Подмосковный Версаль авиационной науки. Путеводитель по архитектуре Жуковского

Dec 23, 2019 23:47


Часть 4.

Младший брат Большого театра

Когда в Жуковском открылся филиал ЦАГИ, ученые из Москвы не очень охотно переселялись сюда. Поэтому новый город проектировался как маленькая столица классической культуры «Москва-Петербург». Здесь были свои бульвары, свой Парк культуры, свои здания дворцовой архитектуры. Для завершенности композиции центрального бульвара не хватало архитектурной и смысловой доминанты в конце его перспективы.Руководители города вспомнили о столичных примерах таких композиций. В то время в городе было невозможно открыть свой театр, но достойное театральное здание появилось, и в нем поместился Дворец Культуры ЦАГИ. Здесь выступали прославленные театральные и музыкальные коллективы, приезжавшие на гастроли, здесь в многочисленных кружках и студиях занимались музыкой, танцами и различными видами искусств дети и взрослые. Малый (!) зал дворца может сравниться с Петербургской филармонией, а фойе стало почти точной копией Колонного зала московского дворянского собрания - «Дома союзов».



37. Дворец Культуры ЦАГИ. Фото начала 1960х. С сайта Дворца культуры



Дворец культуры строили в 1951-1959 годах, и он стал великолепным завершением всего ансамбля Старого города и по своему масштабу, и по качеству классической архитектуры. Его главный портик кажется таким же колоссальным, как портик Большого театра в Москве.Главным архитектором группы из Проектного бюро ЦАГИ был Иван Иванович Смирнов, для которого Дворец культуры стал последней работой и кульминационным произведением его творчества. При проектировании здания И.И. Смирнов внимательно изучал весь мировой опыт строительства театральных зданий. Сохранились его графические исследования проектов исторических театров.Наш Дворец культуры стал уникальным зданием и потому, что его завершение пришлось на эпоху «борьбы с излишествами» - воинствующего политического модернизма, отрицавшего классическую архитектуру. Несмотря на строжайшие указания «партии и правительства» Ученый совет ЦАГИ принял решение достроить это великолепное здание по утвержденному проекту. Интерьеры были пышно отделаны лепниной и искусственным мрамором, снабжены дворцовыми зеркалами и множеством хрустальных люстр. На террасах были установлены фигурные литые торшеры с плафонами из молочного стекла, а в устроенном вокруг дворца саду заработали фонтаны.



38. Дворец Культуры ЦАГИ и сады при нем, слева в глубине - кинотеатр «Родина» (сегодня - Дом ученых). Фото 1965-67 гг. Из фотофильма Жуковского городского музея к 70-летнему юбилею города

«Встретимся у памятника»

Такие слова часто можно услышать от жителей города. Кому памятник - не уточняется. Почему? Потому что в Жуковском один памятник - монументальная скульптура в полный рост. Но не вождя, как думают те, кто впервые оказался на центральной площади перед Дворцом культуры. Это колоссальный портрет Николая Егоровича Жуковского, изваянный ведущим советским скульптором  Георгием Тоидзе в 1967-1969 гг., архитекторы Б. Тхор и В. Теслер.  Каждому жителю города авиации настолько было очевидно, кому здесь может быть памятник, что при разработке его концепции было принято решение не делать на колоннообразном постаменте никаких надписей. Рядом с памятником установили большой камень с цитатой высказывания гениального ученого: «Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума…». 1 декабря 1969 года памятник открыл великий авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев.



39. Памятник Н.Е. Жуковскому. Фото 1975 г. Из архива семьи Колгановых

И всем все было ясно… Кроме недавно появившихся в городе чиновников. В нарушение всех законов, они занялись самоуправством и распорядились выбить на постаменте памятника надпись с именем и датами жизни и (дополнительный ужас) - покрасить ее под золото. Мы все возмущены этим актом невежества и вандализма. Необходимо восстановить первоначальный вид памятника!

Дом ученых ЦАГИ на улице Жуковского

Жуковский, фактически управлявшийся Ученым советом ЦАГИ, был экспериментальной площадкой для освоения архитектуры. И многие здания, которые появились в Советском Союзе, впервые строились в качестве эксперимента именно здесь.



40. Дом ученых ЦАГИ. Первоначально - кинотеатр «Родина». 1946-1949. Архитектор З.О. Брод. Фото 2015 г.

