Путешествия по Беларуси - Логойск. Святой Грааль белорусской истории.

May 29, 2009 12:23

Начиная наш рассказ о Логойске, нам не удастся избежать такого расхожего штампа, как «Логойск является одним из древнейших городов Беларуси». Уж что поделать, если это действительно так. Местность, в которой находится этот городок, имеет среди людей звучное название «Белорусская Швейцария» за особенности холмистого и живописного природного рельефа. Такая местность как нельзя лучше подходила для поселения нашим далёким предкам, руководствовавшимся, прежде всего, соображениями собственной безопасности. С высоких логойских холмов удобно наблюдать за окрестностями - не приближается ли какой-нибудь неприятель, - а их крутые склоны могли дать людям надёжную защиту от нападений. Это поспособствовало тому, что территория логойщины оказалась покрытой густой сеткой городищ с самых ранних времён железного века. Осталась она востребованной и в эпоху первых крупных государственных образований на территории Беларуси, прежде всего, сложившегося на основе племенного объединения кривичей, Полоцкого княжества. Логойск и окрестности стали его южным форпостом. Уже в начале 11 века, как свидетельствуют археологические данные, на берегу реки Гайны было насыпано мощное городище с укреплённым бревенчатыми стенами детинцем. Там находилась усадьба полоцкого наместника, а также гарнизон.
На летописную арену Логойск вышел во второй половине 11 века во время межусобных войн двух знаменитых князей - смоленского и черниговского Владимира Мономаха и полоцкого Всеслава Брячиславовича, прозванного Чародей. В 1078 году Мономах напал на Полоцк, но не смог взять его - лишь сжёг окольные предместья. Всеслав не остался в долгу и тут же сделал то же самое уже с мономаховым Смоленском. Сам Владимир находился тогда, по всей видимости, в Чернигове, а потому на защиту города он опоздал - пришлось гнаться за войском Всеслава следом. Вот во время этой погони в список несчастных сожженных городов как раз и попал Логойск. Об этом затем написал сам Владимир Мономах в своих «мемуарах», называвшихся «Поучение», благодаря чему эти события и стали нам известны.



Первая страница Лаврентьевской летописи (список 17 века), в составе которой до нас дошло «Поучение» Владимира Мономаха.

