказалось бесперспективным, как впрочем и сам местный колхоз. С 1990-х годов дом стоит никому не нужный. Формально его владельцем является УП “Приорлизинг” (дочернее предприятие Приорбанка), которое планировало использовать здание под склады(!), однако затем провело какую-то странную консервацию, заложив окна кирпичём. Уютное семейное гнездо Наркевичей-Иодко ныне совершенно разгромлено и замусорено, в некоторых местах обвалились подвальные своды и, соответственно, пол первого этажа.
Усадебный дом превращается в руины
В парковых постройках ещё в 2006 году местный райисполком собирался провести “консервацию”, закрыв оконные проёмы деревянными щитами. Как и большинство из того, что обещают сделать нынешние исполкомы, это до сих пор не сделано.
Что касается хозяйственных построек, то одна из них принадлежит частному предпринимателю, а остальные всё тому же УП “Приорлизинг”. И к сожалению, начальнику Комсомольского филиала этой организации не давала покоя слава Герострата. Очевидно, он решил войти в историю имения Пуково и переплюнуть большевиков по части разрушения усадьбы. В 2004 году по его приказу уникальная для Беларуси историческая хозяйственная постройка - самое большое в нашей стране гумно - было уничтожено бульдозерами вот до такого состояния:
Остатки самого большого исторического амбара в Беларуси - фотография с сайта
http://kapylshchyna.iatp.by Почему - на этот вопрос без личного психиатра этого человека вряд ли возможно ответить.
В 2006 году Копыльский райисполком вроде бы осознал ошибки местного руководителя и поставил задачу «законсервировать остатки постройки и не допускать дальнейшего разрушения», но, несмотря на столь бравурные заявления, бывшее гумно уже в 2009 году выглядело вот так:
Кучки камней и разломанных кирпичей, выглядывающие из-под густых кустов и травы.
Церковь святого Георгия также никто восстанавливать также не собирается. Храм неповторимой для Беларуси архитктуры даже не внесён в список историко-культурных ценностей. Соответственно, завтра к нему могут абсолютно безнаказанно подкатить такие же бульдозеры. Возле руин церкви нет даже памятного креста. Чему удивляться - главный «бог» в нынешней деревне - бутылка дешёвого алкогольного пойла.
Это замечательное в прошлом имение Наркевичей-Иодко теперь можно смело включать разве что в тематическую экскурсию «Достижения советской и современной власти в Беларуси». Будьте уверены, Пуково обеспечит экскурсантам яркие и продолжительные впечатления от таких «достижений». Желающим же прикоснуться к более счастливому времени этого края только и остаётся, что по крупицам собирать то, что не успели стереть с лица земли разнообразные деструктивные строители «светлого будущего» и «социально ориентированного государства».