Классическая немецкая философия. Идеальный субъект?

Aug 29, 2024 22:40

Классическая немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) попыталась бороться с двумя крайностями: с метафизическим догматизмом (постулировавшим объективную картину мира, которую субъект мог пассивно воспринимать более или менее точно) и с эмпиризмом и скептическим субъективизмом (считавшими объективное познание затруднительным и возможным ( Read more... )

Leave a comment

Comments 20

vvkap August 30 2024, 11:22:25 UTC

Возникают вопросы.

- бороться с двумя крайностями

Если это крайности, то можно ли обозначить "золотую середину", свободную от обоих уклонов?

- можно сказать, что в итоге победили эмпиризм и скептический субъективизм

В каком смысле победили? Какой судья это решил?

И вообще какой смысл в победе одного уклона над противоположным?

Reply

dmitri_kapustin August 30 2024, 19:05:32 UTC

Классическая немецкая философия как раз и пыталась найти "золотую середину". И идея поиска весьма интересная: сделать субъекта объективным, то есть понять законы правильного мышления, общего для всех. Никаких других решений не видно. Эмпиризм и скептический субъективизм побеждают тогда, когда не удаётся предложить им достойную замену. Если не удаётся выявить "механизм" объективгного познания, это означает победу субъективизма по причине отсутствия альтернативы.

Reply

vvkap August 31 2024, 02:26:25 UTC

Я вообще не вижу проблемы, если смотреть с позиции православного богословия (и даже единобожия). Современные философы различают то, как видит познающий субъект, и то, как на самом деле (объективно, как это видит Бог). У субъекта с одной стороны есть познавательные возможности, но с другой - они ограничены и могут считаться объективными (за счёт всеобщности) лишь отчасти.

Reply

dmitri_kapustin August 31 2024, 06:52:43 UTC

Мы не можем воспринимать реальность как её воспринимает Бог, потому что у нас для восприятия есть априорные формы - пространство и время.

Если нет знания объективных законов мышления, то субъективное мнение никак не может превратиться в объективное за счёт всеобщности. "Если даже вся вселенная..." (преп. Максим). Поэтому для научного познания остаётся лишь эмпиризм (выведение закономерностей из опытных данных, т. н. индукция). На этом и стоИт современная физика. Эйнштейн пытался с этим бороться, но без познания законов мышления его личное мнение - не более чем субъективное.

Reply


Leave a comment

Up