Следующее появление Логойска на исторической арене в следующем столетии в 1127 году также было связано с совсем невесёлыми событиями. На сей раз на него напал внук Владимира Мономаха курский князь Изяслав. Делая это, он выполнял «задание» своего отца - киевского князя Мстислава Владимировича (сына Мономаха). Изяслав держал Логойск в осаде два дня, после чего горожане решили сдаться, и курский князь вывел в плен его знатнейших жителей. После этой войны между Киевом и Полоцком было заключено перемирие, по условиям которого полоцкие и прочие зависимые от него князья обязывались помогать остальным, прежде всего киевским, в военных мероприятиях против кочевых народов, терзавших тогда юго-восточные окраины древнерусских земель. Это как бы должно было свидетельствовать о военно-политическом единстве всех восточнославянских княжеств. Но уже в следующем же году полоцкие князья продемонстрировали, что это их абсолютно не интересует. На призыв пойти в поход против кочевников половцев они откликнулись циничным ответом: «Ты с Боняком Шелудяком (половецкий хан - прим. Д.К.) здравствуйте оба и управляйтесь сами, а мы имеем дома что делать». Кстати, уже через сто лет такой подход стал повсеместным, что, в конце концов, и погубило древнерусские княжества, позволив татарским ордам с лёгкостью подчинить их себе. В том же 1128 году полоцкие князья причинили вред в основном себе же. Киевский князь Мстислав Владимирович послал в Полоцк своих воевод, которые «арестовали» полоцких князей и увезли их на показательный суд в Киев. Во многих исторических описаниях Логойска говорится, что во время этой акции город был разграблен, а жители его выведены в плен, однако это не так. Посылая в Полоцк своих воевод, Мстислав Владимирович проявил великодушие и специально указал им не трогать города полоцкой земли, так как они не виноваты в действиях своих князей. Пленения логойчан имели место, как мы уже писали, во время предыдущего похода Мстислава Владимировича, а были ли грабежи - летописи вообще умалчивают.
После смерти Мстислава Владимировича в 1132 году в Полоцке была восстановлена местная княжеская династия, в лице одного из чудом избежавших киевского ареста потомка Всеслава Чародея - его внука Василия Святославича. Позже в 1140-х годах на родину вернулись и остальные полоцкие князья, которые немедленно преступили к переделу власти между собой. Логойск тогда попал в сферу влияния города Минска, который давно желал оспорить у Полоцка лидерство в регионе. Там княжил ещё один внук Всеслава - Ростислав Глебович. Этот князь решительно отказался от какого-либо подчинения Полоцку, с которым они ещё недавно вместе сражались и вместе терпели поражения от Киева, и стал раздавать удельные земли своим родственникам. Логойск Ростислав Глебович отдал своему, по всей видимости, племяннику Всеславу Микуличу. В 1186 году в Логойске княжил уже другой племянник Ростислава по имени Василий Володарович. Этот князь отметился тем, что в 1186 году водил свои войска всё на тот же, бывший когда-то родным, Полоцк.
После этого Логойск на столетие исчезает со страниц летописных документов, хотя археологические данные показывают, что в 13 веке город довольно интенсивно развивался. Случился в нём тогда и сильный пожар, но был ли он делом рук каких-либо захватчиков или стал результатом неосторожного обращения с огнём самих жителей, мы уже вряд ли узнаем.
Есть и ещё один пласт свидетельств о Логойске тех времён - это величественные местные легенды и предания. Благодаря бурным историческим событиям, происходившим здесь ещё в раннем средневековье, их сохранилось множество. Вот и о древних временах Логойска говориться, будто когда-то город тянулся аж на сто вёрст, а на каждой этой версте была церковь. Так народная память сохранила воспоминания о древнем замке на южных границах Полоцкого княжества, а так же, вероятно, о небольших наблюдательных укреплённых пунктах-каменицах вокруг него. Говорят, ещё в 19 веке в непроходимых лесах вокруг Логойска встречались некие высокие остроконечные горы, окружённые рвами и остатками каменных укреплений, а вокруг самого города тянулись продолговатые валы, вдоль которых среди дикого леса росли груши, яблони и другие фруктовые деревья. Чем же были эти удивительные объекты? Остатками средневековых имений, древних замков, а может быть, ещё более ранних городищ? Это остаётся тайной древнего городка…
В 14 веке Логойск открыл новую страницу своей истории, войдя в состав Великого княжества Литовского. Скорее всего это случилось во время правления великого князя Гедимина (княжил в 1316 - 1341 гг.), вассалом которого уже был, например последний минский князь Василий. В конце 14 века Логойск был центром небольшой волости ВКЛ и принадлежал в основном некоему боярину Войшвилу. Но 28 апреля 1387 года великий князь Ягайло Альгердович отдаёт Логойск своему младшему брату и верному соратнику Скиргайле. Перед этим Скиргайло помог брату выгнать из страны его конкурента в борьбе на великокняжеский престол - старшего сводного брата полоцкого (вновь!) князя Андрея Альгердовича. В награду за это Скиргайло получил и Полоцк, и огромные по площади земли в центральной Беларуси, а среди них и Логойск.



Дарственная грамота великого князя Ягайло своему брату Скиргайло на Полоцкое и Троцкое княжества, Минскую и другие земли

