Часть 1.
Статья планировалась к публикации на портале «Московская перспектива», но поскольку редактор ресурса выпустил первую часть публикации со своим заголовком и отказался восстанавливать авторское название статьи, нам пришлось прекратить сотрудничество с этим порталом и сделать самостоятельную публикацию в авторской редакции.
Жуковский - единственный город в России, улицы которого не носили имя вождя революции 1917 года; в советское время он был назван в честь русского дворянина; в его архитектуре сталинских времен можно найти отсылки к церковным мотивам, а в типовых панельных домах 1980х - следы классицизма. Здесь работали великие архитекторы: Александр Таманян, Владимир Семёнов, братья Веснины, Анатолий Фисенко, Георгий Орлов, Зоя Брод, Вахтанг Канчели, Лев Граник, Иван Смирнов, Иоасаф Орлов, Анатолий Дубовский, Борис Тхор, Евгений Константинов. Здесь появился первый в СССР типовой кинотеатр. Почему значительная часть Жуковского должна стать объектом культурного наследия и о чем может рассказать историческая архитектура самого необычного города Подмосковья, - в новом путеводителе доктора искусствоведения, кандидата архитектуры, профессора Московского архитектурного института - Ильи Путятина.
1. Вид города от стадиона «Метеор». Фото Сергея Гвоздева, 2017
Этот текст - первый опыт составления путеводителя по нашему городу. Из-за ограниченного объема публикации сюда вошли не все здания, которые достойны стать объектами культурного наследия. По этим же причинам здесь названы далеко не все имена великих жителей Жуковского, о которых необходимо помнить и рассказывать на экскурсиях по городу.
2. Проект Соцгорода ЦАГИ, мастерская Виктора Веснина, 1933-1935. Фотокопия из собрания Жуковского городского музея
Отдельные здания и целые исторические комплексы нашего города - выдающаяся архитектура XX века: от того, что сегодня называют постконструктивизмом и ар-деко - до неоклассики разных периодов: от середины 1940-х до конца 1950-х.
3. Виктор Веснин
Труба Т-105.
Эта аэродинамическая труба единственная, доступная для обозрения туристам и гостям города. Она выходит на Туполевское шоссе и на площадь перед зданием ЦАГИ. Территория ЦАГИ является закрытой. Там есть множество интересных зданий первого периода строительства института, но обычному туристу увидеть их невозможно. Однако, не проходя через КПП, можно оказаться рядом с этой аэродинамической трубой, в которой испытывают летательные аппараты на штопор. Строили трубу Т-105 в 1938-1941 годах. Её пуск состоялся 1 августа 1941 года. В это время уже шла война, и оставалось всего два месяца до отъезда сотрудников ЦАГИ в эвакуацию - в Казань и в Новосибирск.
4. Аэродинамическая труба ЦАГИ Т-105. 1938-1941. Фото © tambovsky-wolk. 2013 г.
В восходящий поток воздуха помещают модель и затем наблюдают за ее поведением - испытывают на штопор. Внутри трубы установлена турбина, общая высота ее конструкции 41 м. Недавно в журнале «Новости ЦАГИ» к 75-летию трубы впервые опубликовали ее схему. Всего сейчас в мире 15 аэродинамических с труб с вертикальным потоком воздуха.
В нашей трубе испытано более 600 моделей летательных аппаратов: среди них военные и гражданские самолеты, вертолеты, модель космического челнока «Буран», спускаемый аппарат космической станции «Союз» с тормозными парашютами и др. Максимальный линейный размер моделей, испытываемых в трубе 1,2 м, диаметр рабочего пространства испытаний - 4,5 м, а высота этого пространства, в котором модель испытывают в потоке воздуха - 7 м. Электродвигатель имеет диаметр 3 м при мощности в 450 киловатт. Толщина кирпичных стен трубы - 70 сантиметров.
5. Устройство аэродинамической трубы Т-105. Схема Анастасии Чернышевой. Новости ЦАГИ №3 (115) 2016 г.
Строгая постконструктивистская архитектура испытательного здания хорошо видна, если слева зайти за административный корпус ЦАГИ. Крупные прямоугольные проемы, перемежающиеся мощными лопатками, напоминают одновременно и о конструктивизме, и об архаической Греции. Небольшой двор рядом с трубой открыт для свободного посещения. Здесь же можно видеть монументальный постконструктивистский фасад первой проходной ЦАГИ, также построенной по проекту мастерской Виктора Веснина.
