Часть 3.
Жилые дома на улице Горького
Жуковский - это тот редкий случай исторического города неоклассицизма, когда у всех зданий нет «задних» сторон: фасады, обращенные во двор, выполнены и украшены как парадные. Несколько самых пышных по архитектуре послевоенных кварталов на всех фасадах украшены ордерными элементами и обогащены эркерами, придающими находящимся за ними комнатам сказочный уютный колорит. Пожарные и технические проезды этих домов оформлены в виде торжественных арок, декорированных кессонами, напоминающими о триумфальных арках, которыми отмечали победные праздники в Древнем Риме.
26. Вид перспективы домов с акрами ул. Горького - проезд Станкявичуса. Фото Юрия Левановича, 2018 г.
https://www.instagram.com/centaurcastle/?igshid=qnql1zqs0ic6&fbclid=IwAR25OrAvlgDZVBq10Mks9OTuqA2OJytx3OGKEMeYHnD0QN6dbKU8uIc6zzg Самый пышный архитектурный квартал выходит на улицы Горького, Чкалова, Маяковского и в проезд Станкявичуса. Он был построен на очень невыгодном месте - с двух сторон его ограничивала высоковольтная линия с проводами на металлических вышках, которые оказывались прямо перед окнами домов. Но у архитекторов и не было другого выхода, поскольку эта ЛЭП питает энергией Центральный аэрогидродинамический институт с его аэродинамическими трубами - предприятие, ради которого и строился город. Именно по этой причине линия до сих пор находится в городе. ЛЭП снабдила названием улицу Горького, которая первоначально называлась Высоковольтной.
25. Вид квартала на углу ул. Горького и Маяковского с гостиницей «Дружба». Фото 1968-1970 гг. из альбома «Подмосковье» (Изд. «Московский рабочий. 1970)
25. Квартал у гостиницы «Дружба». Фото Юрия Левановича, 2017 г.
https://www.instagram.com/centaurcastle/?igshid=qnql1zqs0ic6&fbclid=IwAR25OrAvlgDZVBq10Mks9OTuqA2OJytx3OGKEMeYHnD0QN6dbKU8uIc6zzg Разумеется, люди не очень хотели селиться в квартирах, окна которых выходят на высоковольтные провода. Так как городом в то время фактически управлял ученый совет ЦАГИ, то решили проблему размещения рядом с ЛЭП, построив самые красивые и престижные с виду дома. Архитектура как бы компенсировала видовой ущерб. В эти дома селили ученых, летчиков-испытателей и сотрудников конструкторского бюро А.Н. Туполева. Для проектирования требовавшихся здесь необычных и парадных зданий пригласили студентов-практикантов из Московского архитектурного института. Группой студентов руководил будущий знаменитый архитектор Анатолий Дубовский. Великолепные дома обрамляли регулярный дворцовый двор-партер, куда выходил фасад главной в городе гостиницы «Дружба» - для приезжавших со всех концов страны специалистов. Напротив гостиницы, похожей на Воронцовский дворец в ближайшей усадьбе Быково, возвели монументальные пилоны ворот.
28. Гостиница «Дружба». Вид от «городских» ворот. Фото 1955
29. Вид на сад-партер и ворота из окна гостиницы «Дружба». Фото 1962 г. Опубликовано в газете «Авиаград Жуковский» от 23 апреля 2013 г.
Это был парадный въезд в город, к которому предполагалось проложить специальную улицу от железнодорожной платформы «Отдых». Получившиеся фасады в духе итальянского возрождения и барокко, так понравились приемной комиссии, что впоследствии стали основой для повторного строительства в других городах. Но настолько масштабная и совершенная градостроительная композиция есть только в Жуковском.
30. Вид гостиницы «Дружба» и проезда Станкявичуса с крыши Центральной городской больницы. Фото Ольги Ярошевской 2009 г.
Школа №2. Ул. Маяковского, 15.