После прихода к власти в ВКЛ великого князя Витовта, который проводил политику укрепления центральной власти взамен власти магнатов, город перешёл в число великокняжеских владений.
В конце 15 века у Логойска появляются новые владельцы - потомки князя Константина Альгердовича князья Чарторийские. Внук Константина Александр Чарторийский долгое время жил в бегах, поскольку в 1440 году он участвовал в убийстве великого князя Жигимонта Кейстутовича. Великий князь Казимир Ягайлович простил ему это учатие и в 1460 году позволил вернуться на родину, а при этом в знак примирения ещё и подарил ему ряд владений, среди которых был и Логойск. После смерти Александра Чарторийского хозяином здесь в конце 1470- годов стал его сын Семён. Во время его владения на долю города и его владельца выпали тяжёлые испытания. В 1505 году на Логойск напала орда крымских татар. Они полностью сожгли город вместе с его деревянным замком, а его жителей убили или вывели в плен. Среди пленённых оказались и сыновья Семёна Чарторийского, которые уже не вернулись назад… Вдобавок, в 1519 году по Логойску разрушительным рейдом прошлись уже войска Московского княжества. Таким образом, начало 16 столетия принесло Логойску большие разрушения.
Потерявший в результате татарского набега сыновей, князь Семён Чарторийский разделил владения между двумя дочерями. Младшая из них Александра была замужем сначала за русским боярином Борисом Образцовым, а после его смерти в 1517 году стала женой Василия Тишкевича - основателя знаменитого рода, фамилия которого со временем закрепилась в истории в полонизированной форме “Тышкевич”. После смерти Семёна Чарторыйского в 1524 г. Василий Тишкевич вступил в права наследования своей долей в Логойске. В 1528 году эта доля пополнилась за счёт передачи земли от старшей сестры Александры Чарторийской, которая не имела наследников в своём браке. Василий Тишкевич и впоследствии продолжал приобретать замли в окрестностях Логойска уже с помощью денежных средств. Способствовал этому его стремительный карьерный рост на государственной службе в ВКЛ: с 1546 г. Василий Тишкевич был великокняжеским маршалком, с 1558 г. - подляшским воеводой, с 1569 г. воеводой смоленским. Триумфальным завершением этого восхождения было дарование 5 ноября 1569 года великим князем Жигимонтом Августом Василию Тишкевичу графского титула. В итоге Логойск стал центром обширного графского имения, а в самом городе Василий Тишкевич заложил новый замок с укреплениями взамен сожжёного татарами замка Чарторийских.



Граф Василий Тышкевич, воевода подляшский и смоленский. Портрет 18 века из собрания Тышкевичей в Логойске.

Василий Тишкевич умер в 1571 году. Его сын Юрий пережил отца всего на 5 лет, после чего Логойском стали владеть уже сыновья Юрия Фёдор и Мартин (они, кстати, перешли из православия в католичество - с этого времени логойские Тышкевичи стали католиками). Старший Фёдор впоследствии уступил младшему свою часть владений, а в 1603 году произошёл новый передел имений, после которого Логойск с замком стал принадлежать ещё одному из сыновей Юрия Александру Тышкевичу. Следующим поколением владельцев Логойска (с 1631 года) были сыновья Мартина Тышкевича (начиная с этого поколения фамилия записывалась уже таким образом) Филон и Йозеф, потомки которых владели Логойском до 1917 года.
В 1655 году на земли Логойщины пришла новая беда в виде войск русского царя Алексея Михайловича, которые окуупировали её на 5 лет. Это были 5 лет военного голода, эпидемий и разрушений. После этой войны во всём Логойске осталось не больше нескольких десятков дворов. Для возрождения города в 1673 году ему было выдано разрешение на еженедельные торги и 2 большие ярмарки в год.
В 1708 году во время Северной войны очередные разрушения принесли в город уже шведы. Это нашествие стало фатальным для логойского замка - сгорев в тот год дотла, он больше не восстанавливался.
В 1793 году территория Логойщины отошла к Российской империи в результате второго раздела Речи Посполитой. Логойск в то время был центром богатого имения, принадлежавшего бывшему канцлеру ВКЛ Винсенту Тышкевичу и жмудскому каштеляну Станиславу Тышкевичу. В самом городе тогда насчитывалось 90 христианских и 26 еврейских дворов. Позднее доля Станислава Тышкевича перешла к его родственнику маршалку шляхты Борисовского повета Доминику Тышкевичу. После смерти в 1813 и 1816 годах двух совладетелей логойского имения оно полностью сконцентрировалось в руках младшего брата Доминика Тышкевича - Пия Фелициановича. Этот представитель славного рода Тышкевичей прожил замечательную жизнь - замечательную уже хотя бы количеством своих лет - 102 года (Пий Фелицианович Тышкевич родился в 1756, а умер в 1858 году)! И Бог не зря отмерял ему столь долгий век! На протяжении жизни Пий Тышкевич вел семейную хронику, интересовался древностями, участвовал в археологических раскопках и в знак признания заслуг в столетнем возрасте был избран почетным членом Виленской археологической комиссии! Его жена Августа из рода Плятеров была подстать своему мужу: она собрала огромную коллекцию документов (в том числе уникальных рукописей), книг, картин, древних предметов. Таким образом, эта семья стояла у самых истоков белорусского краеведения, которое тогда развивалось в рамках польского культурного «краёвого» (по изучению «восточного края Польши» - Литвы) движения. Родовое логойское имение также получило от Пия Тышкевича настоящий графский подарок! В 1814 году недалеко от бывшего замчища он закладывает новую резиденцию уже в новой дворцовой традиции ХІХ века. Дворец был построен в стиле ампир с использованием элементов дорического архитектурного ордера. Он имел широкий фасад центрального корпуса с шестиколонным портиком и два симметричных боковых крыла. В том же стиле ампир были выдержаны и интерьеры.



