Подмосковный Версаль авиационной науки. Путеводитель по архитектуре Жуковского

Dec 23, 2019 23:53


Часть 2.

Коттеджи (ул. Пушкина, Ломоносова и Чаплыгина)

1948-1954, авторы Канчели В.А., Граник Л.М., Колмыкова З.Н.



12. Коттеджи на ул. Пушкина. Фото 1950 г. Жуковский городской музей



В народе этот район называется «Дворянское гнездо», и многие из нас в детстве думали, что название является вербализацией его внешнего вида: маленькие домики с садиками, которые напоминают русскую усадьбу. Но сейчас мы поняли, этимология «народного названия» этой части города могла быть иной - значительное число ученых, которые в них жили, действительно были потомками дворянских семей. Домики в этом квартале выдавали в соответствии со статусом: большой коттедж с крупной верандой - для доктора наук и профессора, а коттеджи на две семьи, то есть блокированные, - для сотрудников с менее высокими степенями и научными званиями. Но даже в небольших блокированных домах встречаются двухуровневые квартиры, редкие для того времени.Эти дома начали проектировать в 1948-49 годах. Перед коттеджами имеются земельные участки, которыми можно пользоваться, например, сажать цветы или ягодные культуры. И даже у совсем маленьких квартир предусмотрены крошечные садики. Несмотря на трубы, возвышающиеся над крышами коттеджей и других исторических домов в Жуковском, отопление города изначально было центральным (от Теплоэлектростанции и от отдельных котельных в больших домах). Трубы, которые сегодня придают городу колорит западного историзма, - это дымоходы дровяных плит, которые устанавливали на кухнях для приготовления пищи. Интересно, что дровяные плиты стояли не только в коттеджах, но и в многоэтажных домах Старого города. Для хранения дров были устроены специальные сараи - в виде отдельных комплексов, так и в подвалах некоторых домов, которые были снабжены специальной системой проветривания, чтобы дрова не загнивали.



13. Коттедж на ул. Ломоносова, приспособленный под музыкальную школу. Фото 1950 г. Жуковский городской музей

В соцгороде, как и положено, до войны была и фабрика-кухня, и общественная баня (здания соцгорода, построенные про проектам братьев Весниных в 1935-1937 гг., сохранились на Энергетической улице), но позже стало ясно, что в научном сообществе такой образ жизни не работает. И поэтому после войны стали строить пусть и небольшие квартиры, но зато селить в каждую из них отдельную семью, чтобы каждая семья ученых пользовалось не коммунальной инфраструктурой, а имела свое приватное пространство. А общественная коммуникация осуществлялась уже в иных зонах: на бульваре, на стадионе, в парке «Культуры и отдыха» (который возник еще на стадии строительства города-сада), в доме пионеров и в универмаге…



15. Ворота парка культуры и отдыха (на дальнем плане два этажа дома с универмагом на ул. Пушкина). Фото 1940 г. Из архива ЦАГИ



8. Школа №1 на ул. Пушкина. Фото 1939 г. Из архива ЦАГИ



14. Баня на Энергетической ул. Фото 1939 г. Из архива ЦАГИ

Самый первый квартал в Старом городе

Этот квартал, ограниченный улицами Чкалова, Маяковского, Пушкина и Советской - единственный полностью построенный до Великой Отечественной войны район жилой застройки Жуковского. Почти все здания (кроме дома №6 по ул. Маяковского) проектировались и строились в 1936-1940 годах для сотрудников Центрального Аэрогидродинамического Института и для летчиков-испытателей. По внешнему виду все исторические здания этого квартала похожи между собой и выполнены в стиле ар-деко. Простые фасады должны были украшать лепные порталы подъездов, сделанные по античным и ренессансным итальянским образцам. Такая «скромная» архитектура отражала передовые поиски советских архитекторов этого времени по созданию экономичных зданий, в которых бы сочеталось достоинство внешнего вида с удобством просторной планировки квартир и красивыми интерьерами подъездов.



16. Вид двора первого квартала Старого города в сторону ул. Чкалова. Фото В.В. Королёва 1959 г. Из архива семьи Королёвых-Путятиных

Мало кто знает, что внутри этих домов скрываются несколько знаменитых таинственных арок города. Здесь ими оформлены интерьеры парадных вестибюлей подъездов по ул. Советской и ул. Чкалова. Жилые дома составляли единый комплекс вокруг большого квадратного двора. Здесь был задуман как бы единый дом, разделенный проездами, которые должны были выделять торжественные композиции ворот. Места для их примыкания сохранились со стороны ул. Чкалова. Архитектура этих домов решена посредством мерного ритма больших почти квадратных окон, которые в одинаково парадном и достойном виде представляют скрывающиеся за ними помещения квартир. Снаружи невозможно угадать, за какими окнами расположены скромные кухни, за какими - спальни, а какие - освещают парадные гостиные с лепниной на потолке и широкими двустворчатыми дверями. Ритмом окон все дома этого квартала объединялись в одно монументальное здание - идеальный общий дом для свободных от сословных различий людей «нового века», работающих сообща для развития авиации - техники будущего. Дом №8 по улице Маяковского (ул. Советская, 3) с «флорентийским» угловым балконом завершил осенью 1940 года создание своеобразного комплекса нового дома-дворца для сотрудников ЦАГИ, действительно, сравнимого по масштабам с петербургскими императорскими резиденциями.