Дом ученых ЦАГИ был спроектирован в 1947 году, автор проекта - архитектор Зоя Брод, которая была ученицей выдающегося классика архитекторы начала XX века Ивана Фомина. Изначально З. Брод создала проект для кинотеатра «Родина», а не клубного дома для ученых. После реализации в 1949-1950 гг. проект этого кинотеатра получил государственную премию и стал типовым - позже похожие кинотеатры (часто с тем же названием) строились по всей стране. То есть в Жуковском находится самый первый такой кинотеатр и наиболее оригинальный в - авторском исполнении.



41. Кинотеатр «Родина». Фото из публикации в журнале «Архитектура СССР». 1951 г.

Зоя Брод любила классическую архитектуру и, очевидно, создавала фасад этого кинотеатра с ориентацией на исторические традиции русского классицизма. Все местные жители замечают сходство этого изящного здания с постройками города-сада Н.К. фон Мекка, находящимися на другом конце города. Когда проектировался кинотеатр, то клубные помещения при первоначальной больнице города-сада уже были переданы под клуб Летно-Исследовательского института (сейчас здесь, на пл. Кирова, находится муниципальный театр «Стрела»). Изумительная композиция фасада с многочисленными колоннами, сгруппированными вокруг центрального входа, очень напоминает на другой памятник отечественной архитектуры - особняк Половцева на Каменном острове в Санкт-Петербурге, построенный Иваном Фоминым. Среди московских дворцов эпохи классицизма тоже есть аналоги такой изобретательной композиции. Самый знаменитый из них - дворец А.К. Разумовского на Гороховом поле, вероятное творение великого Николая Львова, потомки которого до 1917 года владели усадьбой Раменское.Между колоннами находятся места для двух афиш: какие фильмы сейчас идут - и что ожидается (позже такая схема применялась во всех кинотеатрах). Внутри есть кинозал, фойе, кабинет директора и артистическая комната. Помещение украшает коринфский ордер, сделанный точно по рекомендациям античного теоретика архитектуры Витрувия, что в архитектурной практике большая редкость. Невысокие коринфские капители, венчающие колонны фойе, одновременно выходят на галерею, на которую можно подняться во время антракта. Такая композиция в миниатюре воспроизводит большой бальный зал московского дворянского собрания, созданный архитектором Матвеем Казаковым.



42. Фойе кинотеатра «Родина». Фото из публикации в журнале «Архитектура СССР». 1951 г.



43. Зрительный зал кинотеатра «Родина». Фото из публикации в журнале «Архитектура СССР». 1951 г.

«Пятый дом»

Этот дом каждый житель города найдет без указания полного адреса. В документах ЦАГИ он числится под номером два. В середине 1930-х годов в городе еще не было улиц, и дома называли по номерам в порядке строительства. Этот четырехэтажный жилой дом с магазинами и общественными помещениями на первом этаже строился по первому генеральному плану города, разработанному в мастерской Виктора Веснина. На его чертежах в качестве главного архитектора стоит подпись ученика Веснина - архитектора Георгия Орлова. Когда дом был построен, его монументальный фасад оформил первую улицу в городе, получившую, конечно, имя Н.Е. Жуковского. На этой улице он числится под номером 5. Улица Жуковского должна была соединить ЦАГИ с железной дорогой, и вместе с параллельной ей ул. Фрунзе образовать перед фасадом института колоссальный бульвар-парк, как видно из перспективы первого проекта города. Поэтому монументальные фасады зданий, выходивших на эту улицу, должны были отражать представления о прогрессивной архитектуре будущего. Они были выполнены в редком стилистическом направлении, которое сегодня иногда называют постконструктивизмом. Здесь лучшие достижения архитектуры конструктивизма с ее ясными крупными объемами и энергичными перспективами сочетались со скрытой классической ордерной структурой организации фасадов, на которых уже появились пилоны, карнизы и монументальные арки.



44. «Пятый дом». Фото конца 1930х. Из архива ЦАГИ

Эти колоссальные арки, взметнувшиеся на высоту трех этажей, окруженные галереями-балконами соединили собой два колоссальных п-образных корпуса, из которых состоит дом. Арка со стороны улицы акцентирует центр всей архитектурной композиции и вместе с симметричной ей аркой, выходящей на дворовый фасад, - образует квадратный широкий дворик-проезд. Его кубическое пространство, открытое в небо, напоминает о знаменитой арке Главного Штаба архитектора Карла Росси, ведущей на Дворцовую площадь в Петербурге. А формы арки очень похожи не ту, что соединяет здание Малого Эрмитажа и Нового Эрмитажа на Миллионной улице в Петербурге по проекту ведущего архитектора неогреческого стиля Лео фон Кленце, который работал по приглашению императора Николая I.После завершения планировки исторической части города на арку «Пятого» дома была ориентирована ул. Ломоносова, заменившая собой предполагавшиеся ранее крупные кварталы на нечетной стороне бульвара Маяковского, с противоположной стороны на оси улицы возвели колоннаду стадиона «Метеор».