Дворец Тышкевичей в Логойске на рисунке Наполеона Орды 2-й половины 19 века.

Вокруг дворца располагался большой усадебно-хозяйственный комплекс. Согласно инвентарному описанию имения, составленному в 1844 году, оно включало:

Дворец. На каменном фундаменте. Построен из кирпича длиной 106 аршин, т. е. 75 метров. Шириной - 28 аршин, крыша на нём гонтовая.
Поварню (столовую). Из дерева - брусьев на каменном фундаменте длина - 28 аршин, ширина - 19 аршин, крыша на ней гонтовая.
Ледовню. Из брусьев дерева, длина - 15, ширина - 13 аршин, крыша - гонтовая.
Скотский сарай. Из сосновых бревен, длина - 29, ширина - 10 аршин. Крыша на нем из досок тесовых.
Конюшню. Из дерева брусьев на каменном фундаменте. Длина - 75, ширина - 15 аршин, крыша - гонтовая.
Пуню. (здание для хранения сена). Из дерева брусьего, длина - 31, ширина - 13 аршин. Крыша - из досок тесовых.
Прачкарню. Из дерева, брусьев на каменном фундаменте. Длина - 29, ширина - 8 аршин, крыша - гонтовая.
Строение для сушения платья. Из кольев построено, длина - 18, ширина - 8 аршин. Крыша на нем из досок тесовых.
Жилой дом. Из бревен сосновых построен, длина - 18, ширина - 8 аршин. Крыша - из досок тесовых.
Дом для садовника. Из дерева брусьев, длиной - 20, шириной - 10 аршин. Крыша из досок тесовых.



Арочный мостик, стоявший при заезде во двор усадьбы Тышкевичей в Логойске.

Само расположение дворца среди живописных холмов бывшего замчища располагало к созданию здесь пейзажного парка. Он был заложен в английском стиле и достигал величины в 10 гектаров.



Старый логойский парк. Вид со стороны реки Гайна.

Через парк протекал ручей, через который был перекинут арочный мостик.






Водная система в логойском парке

Возле него при въезде стояла небольшая сторожка. Основу парка составляли деревья местных лиственных пород (например, липа, дуб), а кроме них в парке росли клёны, ясени и яворы.



Удивительное дерево в логойском парке. Из-за него как раз выглядывает моя жена, так что вы можете оценить его внушительные размеры!

Вот такое прекрасное место создал Пий Фелицианович Тышкевич! Но пожалуй, главным достижением его жизни стало воспитание двух замечательных сыновей - Константина и Евтафия, которые стали гордостью и логойской, и белорусской, и польской земли.
Старший из братьев Константин родился 5(17).02.1806 г. Учился в Полоцком иезуитском и Забельском доминиканском коллегиумах. После окончания Виленского университета (1828) переехал в Варшаву, где до 1836 г. работал в Министерстве финансов Княжества Польского. Затем Константин Тышкевич возвратился в Логойск и занялся хозяйственной и научной деятельностью. В 1837 г. он основал в Логойске фабрику хлопковых изделий, которая действовала чрезвычайно успешно. В отчёте минского губернатора за 1842 год отмечалось, что полотняная фабрика в Логойске изготавливала товара на 5770 рублей в год. Причём продукция имела спрос как внутри губернии, так и за её пределами - полотно поставлялось в Ригу, откуда она, возможно даже шла на экспорт. А уже в 1850-е гг. журнал «Современник» писал, что фабрика, основанная Константином Тышкевичем, имела на производстве 50 станков и производила льняной и хлопковой ткани на сумму 20-25 тысяч рублей серебром! Льняная пряжа для фабрики покупалась в Минской губернии, а хлопковая импортировалась из английского Манчестера.



