Об акафистах

Oct 09, 2014 00:16



Сегодняшняя богослужебная практика новообрядцев (никониан) неразрывно связана с таким явлением, как акафист.

В процессе наблюдения за постепенным всё большим и большим сокращением и коверканием служб в храмах Московской патриархии, можно даже заметить определённую тенденцию: идёт, с одной стороны, неуклонное вытеснения Псалтыри и земных поклонов, а с другой -  наращивание удельного веса «душещипательных», зачастую не-канонических молитв и песнопений. Безусловно, за этим стоят определённые духовные процессы, но то предмет для отдельной темы. Пока лишь несколько слов об акафистах.

По «душещипательности» эта разновидность квази-литургического творчества, безусловно, стоит на одном из первейших мест. Архимандрит Тихон Шевкунов в своём бестселлере «Несвятые святые» констатирует, что «народ к этим службам (молебнам с акафистами - dm_n.) очень пристрастился» и признаёт: «Акафисты предназначены для домашнего чтения и сочинялись очень разными людьми - иногда великими церковными поэтами, а порой и благочестивыми провинциальными барышнями. Так что тексты акафистов, мягко говоря, не всегда совершенны».
Суждение это, хоть и стремящееся к объективности, по понятным причинам высказано весьма деликатно, поскольку о.Тихон сам является большим  почитателем неканонических текстов. Я не знаю, много ли о.Тихон может назвать имен  «великих церковных поэтов», приложивших руку к написанию акафистов. Несомненно лишь, что некогда на нашей грешной земле жил один такой: именно он когда-то написал ЕДИНСТВЕННЫЙ канонический православный акафист - это есть собрание кондаков и икосов, читаемых на утрени субботы 5-й недели Поста. Так что первоначальное назначение этих молитв именно богослужебное, и они прекрасны в своё время и на своём месте. Помимо этого, в практике древлеправославных христиан кондаки-икосы Пресвятой Богородице могут читаться и каждый день, в Правильных канонах на домашнем (келейном) правиле ("канон Богородице Акафисто", после 6-й песни), а также при подготовке к Причастию.
У новообрядцев это каноничное творение, конечно, тоже присутствует - оно считается акафистом Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. Помимо него, думаю, первыми возникли акафисты всем прочим почитаемым богородичным иконам, и их тексты являются компиляцией каноничного текста с сочинительством неизвестного происхождения.  Полагаю, эти акафисты  - близкие еще к каноничному по форме и содержанию -  стали первой пробой пера «великих поэтов». Потом поэты решили, что пора идти дальше. Сегодня сфера творчества в этом направлении границ не знает: есть акафисты Св.Троице и каждой из Ея ипостасей, Безплотным Силам и святым - как Всем святым, так и каждому святому (наверное, за редким исключением) в отдельности. И, конечно же, бытовать в качестве исключительно домашней молитвы эти творения не могли. Они давно внедрились в богослужебную жизнь Русской Православной Церкви и заполонили всё сверху донизу. Сегодня популярность их огромна, они приняли характер эдаких универсальных молитвенных правил на все случаи жизни, полностью заменили собой многие традиционные чины. Например, издревле принято по разным случаям молиться тому или иному святому либо образу Пресвятой Богородицы. В дораскольной Руси (у староверов - по сегодняшний день) принято читать молебный канон. У никониан почти всегда подразумевается чтение акафиста. Но недовольствуясь рамками частной (домашней) молитвы, акафисты давно уже "вторглись" в стены новообрядных церквей в истали официально признанной «альтернативной» частью богослужения, которую разрешается «вклинивать» куда угодно.
К примеру, во многих московских храмах чтение акафистов происходит еженедельно, на вечерне, и эту непредусмотренную никакими уставами вставку делают после стиховны перед «Ныне отпущаеши». Лидерами по популярности у народа являются молебны - точнее, квази-молебны, где уставный канон давно забыт и заменён несколькими запевами, а центральное место безраздельно занято акафистом. Но молебны еще полбеды, находчивые литургисты-практики пошли далее и придумали поистине гениальный ход:  акафист заменил им «неинтересные» части богослужения, прежде всего кафизмы. К примеру, на бдении под праздник - после тропарей на «Бог Господь», когда положено чтение Псалтыря, вдруг врубается люстра в 50 ламп, открываются царские двери, с помпой выходит духовенство, хор гремит «Возбранной», и начинается эффектное, за душу хватающее чтение икосов и кондаков, народ умилённо подпевает безчисленное «радуйся», на 13-м кондаке все падают на колени, у экзальтированных дам в беретках - слёзы на глазах. Вот она -  высокая духовность, недоступная бородатым ревнителям Типикона! Это вам не заунывное бормотание псалмов в полумраке!  Куда там пророку Давыду до наших великих поэтов!
Другой распространённый вариант - как правило, в дни храмовых праздников  - акафист служится перед началом бдения, вместо малой вечерни. Поскольку понятие «малая вечерня» у новообрядцев забыто совершенно - большинство выпускников семинарий вряд ли вспомнит, что это такое, -  то задушевное народное творчество успешно заполнило вакуум.
Ну и, конечно, по всяким знаменательным случаям, в местах «молитвенных стояний», во времена привоза различных святынь также служатся именно акафисты, а не что-нибудь другое. Как известно, акафисты входят в «круг» моления у мощей прп.Сергия, в Иверской часовне у Красной Площади, у различных «закладных камней» и т.п.
При этом нельзя не заметить какой-то особой благоговейности, можно даже сказать, трепетности, никониан в отношении акафиста как части богослужения. Шутка ли - сегодня, когда сокращение любой службы стало основным принципом, акафист - этот достаточно продолжительный по времени чин - практически никогда не сокращается. Строго вычитываются все многочисленные икосы и кондаки (зачастую выпеваются на «народный» распев), да еще и молитву с величанием в конце добавляют. Подобного отношения не заслужили ни каноны, ни стихеры, никакие другие «уставные» части богослужения, не говоря уж о несчастных псалмах. Всё сократить можно, всё стерпит, всё «аще изволит настоятель», только акафист - неприкосновенен. Странно, не правда ли?
Что же, собственно, представляет собой  акафист? Среди новообрядцев, безусловно, были и есть люди со здравым мнением на сей счет. Например, очень меткие наблюдения высказал епископ-исповедник Афанасий Сахаров, один из немногих новообрядных иерархов, благоговейно относящихся к церковному Уставу. Вот что пишет о епископе Афанасии церковный писатель:
«Он не любил акафистов и тяготился тем, что некоторые их составители присылают их ему на оценку и благословение. В современных акафистах угнетает искусственность их составления, обязательность этих именно 144 «радуйся», хотя невозможно человеку 144 раза подряд радоваться, эта и тематическая и даже словарная стандартность. Каноны, составлявшиеся в древности, неизмеримо глубже, свободнее и богаче акафистов. Помню, как Владыка говорит: «Вот опять прислали новосоставленный акафист святому. Вы знаете, как они теперь составляются: берется житие и перелагается отдельными стишками, с прикреплением к каждому слова «радуйся». Вот и в этом: в житии святого был случай, что он, не желая нарушить закон любви, в постный день не отказался в гостях от рыбы. В акафисте насчет любви сократили и получился такой стишок: «Радуйся, иже в пяток от рыбныя пищи не отказавыйся». (С.И.Фудель, Воспоминания, М., Русский путь, 2009, с.115).

