В каком смысле нам следует понимать имена «Отец», «Сын» и «Святый Дух», взятые из Писания? Ведь сами понятия «отец», «сын» и «дух» известны нам как тварные понятия. Обычно предполагается, что эти божественные имена дают нам некоторое представление о божественной жизни: мы имеем представление о значении этих имён из тварного мiра, но мы не допускаем
(
Read more... )
Согласен.
--Если Бог Сам нам говорит, что Он, например, благ, то как нам это понимать?
Это означает, что с точки зрения наших (правильных) представлений о благе Бог действует как благой.
Если мы понимаем Логоса и Святого Духа как (постоянные) энергии, то проблем нет. А если понимаем как способ бытия божественной сущности, то получается проблема.
Reply
Если "энергия" постоянна и действует в Самом Боге, а не вовне, то она для нас вполне может быть отнесена и к сущности, хотя может быть просто наш терминологический аппарат тут недостаточен, ибо требуется различение между разными видами энергий.
Reply
Тут логическая ошибка. Само наше понятие о благе сотворено. Если бы Бог не сотворил нас, этого логоса благости просто не было бы, и высказывание "Бог благ" не имело бы смысла.
--Если "энергия" постоянна и действует в Самом Боге, а не вовне, то она для нас вполне может быть отнесена и к сущности
Нет. Тогда получилось бы, что Бог был природно обусловлен сотворить мiр. Но Бог сотворил мiр по воле, а не по природной необходимости. Поэтому всё, что связано с творением, не может относиться к сущности Бога. (Кроме, разве что, способности творить - но это ведь тоже наше тварное понятие).
Reply
Reply
Бог мог бы установить логос благости и не создавать нас - но мы бы об этом и не узнали.
Поскольку мы имеем некоторое представление об истинной благости, постольку мы познаём этот логос (эту энергию). А Бог бесконечно выше этого логоса, Он не имеет нужды в нём.
Reply
По-моему, очевиден парадокс относительно смысла терминов.
Reply
Нет никакого парадокса.
Reply
Reply
Reply
Reply
Если рассуждать на уровне энергий - то ничего не мещает. Но при этом исключается понятие об ипостаси и сущности как частном и общем.
Reply
Reply
Reply
Reply
Единобожие предполагает веру в единство Бога, и это совсем не тривиальное утверждение.
Reply
Reply
Leave a comment