Одно из зданий логойской полотняной фабрики. Современный вид - фото А. Дыбовского

Кроме того, в Логойске был и свой литейный цех, который снабжал всю округу металлическими хозяйственными и земледельческими орудиями. По-моему, с тех времён никто в Логойске так и не превзошёл Константина Тышкевича по степени умения вести и развивать городское хозяйство, и здесь он для нас должен быть поистине выдающимся примером.
Другой брат Евстафий Пиевич родился 6(18).04.1814 г. в Логойске. Получил начальное домашнее образование. В 1824 г. поступил в Виленскую гимназию, но вскоре перевелся в Минскую гимназию, которую закончил в 1831 г. В 1832 г. начал службу в Петербурге в орденском капитуле при сенате Российской империи. Службу в столице совмещал с работой в императорской библиотеке, что дало яму возможность значительно пополнить знания в гуманитарных науках и найти новые материалы по истории Беларуси.
В 1835 г. Е.Тышкевич переехал в Вильно, а затем в Харьков, где работал в канцеляриях генерал-губернаторов. В 1840 г. он стал почетным куратором школ Борисовского уезда, а в 1844 г. знать Борисовского уезда выбрала его своим маршалком. В Е. Тышкевич 1848 г. передал Борисовскому уездному училищу построенное им на собственные средства новое помещение и тогда же стал почётным куратором Минской гимназии.



Евстафий Тышкевич. Фотография 1869 года.

В 1837 году братья Тышкевичи начинают свою славную научную деятельность - раскопки многочисленных логойских курганов. Итоги раскопок К.Тышкевич подвел в основательной монографии "О курганах в Литве и Западной Руси". В ней автор делает классификацию курганных насыпей, разделяя их на 5 групп в зависимости от исполняемых функций. Среди их - курганы с захоронениями воинов, которые погибли в боях, и с захоронениями представителей местных племён. Константин Тышкевич положил начало изучению древних городов Логойска и Заславля, обследовал многочисленные городища. Он первым на Беларуси начал составлять топографические планы этих памятников. Им составлены планы 10 городищ не только в бывших владениях Тышкевичей (Логойск, Свидно, Добринов, Боровой Млынок, Сукромно), но и за их границами (Заславль, Чашники, Улла, Биржи).
Одновременно с археологическими раскопками, братья Тышкевичи в течение десяти лет собирают материалы по истории, этнографии, топонимике, устному народному творчеству родной стороны. Евстафий Тышкевич готовит книгу, которая должна была стать комплексным исследованием Борисовского уезда. Для работы над книгой притянул местных краеведов К.Адамовича, В.Ваньковича, В.Горнавского, В.Твардовского, Ю.Тышкевича, К.Тышинского, М.Черноцкого, Ф.Чеховича, П.Чечота. Активно участвовал в подготовке книги и брат Константин.
В 1856г. Константин Тышкевич на свои средства и на собственном судне осуществил путешествие по Вилии от ее истоков до впадения в Неман (682 версты). Кроме гребцов и обслуживания, на судне были землемер и художник. Путешествие продолжалась 4 месяца. За это время К.Тышкевич побывал в 295 деревнях и городках.
Итоги путешествия легли в основу его фундаментальной книги "Вилия и ее берега", которую автор завершил в 1858 г. (вышла посмертно в 1871 в Дрездене).
Однако, пожалуй, главным эпохальным деянием братьев Тышкевичей стало создание на основе материалов собственных научных исследований музея древностей в Логойске. Он разместился в их усадебном дворце, занимая первые этажи боковых крыльев. Под музейную экспозицию были отведены и залы-ротонды (т.н. большой и малый залы) обоих этажей центрального эркера. Основу экспозиций составляли вещи, найденные ими в околицах Логойска и Минска при раскопках древних курганов -каменные изделия, предметы из железа, бронзы. В коллекции Тышкевичей были также множество древних знамен, гетманских булав, маршальских жезлов. Значительная часть коллекции была пополнена из сборов племянницы короля Речи Посполитой Станислава-Августа Констанции, которая была замужем за гетманом Великого княжества Литовского Людвигом Тышкевичем-Скуминым.



