Классическая немецкая философия. Идеальный субъект?

Aug 29, 2024 22:40

Классическая немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) попыталась бороться с двумя крайностями: с метафизическим догматизмом (постулировавшим объективную картину мира, которую субъект мог пассивно воспринимать более или менее точно) и с эмпиризмом и скептическим субъективизмом (считавшими объективное познание затруднительным и возможным лишь как обобщение получаемого из чувственного опыта, т. н. индукция).

Критика метафизического догматизма оказалась успешной. Анализ процесса мышления показал, что субъект по-своему воспринимает чувственные ощущения, и от этого существенно зависит его восприятие реальности, так что субъект нельзя считать пассивным. Критика же эмпиризма и субъективизма (Кант, Фихте) основывалась на представлении об идеальном субъекте, мыслящем согласно свойственным всем людям законам мышления. Субъективность мышления при этом превращалась в объективность за счёт всеобщности и необходимости таких законов мышления. Предполагалось, что конкретный человек может приблизиться к такому идеальному мышлению, оставив стихийное мышление и познав законы мышления, так что его восприятие реальности при этом становится объективным. Но такая попытка познать законы идеального мышления оказалась неудачной.

Так что можно сказать, что в итоге победили эмпиризм и скептический субъективизм. Правда, многие считают, что данную проблему всё-таки смог разрешить Гегель - об этом я попытаюсь написать отдельно.
Previous post Next post
Up