Классическая немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) попыталась бороться с двумя крайностями: с метафизическим догматизмом (постулировавшим объективную картину мира, которую субъект мог пассивно воспринимать более или менее точно) и с эмпиризмом и скептическим субъективизмом (считавшими объективное познание затруднительным и возможным
(
Read more... )
Comments 20
Возникают вопросы.
- бороться с двумя крайностями
Если это крайности, то можно ли обозначить "золотую середину", свободную от обоих уклонов?
- можно сказать, что в итоге победили эмпиризм и скептический субъективизм
В каком смысле победили? Какой судья это решил?
И вообще какой смысл в победе одного уклона над противоположным?
Reply
Классическая немецкая философия как раз и пыталась найти "золотую середину". И идея поиска весьма интересная: сделать субъекта объективным, то есть понять законы правильного мышления, общего для всех. Никаких других решений не видно. Эмпиризм и скептический субъективизм побеждают тогда, когда не удаётся предложить им достойную замену. Если не удаётся выявить "механизм" объективгного познания, это означает победу субъективизма по причине отсутствия альтернативы.
Reply
Я вообще не вижу проблемы, если смотреть с позиции православного богословия (и даже единобожия). Современные философы различают то, как видит познающий субъект, и то, как на самом деле (объективно, как это видит Бог). У субъекта с одной стороны есть познавательные возможности, но с другой - они ограничены и могут считаться объективными (за счёт всеобщности) лишь отчасти.
Reply
Мы не можем воспринимать реальность как её воспринимает Бог, потому что у нас для восприятия есть априорные формы - пространство и время.
Если нет знания объективных законов мышления, то субъективное мнение никак не может превратиться в объективное за счёт всеобщности. "Если даже вся вселенная..." (преп. Максим). Поэтому для научного познания остаётся лишь эмпиризм (выведение закономерностей из опытных данных, т. н. индукция). На этом и стоИт современная физика. Эйнштейн пытался с этим бороться, но без познания законов мышления его личное мнение - не более чем субъективное.
Reply
Leave a comment