Философия науки. Пантеизм и предопределённость. Помрачение ума

Apr 17, 2024 15:42

Я полагаю, что наиболее существенным отклонением от христианской традиции в философии науки стало даже не учение о бытии (онтология), а этика (учение о рекомендуемом поведении). Западноевропейская христианская традиция долгое время находилась под сильным влиянием сочинений блаж. Августина, который обратился к вере через знакомство с неоплатонизмом (учением Плотина). В неоплатонизме увлечение заботой об устроении материального мiра считается опасностью для души, призванной стремиться к Богу. В схоластике позднего средневековья возникло увлечение Аристотелем и связанный с этим повышенный интерес к материальному мiру. В философии науки изучение материального мiра стало фактически основным рекомендуемым занятием. Считалось, что знание законов материального мiра должно помочь смириться перед ними и таким образом достичь блаженства, избежав ненужного противления. Это привело к тому, что человеческий ум снова попал в плен к своим же интеллектуальным построениям, утверждающим предопределённость происходящего с материей. Если в античной философии предопределённость (судьба) как-то компенсировалась верой в божественный промысел (хотя такое противопоставление судьбы и промысла имело привкус многобожия), а затем в христианстве вера в божественный промысел была явно распространена и на материю (понятие судьбы было отвергнуто), то в философии науки стали возникать модели с явным предопределением материи. И это хуже двойного предопределения кальвинистов. У кальвинистов всем управляет всеблагой Бог, дающий спасительные дары (хотя и не всем). В философии науки (как у Спинозы) понятие о Боге было пантеистическим, так что предопределяющей была безликая природа. Для такого мнения не было никаких рациональных оснований. Я полагаю, что это явное духовное ослепление, помрачение ума.
Previous post Next post
Up