45. Эскиз панно на фризе над центральной аркой «Пятого дома». 1936 г. Мастерская Виктора Веснина

На аттике главного фасада «Пятого дома», где сейчас восстановлена историческая надпись «20 лет октября», предполагалась многофигурная композиция в барельефе или монументальной живописи, изображающая специалистов ЦАГИ и жителей города, наблюдающих за испытаниями новых самолетов. В правой части панно - женщина с детьми как указание на будущее города. И действительно, позади дома был в это же время построен первый в городе детский сад (детский сад №1 ЦАГИ на ул. Энергетическая), который тоже достоин стать памятником архитектуры.



46. Детский сад ЦАГИ №1. Фото конца 1930х. Из архива ЦАГИ

«Пятый дом» одно из самых первых зданий в городе - проект был подписан 1 ноября 1936 года, и сразу началось его строительство. Заселяли этот колоссальный по тем временам жилой дом в 84 квартиры постепенно в 1938-м.В доме довольно большие квартиры, и в тех, где видны на фасадах узкие окошки, - при кухнях предусмотрены комнаты для домработниц. Конечно, в реальности было очень немного квартир, в которых жила одна семья с домработницей, потому что когда первые жилые здания только были построены, отдельных квартир на всех не хватало, и сотрудников заселяли коммунально. В квартирах над арками было два входа - из подъездов по сторонам арок. Коридорная система в такой квартире соединяла между собой жилые блоки из 1-2 комнат с отдельным туалетом. При входах располагались общие кухни и ванные-душевые. Первоначально эти квартиры, видимо, предназначались для гостиничных целей, поскольку в ЦАГИ приезжало много командированных специалистов. По сторонам от арки, в углах дома, изобретательно замаскированы просторные подъезды, устроенные в виде внутренних двориков, в которых, вероятно, предполагалось установить лифты.Пока не было котельной и ТЭЦ, дом отапливался паровозным котлом. Поскольку на песчаной возвышенности, где строили город, чтобы не наносить ущерб сельскому хозяйству и лесному фонду, не было водоемов, а грунтовые воды находились очень глубоко, то по железнодорожной ветке периодически приходилось подвозить воду и закачивать ее в специальные баки, находившиеся в чердачном этаже, который выглядит на фасаде как пятый этаж здания. Вероятно, по этой причине следующие жилые дома стали строить на другом конце проектировавшегося центрального бульвара - ниже по рельефу и вблизи уже существовавшей артезианской скважины, снабжавшей водой город-сад фон Мекка.В духе постконструктивизма архитектурные формы здания нарастали снизу вверх: над большими витринами магазинов, разделенными изящными пилонами, были устроены балконы с ажурными решетчатыми ограждениями, а на верхнем этаже колоссальные балконы-террасы тянулись на всю длину здания и имели глухие бетонные ограждения, что придавало дому монументальный вид. Со стороны двух дворов архитектурные формы так же нарастали вверх за счет решения балконов. Над верхними балконами даже были устроены дополнительные выступы крыши. А подъезды освещались витражами с множеством круглых иллюминаторов, которым могли бы позавидовать ведущие постмодернисты 1990-х.  На боковых фасадах были устроены энергично выступающие узкие ризалиты подъездов с полукруглыми балкончиками над ними, напоминающими капитанские мостики или кабины первых, еще фанерных, самолетов.В доме жили: известный летчик-испытатель Игорь Шелест, главный конструктор и руководитель лаборатории В.Н. Овчинников, один из ведущих специалистов по аэродинамическим трубам М.А. Глазер, начальник школы планеристов в Коктебеле А.А. Синьков, первая женщина-планерист в СССР Екатерина Грунауэр.

«Первый дом»

Этот дом, действительно первый и по своему месту в непосредственной близости от института, и по предполагавшемуся изначально времени строительства, и по адресу: ул. Жуковского, дом 1. Он есть на проектной перспективе соцгорода ЦАГИ почти в таком же виде, как построен, но с дополнительным (неосуществленным) крылом вдоль сегодняшней улицы Гагарина.



48. Проектная перспектива «Первого дома». 1936 г. Мастерская Виктора Веснина

Фасад этого здания очень важен для города - он выходит на главную площадь, на которой расположены мэрия и градообразующее предприятие ЦАГИ, на восточную башню этого дома ориентирована трасса Туполевского шоссе, намеченная еще для «города-сада» фон Мекка.