Универмаг на улице Пушкина
Ул. Пушкина, 8
6. Дом с универмагом на ул. Пушкина. Фото 1956 г. из журнала Архитектура СССР. опубликовано Сергеем Головинским
Один из примеров ар-деко - универмаг. У нас это экономичный вариант стиля - то есть не тот американский или французский ар-деко, который можно найти в энциклопедиях, где помещены дома из металла и мрамора. В Жуковском это стиль, который давал возможность экономно возводить монументальные, впечатляющие своей архитектурой здания - они строились в предвоенное и послевоенное время на протяжении очень короткого периода, - такой своеобразный переходный стиль от конструктивизма к неоклассике. Если на Западе в зданиях ар-деко использовались для интерьеров дорогие материалы, то у нас применялись более простые: например, внутри универмага есть дуб, гипсовая лепнина на сводах и стенах, мозаичные бетонные полы в технике терраццо с цветным мрамором и гранитом, характерные для многих общественных интерьеров Жуковского.
При проектировании фасада этого жилого дома с универмагом в первом этаже использованы ордерные приемы, популярные в ар-деко: утонченные пилястры, простые лопатки, но в то же время в его основе лежат геометрические схемы, характерные для конструктивизма: соединение двух корпусов здания «касанием» углами с образованием на повороте небольшого «дворика», угловые балконы на верхних этажах. Еще одна важная деталь для ар-деко, которая читается в этом и других довоенных зданиях (в первой гимназии, в домах №2 и 4 по ул. Пушкина), - это квадратные и прямоугольные формы: на его фасаде такую форму имеют витрины первого этажа и окна квартир и подъездов, порталы жилых подъездов и общественных помещений. Интересной находкой для такого «экономного» ар-деко было применение сборных железобетонных плит и консолей для карнизов, выполненных по образцам карнизов и балконов флорентийских палаццо.
Дом с универмагом был спроектирован в 1938 году и в 1939-1940-м построен только на два этажа, а закончили его уже в 1951 г., поскольку строительство остановилось из-за Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Поэтому верхние два этажа отличаются по характеру отделки: в них добавлены декоративные полосатые «флорентийские» лопатки из кирпича двух цветов, а карнизы из заготовленных ранее плит изогнуты дугообразно на основных осях здания.
Весь первый этаж универмага представлял собой галерею арок. Сейчас единое пространство, увы, разделено на несколько секций. В одном из залов можно увидеть дубовые резные двери в обрамлении классического портала с пилястрами - за ними был лифт для транспортировки товаров со склада подвального этажа в торговый зал. Портал лифта подлинный. Чтобы сохранить интерьер универмага с уникальными деталями, необходимо поставить здание на охрану как объект культурного наследия.
7. Школа №1 на ул. Пушкина. Фото ок. 1950 г.
Квартал с фонтаном (ул. Маяковского 1-5).
Остальные здания этого квартала строились в 1951-1953 годах. Их фасады тщательно отрисовывались архитекторами в формах жилых зданий римского ренессанса. По воспоминаниям архитектора Нины Лаврик, лично следивший за обликом жилых домов авиаконструктор А.В. Туполев заставлял выполнять множество вариантов отделки этого квартала, стремясь к разнообразию при согласованности ансамбля.
В этом квартале жили летчики-испытатели. В доме №6 по ул. Ломоносова жил заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Юрий Александрович Гарнаев. В доме по ул. Маяковского №1 - летчик-испытатель, Герой Советского Союза Степан Филиппович Машковский. В доме №4 по ул. Ломоносова - заслуженный летчик-испытатель СССР Леонид Иванович Тарощин.
9. Перспектива ул. Ломоносова от колоннады стадиона «Метеор» в сторону арки «Пятого дома». Фото 1957-1962 из архива семьи Неделько. Опубликовано в сетевом журнале БИТЛ №10
Дом №3 по ул. Маяковского получил необычный облик с арочными окнами в верхнем этаже, включенными в узорчатый фриз из красного кирпича в духе кремлевских палат XVI-XVII века. Как и эти терема, он вознесен на высокий цоколь-подклет, в котором находится гараж - первый в городе и очень редкий по тем временам вообще. Автомобилей было очень мало, но у ведущих научных сотрудников ЦАГИ была возможность их приобретать. По образцу гаражей петербургских дворцов были устроены два арочных портала для въезда и выезда автомобилей. Их старинные ворота, сделанные как будто в XIX веке, сохранились и сегодня. Еще один «штатный» исторический гаражный комплекс был включен в застройку квартала в конце ул. Ломоносова. Здесь гаражи группировались вокруг закрытого внутреннего дворика, въезд в который был оформлен пилонами ворот с калитками в арках по образцу московских городских усадеб.
