Воскресенская церковь в Клецке сегодня.

Jul 27, 2010 15:32

Думаю, надо бы подлить масла в огонь наших местных «луковичных» скандалов. На сей раз на повестке дня будет церковь Воскресения Христова в Клецке, бывшая когда-то Благовещенским костёлом. Она, кстати, была упомянута в известном жутком "письме белорусских интеллектуалов" в Белорусский Экзархат и другие инстанции как храм, на который водрузили купол с шестиметровым (sic!) крестом. Поскольку эта церковь мне знакома не понаслышке, и каждый год я имею радость находиться под её древними стенами, у меня есть возможность провести своеобразный хронологический репортаж о ней. Тем более что там действительно происходит нечто.

История храма в своё время уже описывалась мной в отдельном сообщении. Из неё известно, что католическим костёлом храм был года до 1832. Из описаний здания ещё «католического» времени видно, что его башни были на целый ярус ниже и были покрыты обычной шатровой крышей. Храм напоминал, например, костёл Преображения Господнего в Новогрудке. В 1851 году во время устройства православного храма башни здания были увеличены на один ярус и перекрыты четырёхскатной крышей с куполами-луковками на квадратном барабане. Тогда же был установлен небольшой куполок на фронтоне. В таком виде храм простоял до 1920-х годов, когда он, наконец, попал в объектив фотографа:




В 1937 году храм сгорел вместе со всем городом во время страшного пожара и был восстановлен к 1939 году практически в том же виде. Некоторому изменению подверглась, правда, конструкция всё тех же незабвенных куполов на башнях. Они стали менее круглыми и более, если можно так выразиться, сплюснутыми, что лучше подходило к барочной архитектуре здания. Над апсидой также наличествовал небольшой куполок. Эта реконструкция польского времени лично мне видится наиболее удачной.



В период с 1939 по 1944 год купола с церкви таинственным образом исчезли (возможно, военные повреждения). Башни храма в послевоенное время перекрыли самой простой жестяной четырёхскатной конструкцией, что стало невольным возвратом к изначальным формам ещё католического времени. Кроме того, произошли какие-то странные изменения в апсидной части храма, куполок на которой, во-первых, “стал” большим и круглым, а во вторых, “переехал” на заднюю часть апсиды (сравните с предыдущим фото 1939 года).




На следующем фото 1964 г. купол с апсиды исчезает, а сам храм усилиями соввласти превращается в цех электромеханического завода.



В 1990-е годы храм переживает “второе рождение” после возвращения верующим. Рассмотрим теперь в чём оно заключалось.




Во-первых был построен несуразный притвор с непропорционально низкими практически тюремными окнами и непонятно для чего здоровенной глухой поверхностью фронтона. Что самое гадкое, этот притвор перекрыл аутентичные детали фасада храма, такие как оригинальный вход в него с широкой дверью и целое храмовое окно!




Я понимаю, что притвор, это наше православное скарально-иерархическое всё. Где ж ещё тогда стоять язычникам, оглашенным, “почитающим себя недостойными” а также “нечистым” женщинам после родов? Но ведь сто лет своей православной истории клецкий храм как-то продержался без этого пристроенного “отстойника”! Я уж не говорю о том, что храм изначально был построен с этой композиционной частью, но правда, скрытой внутри основного объёма здания. Для чего, спрашивается, нужно было прилепливать к зданию этот кусок - неизвестно.
Во-вторых, на окна храма были установлены белые стеклопакеты. Портят ли они что-нибудь или нет, решайте сами. Лично мне кажется, что нет.
В-третьих, на крыши башен были установлены алюминиевые кресты на шарах.
В-четвёртых, около храма находились простенькие ворота с двумя кирпичными столбами с крестом почему-то только на одном из них.

В 2007-2008 годах с храмом ничего существенного не происходило. Всё тот же страшный притвор, ограда с одним крестом и старая, требующая замены жесть на крыше.




Но вот в 2009 году процесс пошёл плясать по кочкам.




Храм стали штукатурить, что, в принципе, хорошо, а на апсиде появился золотой чешуйчатый купол - тот самый, у которого, согласно нашим интеллектуалам, крест аж 6 метров. Я, конечно, к нему не забирался, рулеткой не мерял, но думаю, каждый может даже по фотографии убедиться, что там не то что крест - даже купол вместе с крестом на добрый метр меньше (если что, внизу на снимке входная дверь, высотой чуть больше 2-х метров). Настоятель Воскресенской церкви священник Матвей Белоус пытался убедить тогда всех, что такой купол и есть самая настоящая историческая рекострукция. Однако, как легко можно убедиться по приведённым здесь снимкам, некое подобие круглого купола на апсиде появилось у храма только после 1945 г. и абсолютно на другом месте апсиды. И более того, даже там и не пахло нынешней пошлой и вычурной чешуйчатой псевдопозолотой вместо подобающего листового металла, которая теперь возносит Богу пламень молитвы.

Но даже теперь положение не было катастрофическим. Если бы пристойно поменяли кровлю на башнях (желательно, не меняя их конструкцию), повесили икону на пустой фронтон притвора и покрасили храм в белый цвет - всё можно было бы спасти. Но история развилась по наихудшему сценарию.




Так что наши интеллектуалы этот храм уже “проинтеллектуалили”. Судя по их письму, они даже не знают, что купола-луковки установлены не только на апсиде, но уже и на фасадных башнях церкви. Интересно, как будет теперь: очередной бесплодный “базар” на тему личной вкусовщины (“пачварныя цыбуліны”) или параноидальный бред про “маскальскіх захопнікаў”, или я всё таки дождусь толковых замечаний о собственно архитектурно-реставраторской стороне дела? Сразу два направления здесь более чем очевидны:

1) Не соблюдены пропорции шатров башен. Исторические были длиннее и тоньше, что придавало силуэту храма стремительности, а не грузности. как сейчас.

2) Изменена конструкция барабанов с квадратной на круглую из-за чего элементы крыши ещё меньше сочетаются и друг с другом и с формами основного объёма здания.

3) Большие вопросы по “луковичным” завершениям башен, начиная от их формы и заканчивая материалом покрытия.

А ещё ко всему прочему фасадная ниша храма, где когда-то стояла статуя святого Доминика и которая никогда ничем не перекрывалась (ни в 1851-1937, ни в 1939-1961)теперь буквально залеплена иконой (?) Воскресения Христова. Мало того, что доска с иконой вставлена в нишу криво и не по размеру, так ещё и рисунок на ней выполнен в кустарном и провинциальном стиле. Между тем, даже пустая ниша смотрелась здесь гораздо уместнее и красивее.




Я, конечно, понимаю, что нужно как-то обозначить сакральную принадлежность храма, но почему бы не сделать это на огромном глухом фасаде притвора, на котором можно поле сеять?





Кстати, у ворот храма висит листок, который услужливо информирует, что в него запрещён вход женщинам в брюках и мужчинам в майках (!). Как видно, священник Матвей Белоус горазд накладывать на прихожан абсолютно несуразные и глупые запреты, при этом совершенно не обременяя себя какими бы то ни было элементарными правилами реставрации исторических памятников.

земное и Небесное

Previous post Next post
Up