Я полагаю, что наиболее существенным отклонением от христианской традиции в философии науки стало даже не учение о бытии (онтология), а этика (учение о рекомендуемом поведении). Западноевропейская христианская традиция долгое время находилась под сильным влиянием сочинений блаж. Августина, который обратился к вере через знакомство с неоплатонизмом
(
Read more... )
Comments 3
Интересно. Еще мне кажется, что возрастние аристотелевского влияния, это следствие завоевания Византии. У православных был отрыв от материального мира и созерцательный подход, и когда исчезла Византия, влияние идеи о божественном начале как высшей реальности, уменьшилось и как следствие, уже не встречая противодействия с востока, увеличилось влияние западной схоластики.
Reply
Аристотель - языческий философ, и в нашей православной традиции ссылаться на него напрямую как на авторитет считалось неприличным. Ссылаться можно было на отцов, которые брали что-то полезное из сочинений Аристотеля. Но не напрямую. Кроме того, отцы воспринимали Аристотеля не напрямую, а в контексте неоплатонизма, в котором отношение к материи было осторожным. То есть, для православных учение Аристотеля воспринималось через двойной фильтр: неоплатонический и святоотеческий. Поэтому оно не приносило особого вреда православным, следующим своей традиции.
На западе тексты Аристотеля долгое время были малодоступны. Было мало переводов на латынь. Господствовало учение блаж. Августина с "неоплатоническим" уклоном. Но потом сначала появились переводы Аристотеля с арабского, а потом и с греческого языка. А потом сам Аристотель был отброшен, но нездоровый интерес к материальному мiру уже успел развиться.
Reply
А Византия, к сожалению, в последние века своего существования сама утрачивала святоотеческую традицию. Такие исповедники как св. Григорий Палама и св. Марк Эфесский были редкостью. В моде был возврат к эллинскому язычеству и на этой почве сближение с латинянами.
Reply
Leave a comment