Дворец и парк Тышкевичей в Логойске.

Среди уникальных художественных изделий в коллекции Тышкевичей был крест из серебра и золота, пожалованный великим князем Жигимонтом I в 1514 г. костелу в городке Гайна. В музее Тышкевичей экспонировались знамена, взятые полководцем Стефаном Чернецким у короля Швеции Густава. Как сообщает Павел.Шпилевский, в нумизматической коллекции братьев насчитывалось 1140 медалей и монет.
Среди 3 тыс. книг, собранных в библиотеке музея, было около 500 древних памятников книгопечатания, рукописи, стародавние географические карты и грамоты.
В отделе искусств экспонировались фигуры из слоновой кости стародавней резьбы, большое количество эскизов сюжетных композиций к картинам русских, белорусских, литовских и польских художников: Александра Орловского, Яна Дамеля, Валентина Ваньковича, Артура Бортельса, Франтишка Смуглевича, Яна Рустэма, Симона Чаховича, Иосифа Пешки и других.
Эскизы Яна Дамеля и учеников виленской школы живописи составляли несколько альбомов В музее экспонировались автопортреты Яна Рустэма, Яна Дамеля, бюсты известных деятелей культуры Беларуси и Литвы, в том числе работы известного белорусского скульптора Рафала Слизеня (1803 - 1881), который после окончания Виленской школы искусств жил и работал в своем поместье в Вольно, что не так далеко от Несвижа.



Книжная репродукция автопортрета Яна Дамеля. Когда-то эта картина находилась в логойском дворце.

Гордостью музея были 200 произведений, выполненных мастерами Рима, Флоренции, Неаполя, 48 копий с зарисовок западноевропейских художников греческого Парфенона, а также сборы предметов из раскопок древнего города Италии Помпеи.



Скульптурный портрет древнеримской женщины из коллекции Тышкевичей. Сейчас хранится в музее в Копенгагене.

В Логойском музее Тышкевичей экспонировались не только картины, скульптуры, гравюры, сборы клише- медные доски, но и большое количество оружия. Одна из пушек, стоящих посреди зала, была даже запряжена в муляж белой лошади. Здесь хранились разные кольчуги, мундиры времен войны 1812г.
Логойскому музею не было аналогов в своё время, и если бы сегодня вдруг удалось бы собрать все его предметы на территории Беларуси, то, наверное, ни один из нынешних белорусских музеев не смог бы сравниться с ним по богатству и исторической значимости коллекций. А ведь эти замечательные люди не пользовались услугами государственного аппарата, министерств культуры и т.п. Тышкевичи руководствовались одной своей любовью к родной земле, стремлением к познанию и созиданию, собственной глубокой культурой и образованностью, к которой их, без сомнения, призывала история своего древнего рода.
Неотъемлемой частью истории Логойска является история его христианских святынь. В них сохранилась удивительная преемственность с самыми древними временами города. Уже самая первая известная логойская православная церковь, построенная в 12 - 13 веках была освящена в честь того же святого, что и современная нам с вами - во имя святого Николая. С тех давних пор место, на котором стоял этот храм, стали называть урочище Церковище. Вторая известная логойская церковь - также освящённая в честь святого Николая - находилась на замчище. Её в упомянутом 1505 году вместе со всем городом сожгли татары.
В 14 веке в Логойске упоминается и православный монастырь, освящённый во имя святого Иоанна Предтечи. Согласно историку Теодору Нарбуту, он был основан при замковой Николаевской церкви. В приведённой нами дарственной грамоте великого князя Ягайло своему младшему брату Скиргайло об этом монастыре, среди прочего, говорится: «…а кто приобщит или отъимет от святого Ивана тую истину церковь, и той будет проклят и в сей век и в будущий». А ведь у многих авторов встречается оценка князя Ягайло как едва ли не худшего врага и гонителя православия, хотя мы теперь видим, что он мог выступать и как самый, что ни есть, его защитник (да и сам его брат и сподвижник Скиргайло оставался православным и похоронен ни где-нибудь, а в Киево-Печерской лавре).