47. «Первый дом». Фото 1938 г. Из архива ЦАГИ

Дом был спроектирован в проектной мастерской ЦАГИ, которой руководил Виктор Веснин, 21 июля 1937 года, и сразу началось строительство. В ноябре того же года (!) уже заселялись первые секции незавершенного здания. В 1938-1939 гг. заселение продолжалось этапами, а акты приемки составлялись только в начале 1941 года, когда в доме уже жили сотрудники, а на первом этаже помещались магазин и Правление ЦАГИ.



49. У входа в Правление ЦАГИ. Фото 1939 г. Из архива ЦАГИ

Вот что нам рассказала административный директор ТСН «Первый дом» Любовь Пушкова: «Первоначально дом предназначался для семей руководства ЦАГИ, поэтому была сделана соответствующая планировка квартир. Квартиры в доме 3-х, 4-х и 5-ти комнатные. Площадь самой маленькой - 63 кв. м, самой большой - 98 кв. м. В каждой квартире около кухни есть маленькая комната (5-6 кв. м), которую называли «комнатой для прислуги». По словам старейших сотрудников ЦАГИ, существовали даже эскизы квартир, на которых была изображена мебель, рояль и т.д. Но потом, похоже, планы изменились, для цаговской элиты стали строить коттеджи на ул. Ломоносова и Чаплыгина, а «Первый дом» стал заселяться обычными сотрудниками института, в том числе и строителями, которые его возводили. Первоначально в доме было печное отопление и остались огромные дымоходы. В одной квартире даже есть действующий камин». В доме жил лётчик-испытатель, герой Советского союза Э.П. Княгиничев. Еще с домом связана одна легенда, которую рассказывали Княгиничевы: будто бы в их квартире когда-то жил сам Андрей Николаевич Туполев. Как-то раз он вышел на балкон, вытянул руку вперёд и сказал: "Дорога пройдёт здесь". И действительно, с этого балкона открывается изумительный вид прямо на Туполевское шоссе, на противоположном конце которого - колоннады пропилей проходной Летно-исследовательского института, где испытывали новые самолеты. Выше расположена, как сказано в акте сдачи-приемки дома, «по архитектурным соображениям», башня, возведенная с шестиколонной лоджией, которую руководству ТСН недавно удалось реставрировать. Теперь она снова, как и задумывали архитекторы, напоминает о легендарном дворце Минотавра на острове Крит, как и симметричная ей башня в западном крыле дома. Это хороший пример того, как может действовать ТСН в потенциальном памятнике архитектуры.В «Первом доме» и в настоящее время проживают академики и профессора, в том числе два бывших директора ЦАГИ.Первоначально «Первый дом» был кирпичным: из силикатного кирпича были тщательно сложены все ордерные архитектурные детали - в особенности пилястры на верхнем этаже, вдохновленные флорентийскими палаццо. Дом оштукатурен недавно, но на самом деле, отделку должны были сделать еще до войны, однако не успели. До недавнего времени со стороны двора сохранялись даже деревянные временные консоли опалубки, устроенной для заливки монолитных плит карниза. Они были сделаны настолько тщательно «в духе конструктивизма», что многие воспринимали их как запроектированные архитектурные элементы. Сейчас сохранилось одно неоштукатуренное крыло дома, по которому можно изучать технологию строительства 1930-х годов.

Высокие арки в Жуковском, как в «Пятом доме», и двери в квартирах высотой 2,2 метра, вовсе не означают, что дома тут строились для баскетболистов. Нет - речь идет о важном содержательном вопросе архитектуры. С глубокой древности входы, порталы, пороги обладали сакральным значением, будучи соединением и границей двух миров/пространств. А в классической архитектуре важной категорией ее качества было достоинство, и вместе с колоннами и карнизами, фронтонами и фризами, - порталы дверей проявляют эту категорию и оказывают на «пользователей» зданий очень сильное воздействие. И достоинство архитектуры призвано возвышать людей, живущих в ней. Руководители секретных институтов Жуковского отлично понимали, что для их сотрудников нужна достойная среда. Летчик, авиаконструктор, научный сотрудник - даже в закрытой обстановке секретности не должны были испытывать тоталитарного давления, хотя бы и в форме стен. Чувство свободы и уважения давало творческую энергию для созидательной деятельности.

Наша задача в Жуковском - эту архитектуру сохранить. И не только в Жуковском. Сегодня наш город может стать прекрасным примером для всей страны, как в сложных послевоенных условиях «малыми» средствами, с помощью лучших традиций русской классической и мировой архитектуры, был создан идеальный город. Для жителя такого города - естественно желание видеть все города нашей страны, возрожденными в прекрасной классической архитектуре по образцу Жуковского. И такие возможности сегодня есть!

Next post
Up