В созвучии с этим мнением мне приходит в голову, как мог бы звучать акафист прп.Илье Муромцу (память по календарю РПЦ МП - 1 января нов.ст.):

Радуйся, тридцать лет на печи лежавый,
Радуйся, водицы от калик перехожых испивый и на ноги восставый,
Радуйся, Соловья-разбойника низложивый,
Радуйся, Святогора-богатыря меч понесый и тем многи враги сокрушивый,
Радуйся, великого Жидовина до конца победивый,
Радуйся, Идолище поганое под нози поправый,
Радуйся, Калина-царя ни во что же вменивый…

И так далее.
Смех смехом, на самом же деле есть о чём глубоко печалиться. Нет, я вовсе не хочу уничижать народное творчество, К примеру, я очень высоко ценю духовные стихи, всякие устные народные предания и т.п. вещи. Даже современное творчество всяких там "православных бардов" бывает весьма недурным - но лишь тогда, когда оно звучит к месту и ко времени. Однако подменять им богослужение, каноничные тексты - как такое может прийти в голову? Заменять древние, богодухновенные традиционные тексты на примитивный псевдодуховный новодел - что может быть нелепее? А современное новообрядное большинство, увы, решительно не видит в этом ничего дурного. И происходит очередная подмена, каковым в наше время несть числа - истинной драгоценности на блестящую подделку, добротного, настоящего изделия - на контрафакт, натурального чистого продукта - на суррогат... Да ведь куда менее опасно съесть контрафактный пищевой продукт вместо подлинного, чем совершить аналогичную ошибку в духовном. Увы, большинство современных людей - заметим, искренне верующих и пытающихся жить духовной жизнью - потеряли способность видеть здесь разницу.
В выше приведённой цитате еп.Афанасия стоит выделить очень верное замечание: " Каноны, составлявшиеся в древности, неизмеримо глубже, свободнее и богаче акафистов. ". Справедливо, и не только в отношении канонов. Каноничные тексты богослужения, дошедшие до нас из глубины веков, есть часть Св. Предания, Не говоря уж о богодухновенных псалмах Давыда. Как можно пытаться поставить с ними вровень всякие самыздатовские  акафисты, тем более - предпочесть?

...

Previous post Next post
Up