Князь Скиргайло Альгердович. Гравюра из книги 1581 года.

В 1531-32 гг. первый владелец Логойска из рода Тышкевичей - тот самый знаменитый Василий Тышкевич - строя новый замок, отреставрировал и монастырь, разрушенный татарским набегом 1505 года. Тогда он был переосвящён во имя Богоявления Господнего. Между прочим, в этом монастыре какое-то время жил церковный и общественно-политический деятель, писатель-полемист Мелетий Смотрицкий. Кроме монастыря, в Логойске 16 веке существовала еще церковь Пресвятой Богородицы, стоявшая на возвышенности над рекой Гайной и являвшаяся приписной к замковой. С древнейших времен вокруг этой церкви располагалось кладбище. Каким-то чудом этому храму удалось избежать татарского разграбления, поэтому после разрушения замкового храма богослужения продолжились в нём. В 1514 году ни кто-нибудь, а сам знаменитый князь Константин Иванович Острожский не только разбил под Оршей московское войско, но и даровал этой логойской церкви Пресвятой Богородицы право получать с одного из его имений 10 коп грошей и 6 пудов меда!
В 1620 году замковый Богоявленский монастырь постигло несчастье - случился пожар. Обитель не стали восстанавливать на прежнем месте, в 1631 г. перенеся в фольварок Селец, расположенный в 9-ти верстах от Логойска. Монастырь освятили во имя Воскресения Господня.
Кстати, в то время на территории Беларуси уже широко утвердилось униатство, а потомки Василия Тышкевича и вовсе перешли в католичество. Этим, очевидно, и объясняется вынос бывшего Богоявленского монастыря на периферию. Остальные логойские храмы восточного обряда должны были оставаться униатскими. В 1653 г. король польский и великий князь литовский Ян Казимир Ваза передал в ведение униатского архимандрита Варлаама Кизинского логойскую церковь Св. Николая, которую построили в местечке, вероятно, взамен сгоревшей Богоявленской в 30 - 40-е гг. ХVII ст.
На протяжении более, чем ста лет, Воскресенский монастырь (позднее названный Свято Петро-Павловским) оставался единственной православной логойской святыней. Однако в 1751 году жмудский бискуп Антоний Тышкевич передал его униатским монахам базилианам. Несколько позже, в 1765 г., граф Станислав Тышкевич выкупил у православных монахов имение Селец, заплатив за него 20.000 злотых, и передал его в собственность базилиан. Так на логойщине прекратил свое существование последний очаг древнего православия. В том же 1765 году по приказу Станислава Тышкевича на площадке логойского замчища восстанавливается Богоявленский монастырь - но принадлежал он уже не как когда-то православным, а опять же униатам-базилианам. При этом монастыре по сложившейся в Великом княжестве Литовском традиции действовали такие полезные учреждения как приходская и музыкальная школы. Для монастырской колокольни были отлиты новые колокола. Самый большой колокол назывался Soli Deo Gloria, на нём имелась надпись, также на латыни: ME FECIT. OIH: CHRISTI COPINUS RE CIOMONTI.
Во второй половине 18 века, помимо монастырского храма, в Логойске насчитывалось еще четыре церкви: Пресвятой Богородицы (Пречистинская), святого Георгия, Преображения Господня и Святого Николая. Время их первоначального построения нам не известно. Кроме Пречистинской, под конец ХVIII в. все они были заново отстроены: святого Георгия в 1773 г., Преображенская в 1795 г., и святого Николая, также, в 1795 г.
В 19 веке логойские униатские храмы, лишившись в Российской империи государственной и магнатской спонсорской поддержки, стали приходить в упадок. Согласно визиту за 1819 год, храм центрального Богоявленского монастыря нуждался в ремонте, так как фундамент церкви отчасти развалился, а крыша протекала. На исправление храма требовалось приблизительно 300 руб. сер. Монастырь выделить эти деньги был не в состоянии, учитывая то, что в том же году его задолженность разным лицам равнялась 429 рублям. В монастыре тогда, кстати, проживало уже лишь четыре монаха во главе с игуменом-шляхтичем Филиппом Оскерко.
