Философия науки. Спиноза. Пантеизм вместо христианства

Apr 17, 2024 08:24

Освобождение от гнёта римокатоличества через Реформацию не дало интеллектуалам удовлетворительного решения, которое бы позволило опереться на твёрдую почву истины. Протестанты стремились опираться только на Писание, но толкования Библии вызвали многие споры, которые едва ли возможно было разрешить. Среди интеллектуалов возникла идея опереться только на то, что может быть проверено непосредственно исследованием своего сознания и материальной природы. Эта идея не была совсем новой. Схоластика позднего средневековья (Фома Аквинский и др.) опиралась как на тексты Писания, так и на философию. Считалось, что с помощью философии можно доказать меньше, чем через Откровение, но это доказательство более надёжно, поскольку может быть проверено разумом. О возможной пользе изучения природы пишет и апостол Павел (Рим. 1, 19-20). Но проблема была в том, что сама философия Аристотеля, на которую опиралась схоластика позднего средневековья, была неудовлетворительной. Вот эту проблему и попыталась исправить "философия науки". Наиболее известные представители этого направления в континентальной Европе (не включая Англию) - это Декарт, Спиноза и Лейбниц. На ранней стадии это направление сохраняло много общего с христианским вероучением. Это хорошо заметно у Декарта. Философия Декарта была переходной стадией между христианской схоластикой и привычной нам "философией науки". Но уже Спиноза решительно разрывает связь "философии науки" с христианством. Он учит о Боге, но его Бог не трансцендентен, не чужд тварного бытия Своим бытием. Спиноза учит, что вообще всё существующее - это одна субстанция, один Бог, одна природа. И в этом можно увидеть то, чему учит современная наука (mainstream) - единство природы, подчинённости всего существующего одним и тем же физическим законам. Современная наука в отличие от Спинозы не называет природу Богом, но это лишь различие в наименованиях.
Previous post Next post
Up