31. Школа №2. Фото 1957-1958 г. из архива семьи Неделько. Опубликовано в сетевом журнале БИТЛ №10
На центральном бульваре - улице Маяковского, напротив этого великолепного квартала расположено здание школы №2, на которую ориентирован проезд Станкявичуса. До недавнего времени всем было известно, что это величественное здание со множеством колоссальных дорических пилястр на фасадах - типовое. Школу строили в 1949-1950 гг., и почти сразу в нескольких городах СССР были построены такие же школы, ставшие символом светлого будущего послевоенного времени. Совсем недавно исследователями города были обнаружены документы о проектировании этой школы в мастерской Виктора Веснина в 1939 году. Очевидно, Великая Отечественная война задержала осуществление строительства. Стало ясно и то, что это здание, как и многие в городе, было «экспериментальным» и послужило основой для типового проекта. Два симметричных портика-ризалита оформлены в виде фасадов римских храмов, которые сегодня удобно служат для отдельных входов школы и института (вероятно, проектировалось здание для дневной и вечерней школы). Эти портики создают необычную и оригинальную п-образную композицию. Сегодня, благодаря классическим исследованиям, удалось обнаружить, что здесь архитекторы вдохновлялись гравюрой великого римского художника и архитектора Дж.Б. Пиранези, на которой он изобразил перспективный вид двух античных храмов императора Августа в Поле (ныне Пула), соединенных в средневековье зданием магистрата. Так в Жуковском родилось одно из первых зданий, указывающих на известные шедевры архитектуры прошлого.
32. Дж.Б. Пиранези. Вид развалин двух храмов в Поле (Пула). Гравюра 1748 г.
«Триумфальные» арки и благотворительность русского дворянства
В Жуковском множество больших арок, которые соединяют между собой жилые дворы и образуют масштабные перспективы: впечатляет перспектива из трех главных арок между улицами Фрунзе и Горького. Третья арка выше на один этаж (в ней, кстати, живет нимфа Эхо) и если смотреть со стороны двора, за этой аркой, возникает волшебный эффект искусственной перспективы. Создается впечатление колоссальной глубины пространства между арками. Если не считать «тайные» арки, скрытые в парадных жилых домов, то в Старой части города можно обнаружить символическое число - двенадцать арок. С ними связано множество легенд и удивительно, что до сих пор никто не приходит прикоснуться к дубовым ветвям и цветам подсолнуха у арки с нимфой, чтобы получить удачу. Откроем еще одну их тайну - историко-архитектурную тайну их происхождения. И даже две тайны!Первая из этих тайн ведет нас глубоко в историю Древнего Рима, где арки возводились в честь военных побед, после чего, увенчанные лаврами воины могли вернуться к мирной жизни и выращивать оливы. Оливковое масло становилось осязаемым символом мира и благополучия. Северные народы венчали своих победителей дубовыми ветвями и русские победители фашизма, возвращаясь на поля в 1945 году, возобновляли посевы подсолнечника - нового символа радости и изобилия, подкрепленного его питательным маслом. Но зачем же римлянам были нужны арки? На примере арок Жуковского хорошо видно, что эта архитектурная форма предполагает наличие внутреннего пространства под арочным сводом и пространство это у древних римлян почиталось как священное. Проходя через портал арки, находясь под магическим сводом, воины участвовали в мистическом обряде очищения от военных преступлений, который был обязательным прежде, чем они могли вернуться к своим семьям…И вторая тайна, которая, как многие тайны обычно скрыта, хотя находится на самом видном месте: все знают, что ЦАГИ был основан Николаем Егоровичем Жуковским. И хотя Жуковский вскоре скончался, его верные ученики и последователи бережно хранили память о нем. Имя Жуковского было присвоено первой улице в новом городе, и, когда поселок Стаханово в 1947 году получил статус города, то к столетию Николая Егоровича, чудесно совпавшему с юбилеем Москвы, городу присвоили название Жуковский. Недавно удалось выяснить, что такой план существовал с самого начала, и в документах ЦАГИ середины 1930х годов упоминается поселок имени Жуковского для сотрудников института.Случай с названием города Жуковский - очень редкий для СССР (можно еще вспомнить Обнинск, носящий имя последних владельцев тех мест - Обнинских). Ученый был потомственным дворянином, и после революции новая власть позволила его семье сохранить усадьбу Орехово во Владимирской области (Собинский район), где в 1970-х годах был открыт музей Н.Е. Жуковского. Недалеко от усадьбы Жуковских сохранилась церковь Илии Пророка в селе Глухово, которую вместе с другими помещиками поддерживали Жуковские. Здесь крестили Николая и здесь находится семейный некрополь Жуковских. Храм был построен в начале 19 века в стиле классицизма, и в нем есть интересная и характерная для той эпохи деталь, которая в других храмах часто бывает утрачена, - между храмом и колокольней существует открытый переход в виде двух арок. Когда мы там побывали, то с удивлением обнаружили, что арки поразительно похожи на те, что украшают дома в Жуковском. Очевидно, что арки храма Жуковских и являются прообразом городских. И по чудесному совпадению, решение о строительстве нашего города было принято 1 августа 1932 года - накануне праздника Илии Пророка, который покровительствует перемещающимся по небу. В день памяти Илии Пророка, 2 августа, празднуется день Воздушно-десантных войск, утвержденный за два года до основания нашего города.