В 1834 году Богоявленский монастырь, очевидно, окончательно обанкротился и был закрыт. Его старые деревянные постройки, которые ещё не сгнили, были разобраны. Главная монастырская церковь, кстати, продержалась несколько дольше и до 1841 года действовала как приходской храм. Служивший в нем протоиерей Константин Шишко, с ликвидацией в 1839 г. унии, вместе со своей паствой принял православие.
С этого момента перед Логойском стала актуальной проблема нового православного духовного центра. На это место претендовали два храма - Николаевский и Пречистинский. Первый из них был построен славным Пием Фелициановичем Тышкевичем в 1824 году ещё для униатов. Но построен был, надо сказать весьма бедно. Достаточно упомянуть, что вместо колокола в ней была железная доска, в которую для звона ударяли камнем. К тому же, Николаевский храм стоял в низине на окраине городка. Пречистинская церковь, в свою очередь, была очень маленькой, хоть и стояла на видном и древнем месте. Богослужения в ней совершались только раз в году в день Рождества Пресвятой Богородицы. Нужно было строить новую церковь. Это было сделано только в 1866 году, когда на месте Пречистинской церкви на старом холме был наконец-то построен каменный храм. В «Описаниях церквей и приходов Минской епархии» за 1879 год дается следующая характеристика новой церкви: «Зданием каменная, устроена продолговатым прямоугольником с одним открытым куполом на середине здания и колокольнею во фронтонной части… Внутренняя вместительность приспособлена на 700 человек... Иконостас покрашен в светло-голубой цвет с золочеными карнизами и рамами, состоит из 20 икон, расположенных в два ряда. К ценным утварным вещам относятся два серебряных прибора литургийных сосудов».
Что касается католической конфессии, то её развитие в Логойске начинается лишь в начале 17 века. Как мы уже упоминали, внуки первого владельца Логойска из Тышкевичей Василия приняли католичество, дабы не отставать от общей конфессиональной тенденции того времени. Один из них - Александр Юрьевич Тышкевич - и стал основателем костёла в Логойске. Храм был освящён под титулом Рождества Девы Марии и небесного покровителя Великого княжества Литовского святого Казимира. Костёл был построен на возвышенности за рекой Гайной, надо думать, там же, где находится уже современный костёл. Этот храм сгорел в 1655 году во время войны с Московским государством. В 1708 году он также разделил судьбу родного города, будучи, восстановленный, сожжёным уже шведами. Но, наперекор всем бедам, уже в 1709 году был построен новый двухбашенный костёл (очевидно, в формах, близких к барочным). Этому храму уже не угрожали различные захватчики-разрушители, поэтому он, щедро финансируемый Тышкевичами, стал стремительно развиваться. При нём стали действовать приходская школа и госпиталь, а с 1747 года братство имени Сердца Иисуса. И ничего не угрожало логойскому костёлу, кроме одного лишь времени. А оно неумолимо подтачивало деревянные храмовые постройки, делая актуальным строительство каменного костёла. Возведение такового началось 17 апреля 1787 года, благодаря инициативе генерала войска Речи Посполитой Антония Тышкевича. Закончено строительство было в октябре 1793 г. - тогда новый костёл в стиле классицизма был освящён всё под тем же неизменным за двести лет титулом. Украшением костёльного фасада стала башня с большими часами на ней (говорят, с местной ратуши, хотя Логойск и не имел магдебургского привилея на самоуправление), сооружённая в 1806 году по инициативе Пиея Тышкевичем. Помимо главной католической святыни Логойска, этот храм должен был стать большой родовой усыпальницей графов Тышкевичей.



Старый костёл Рождества Девы Марии и святого Казимира в Логойске. Рисунок из книги 1873 года.

усадьбы, путешествия, история, Беларусь, культура, храмы

Previous post Next post
Up