А при доме на ул. Маяковского гараж был частично заглублен под землю, и со стороны двора образовалась просторная терраса, первоначально огражденная классической балюстрадой. Она напоминала одновременно о гульбищах кремлевских палат, об итальянских виллах и о ближайшем дворце - в воронцовской усадьбе Быково. Торжественный вид двора-партера был завершен высокой итальянской чашей фонтана.
Итальянская чаша со львами и разлив великой реки в Египте
Фонтан поставили после завершения строительства квартала в 1951 году, и он работал до 1962-го. После этого что-то испортилось, но и в бассейне, и в чаше фонтана высаживали цветы. Все это время жители двора мечтали о восстановлении фонтана. В прошлом году Дмитрий Остроглядов выступил инициатором и спонсором работ при поддержке других жителей. Были организованы волонтерские субботники и наняты мастера-специалисты. В 2018 году произведена расчистка чаши фонтана, а в апреле-августе 2019-го проведены основные восстановительные работы, и фонтан заработал, причем с дополнением новых технологий - подсветки и музыки из специальных замаскированных динамиков. На открытие приехали мэр города, другие официальные лица и был устроен праздник для всего двора.
Теперь фонтан во дворе Маяковского 1-5 снова радует всех - и людей, и зверей: поскольку поблизости не было открытых водоемов, фонтаны во дворах города использовались и для полива клумб, и служили спасительными источниками воды для животных. Вода из чаши вытекает через отдельные сливные отверстия по периметру, через пасти миниатюрных львиных масок. Таинственным образом львиные маски издавна оформляли источники воды и носики сосудов, хотя летний зодиакальный знак льва ассоциируется с жарой и солнцем. Недавние исследования классической символики обнаружили, что такие композиции появились еще в Древнем Египте, где они указывали на животворный разлив реки Нил, происходивший именно в зодиакальном знаке льва. Вот так в жуковском дворе можно обнаружить тайны египетской мудрости…
Пока нам удалось насчитать шесть фонтанов, которые когда-то были в историческом центре Жуковского. Сегодня сохранилась только еще одна такая же итальянская чаша фонтана во дворе на ул. Маяковского 17-19, недавно отреставрированная жителями (здесь же можно увидеть бетонную скульптурную группу «Читающие пионерки»).
Стадион «Метеор»
Как и многие послевоенные здания, этот стадион воспроизводит лучшие исторические образцы классической архитектуры - в данном случае источником вдохновения является колоннада Александровского дворца архитектора Джакомо Кваренги в Царском Селе.
10. Колоннада стадиона «Метеор». Фото Салим-Хана Насибуллина 1960-1964 г. из архива семьи Насибуллиных
Стадион проектировали в Проектном бюро ЦАГИ, созданном еще в 1932 году для создания соцгорода. К началу 1950 года архитекторы Л.В. Станишевский и Л.Э. Михалова представили торжественный фасад стадиона с монументальной колоннадой, вознесенной на два этажа, с колоссальной гранитной лестницей, ведущей на трибуны. Строительная комиссия рекомендовала «излишне широкую» лестницу сделать меньше, а железобетонную колоннаду упростить. Но, к счастью, эти рекомендации не были реализованы.
Изначально стадион располагался вдоль улицы Пушкина и при утверждении проекта требовалось специальное разрешение на отклонение более 15 градусов от нормативной ориентации. И оно было получено «из-за наличия деревьев на участке». Примечательно, что в то суровое послевоенное время так берегли деревья, что они были весомым аргументом для строительной комиссии, тогда как, прежде всего, архитекторы стремились сохранить регулярную композицию ансамбля городской застройки этого района, ориентированного в соответствии с основными направлениями города-сада фон Мекка. Строили стадион всем городом: после работы сотрудники ЦАГИ помогали рабочим-строителям.
11. Каток на стадионе «Метеор». Фото 1955-1965 гг. из архива семьи Неделько. Опубликовано в сетевом журнале БИТЛ №10
Недавно стадион развернули по диагонали, уничтожив множество деревьев и первоначальные трибуны. К счастью, удалось сохранить великолепный портик. Интересно, что лестница с колоннадой вела прямо на трибуны, которые были сделаны в виде земляных насыпей и расходились вправо и влево по сторонам. Получалось, что вы должны были обязательно подняться по ступеням, чтобы попасть на трибуны.
В боковых корпусах от лестницы были предусмотрены административные и подсобные помещения, в частности, там находилась радиорубка. Металлические чеканные декоративные композиции, углубленные в фасады, были выполнены в период позднего советского модернизма - в 1980х.
Кассы стадиона располагались в отдельно стоящем домике, оформленном архаическим средиземноморским ордером древних святилищ. Между каннелированными полуколоннами в поле стены были устроены «игрушечные» арочные окошки касс.