33. Арки церкви Ильи Пророка в с. Глухово (Собинский район Владимирской области). Фото 2017 г.
Через арки храма Ильи пророка с высокого церковного холма открывается изумительный вид на широкую долину, где впервые юному Николаю Жуковскому пришла мысль о полете. По преданию, именно здесь он испытывал свои первые фанерные крылья, скатываясь с горы на велосипеде… А сам храм сложен из неоштукатуренного кирпича с классическими элементами на фасадах, искусно спроектированными архитектором и выложенными каменщиками, подобно зданиям нашего города.
34. Пейзаж, открывающийся с церковного холма в Глухове близ усадьбы Жуковских. Фото 2017 г.
Полукруглые классические арки спроектированы не только в домах 1930-1950-х годов - одна из них находится в панельном 9-этажном жилом доме эпохи позднего модернизма 1980-х на ул. Гудкова в новом районе города - что едва ли не исключительный случай в России.
Бульвар улицы Маяковского и топонимика Ученого совета
35. Поперечная перспектива застройки то ул. Маяковского (дома № 22-26) в сторону ул. Чкалова. Фото Юрия Левановича, 2018 г.
https://www.instagram.com/centaurcastle/?igshid=qnql1zqs0ic6&fbclid=IwAR25OrAvlgDZVBq10Mks9OTuqA2OJytx3OGKEMeYHnD0QN6dbKU8uIc6zzg В Жуковском мало названий, связанных с вождями и нет памятника вождю пролетариата. Конечно, в свое время центральный бульвар города находился в опасности получить революционное политическое имя. Имя же поэта Владимира Маяковского этот широкий бульвар, устроенный по образцу московского бульварного кольца, получил не сразу. Когда в конце 1930-х годов в районе первой школы (также построенной по проекту мастерской Виктора Веснина, но недавно обезличенной оштукатуриванием) начала формироваться застройка бульвара, то улица эта не имела названия. По документам обнаружилось, что имя революционного поэта первоначально носила другая, сравнительно небольшая, улица - теперь это улица Советская. И дом с современным адресом «Маяковского, 8», построенный седьмым в городе (за строительством наблюдал молодой архитектор и ученик Виктора Веснина И.И. Смирнов), получил этот же адрес. Дело в том, что тогда со стороны Туполевского шоссе, идущего вдоль территории ЦАГИ, предполагались симметричные кварталы застройки и, при нумерации домов от магистрали, эта сторона сегодняшней Советской улицы должна была оказаться четной, а дом 8 проектировался четвертым в ряду на этой стороне улицы. Но после Великой Отечественной войны градостроительный замысел поменялся. Территория ЦАГИ расширялась в сторону леса, и с верхних этажей жилых домов мог открыться обзор секретного института. Поэтому улицу решили не продолжать до шоссе, а застройку в ту сторону производить кварталами меньшей площади, дополнив их малоэтажным районом коттеджей и садовыми участками.Когда сформировалась застройка бульвара, то возник вопрос: а как назвать главную улицу города? Видимо, что имя советского поэта оказалось достойной культурной альтернативой политическим вождям революции, тем более, что незадолго до основания нашего города, в 1929 году, он написал знаменитые строки «Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть…». А первоначальная улица Маяковского стала Советской - но не в честь СССР, а потому, что на ней к тому времени уже находился Городской совет. Причем номер мистического дома на углу этих, тогда еще не полностью застроенных улиц сохранился, и даже сегодня на этой стороне ул. Маяковского нумерация домов так и осталась неполной.
36. Вид бульвара ул. Маяковского с Дворцом культуры ЦАГИ. Фото сер. 1960х