Портал, вдохновивший создателей первого исторического квартала. Из архива семьи архитектора И.И. Смирнова

Портал, вдохновивший создателей первого исторического квартала. Из архива семьи архитектора И.И. СмирноваЗастройка этого квартала была выполнена по проекту мастерской крупнейшего отечественного архитектора Виктора Александровича Веснина, который разрабатывал генеральный план и эскизы всей застройки «Соцгорода ЦАГИ» с 1935 года. На основе этого генерального плана впоследствии была построена вся историческая часть Жуковского. В проектировании дома №8 принимал участие будущий главный архитектор ЦАГИ И.И. Смирнов, который затем жил в этом же доме. Ландшафтная планировка квартала с аллеями лип, большой клумбой в центре и фонтаном была выполнена профессионалами-градостроителями в конце 1940-х годов по образцам русских усадебных парков эпохи классицизма. В условиях засушливого климата и песчаной почвы липы выжили благодаря заботам жителей: за каждой квартирой был закреплен полив нескольких деревьев.В зданиях этого квартала жили старейшие ведущие отечественные авиаторы: летчики-испытатели И.И. Шелест, И.Е. Федоров, академики М.В. Келдыш, А.И. Макаревский, В.А. Ярошевский, председатель Горисполкома А.И. Коваленко и многие другие выдающиеся деятели отечественной авиационной науки и культуры.



17. Вид ул. Пушкина (слева дома первого квартала Старого города - №2-4)



18. Аптека на ул. Пушкина (дом №2). Фото 1939 г. Из архива ЦАГИ



19. Интерьер аптеки на ул. Пушкина (дом №2). Фото 1940х. Из архива ЦАГИ

Силикатный кирпич - инновационный материал архитектуры нового города

Большинство зданий в Жуковском выполнено из силикатного кирпича, для производства которого использовался песок, потому что на месте строительства почва была песчаной. Специально для строительства был создан местный кирпичный завод. В некоторых кварталах применялся и красный кирпич, но его использовали крайне ограниченно - потому что глины поблизости не было, а доставка красного кирпича издалека обходилась слишком дорого. Первоначально предполагалось, что кирпичные здания будут оштукатурены, но уже к 1939 году стало ясно, что обычная штукатурка плохо сочетается с местным силикатным кирпичом: на стенах появлялись трещины, при намокании штукатурка отслаивалась. Поэтому уже в самом первом квартале при строительстве «дома №7» (Маяковского, 8 - построен осенью 1940 г.) было принято решение фасады не штукатурить, а делать лицевую кладку с декоративной расшивкой швов и добавлять архитектурные детали из красного кирпича и литого железобетона. В послевоенных кварталах краснокирпичные вставки стали использовать еще более активно, поскольку оказалось, что в сочетании с местным силикатным кирпичом теплого бежеватого оттенка (песок здесь темно-желтый) красный кирпич смотрится великолепно и дает богатые декоративные эффекты. Архитекторы специально начали разрабатывать различные виды узорной кладки из двух цветов кирпичей, возрождая традицию древнерусского кирпичного зодчества.

Квартал на пересечении улиц Чкалова, Советской, Маяковского и Горького

В 1949 году была создана классическая планировка дворов Жуковского. Она напоминала планировку классических русских парков. Перед нами - один из примеров.



20. Планировка двора у дома с башней (Чкалова № 31). Фото 1951 г.

В этом квартале каждое здание трактуется как отдельный, законченный архитектурный объект: у домов разные балконы с коваными решетками, карнизы, порталы, оконные заполнения, - но все вместе они представляют единую композицию - ее подчеркивают кованые ограды с калитками и воротами во двор, которые должны были запираться на ночь.



24. Калитка кованой ограды на ул. Советская. Фото 2015 г.

Угол квартала, обращенный к дороге на платформу «Отдых», отмечает дом с восьмигранной башней, который спроектировал архитектор Иван Смирнов, получивший за его постройку государственную премию в 1951 году. Как и в случае с кинотеатром «Родина», дом после награждения стал типовым, и подобные башни теперь украшают центральные площади и улицы во многих советских городах.



21. Ул. Чкалова (видны дома №31, 33-35). Фото середины 1950х

У башни было два назначения. Поскольку здесь одна из самых высоких точек местности, есть сведения, что раньше в ней располагался наблюдательный пункт пожарной части. Башня выполняла и пространственно-смысловую архитектурную функцию - она возвышается в перспективе улицы, которая идет от железнодорожной станции [«Отдых»]. Таким образом, получился еще и торжественный мемориальный знак входа в город. На углах башни стоят обелиски - эти символы вечности они очень точно воспроизводят форму обелисков, стоявших рядом с Владимирской церковью, построенной гениальным архитектором Баженовым в усадьбе Быково, на земле которой находится Жуковский. К счастью, в советские времена считалось, что архитектура этой уникальной усадебной церкви [русская готика] была «не православной», и будто бы отсылала к западным образцам, а поэтому - здание оказывалось как бы светским. Поэтому для архитекторов ничего опасного в воспроизведении этого религиозного памятника в жилом доме не было.



22. Ул. Чкалова № 31. Башня с обелисками. Фото середины 1950х



23. Обелиск у Владимирской церкви в усадьбе Быково. Фрагмент акварели 1804 г. ГИМ

Иными словами, удивительный вид православной церкви позволил сохранить ее в советский период, а ее украшения - воспроизвести в жилой архитектуре сталинского времени.

Previous post
Up