1 Уже второй год подряд в акции «Ночь в музее» принимает участие Военно-исторический музей Восточного военного округа. Радует это еще и потому, что закрытый при Сердюкове музей все-таки уцелел и открылся вновь. Несмотря на тяжелейшие финансовые проблемы (и настойчивые попытки отнять у него лакомое здание в престижном уголке города), учреждение смогло организовать и провести свою «Ночь». Насколько я понимаю, делалось все это на чистом энтузиазме или очень близко к тому - участие было еще и бесплатным, что весьма контрастно на фоне других музеев Хабаровска (например, «ночной» билет Краеведческий стоит аж 800 рублей, что в круг на семью вылетает в копеечку).
2 Можно констатировать, что акция оказалась востребованной и популярной - даже припарковаться около музея в восемь часов вечера было не очень-то просто. Конечно, львиную долю посетителей составляли ребятишки, дружно оккупировавшие военную технику в экспозиции в обширном дворе. Также пришло немало пенсионеров. Было много реконструкторов, гулявших в военной форме русской императорской и советской армии как довоенного, так и послевоенного периодов. Несмотря на важный вид, они охотно фотографировались со всеми желающими, давали садиться в свои ретро-автомобили, подержать в руках оружие.
3 Алекс начал обход музея с военных грузовиков, где было поменьше конкуренции со стороны других таких же клопов.
4 Ребенок позирует у 45-мм противотанковой пушки М-42. Кстати, соседняя 57-мм ЗИС-2 на табличке почему-то была названа дивизионной. Вообще неточностей в описании экспонатов, увы, хватает, что определенно указывает на недостаток ресурсов для полноценной работы музея.
5 Совершенное недоумение у меня вызвал этот экспонат. Я даже не сразу сообразил, что это первый серийный советский танк Т-18 (он же МС-1). При реставрации ему досталась абсолютно неаутентичная ходовка, лично у меня живо вызвавшая ассоциацию с чешским LT vz.38. Тем более рядом стоит второй Т-18, куда больше похожий на оригинал. Всего же в Хабаровске, таким образом, находится сразу три подобных боевых машины, включая памятник у штаба Восточного военного округа на улице Серышева.
6 Огромный шаг вперед - свободный доступ на выставленные танки и даже внутрь большинства из них. Раньше такое и представить было невозможно! Внутрь боевой техники я попадал разве что в военных
музеях в Лондоне и Пекине. Правда, в этот раз внутрь не полез - было слишком многолюдно да и за Алексом следовало приглядывать.
Вот ребенок изучает БМП-1. Правда, интерес подугас, как на броню высадилось еще несколько детишек. Видимо, у нас растет яркий индивидуалист. Весь в родителей. :)
7 Позирование на корпусе основного боевого танка Т-80. Прочие боевые машины я в этот раз не фотографировал. Откровенно говоря, вчера и не ставил себе задачей заснять все образцы техники или системно рассказать о музее.
Раньше я уже начинал серию фотозарисовок о нем, да так и не завершил. Так что более или менее подробно чуть дальше покажу лишь совершенный эксклюзив - штабной вагон маршала Блюхера.
8 Единственный самолет в экспозиции - истребитель МиГ-17, дальнейшее развитие «корейского сюрприза» МиГ-15.
9 Конечно, мимо него ребенок пройти не смог. Тем более из «Лего» он чаще всего собирает именно самолеты.
10 Весьма впечатляющая двухступенчатая ракета зенитного ракетного комплекса С-75 в варианте «Десна», принятом на вооружение в 1959 году.
11 Самым интересным экспонатом этой «ночи» стал штабной вагон, приписываемый легендарному маршалу Василию Константиновичу Блюхеру. В обычные дни доступ в него закрыт - по словам сотрудницы музея, из-за банальнейшей нехватки в штате смотрителей. Ранее внутрь допускались только особые делегации. (Уважаемый
periskop подсказывает, что в конце 1990-х пускали-таки всех, так что информация об эксклюзивности - преувеличение). Таким образом, длинную очередь желающих попасть в вагон объяснить очень легко. Двигалась эта людская змея очень медленно - внутрь пропускали строго по десять человек (что совершенно правильно, иначе не миновать бы давки), продолжительность пребывания в вагоне при этом ограничивалась лишь совестью посетителей.
12 Вагон был построен в 1915 году в Ростове-на-Дону. Сразу ли его оборудовали для нужд штаба, мне не известно. Тем не менее он частично бронирован - предположу, что главным образом ниже уровня окон. Из-за высокой массы - 74,6 тонны (что в полтора раза тяжелее более габаритных современных пассажирских вагонов) - колесные тележки нетипичные для того периода - трехосные усиленные. Возможно, если покопаться, можно будет найти какую-то унификацию с бронепоездами.
Вдоль почти всего 21,5-метрового вагона от тесного тамбура тянется узкий коридор. В целом велико сходство с компоновкой обычных купейных вагонов.
13 Не то организаторы не подумали, не то решили сэкономить, однако освещение в вагоне отсутствовало почти везде, кроме коридора. Между тем на улице уже успели сгуститься сумерки, и мне поневоле пришлось выкручивать настройки камеры в экстремальный диапазон, что логичным образом сказалось на качестве снимков.
В первом от тамбура довольно широком купе разместилась кухня. Правильно, маршалам тоже нужно питаться. :)
14 Своего рода военное СВ. Полки очень узкие, совсем не такие, как в современных вагонах. Да и ширина помещения меньше привычной.
15 Четырехместных купе я в вагоне не встретил.
Вообще отмечу, что принадлежность этого мобильного штаба Блюхеру - вопрос открытый. Тем не менее версия вполне правдоподобная. И все же считают, что вагон не был личным, а предоставлялся тому или иному высшему военачальнику по запросу. Так, уже во время Великой Отечественной войны он служил штабом Г.К. Жукову, К.К. Рокоссовскому, И.Х. Баграмяну. Чуть позднее вагон включался в состав правительственного поезда для перевозки советской делегации на Потсдамскую конференцию, а с 1976 года некоторое время выполнял функцию мобильного пункта управления командующих войсками Краснознаменного Дальневосточного военного округа генералов армии В.И. Петрова и И.М. Третьяка.
В середине 1980-х вагон обнаружили заброшенным в одном из тупиков
станции Хабаровск-2 и передали молодому военно-историческому музею (он открылся в 1983 году). После сложнейшей операции по перевозке громоздкого экспоната вагон занял свое место в музейном дворе 5 мая 1987 года.
16 Купе, похоже, комбинированное с рабочим местом.
17 Из небольшого кабинета с рабочим столиком и широким креслом, который я не смог снять из-за совсем уж невозможной темноты, открывается дверь в настоящую ванную комнату. Впрочем, в нее можно попасть и из коридора. Определенно это уже личные генеральские покои. Другой вопрос, насколько корректно воссозданы интерьеры вагона и на какой именно период при этом ориентировались. По крайней мере реконструкторы ворочали на невысокую достоверность.
18 Самое просторное помещение - салон в дальнем от входного тамбура конце. Он раскинулся на всю ширину вагона. Второго тамбура, по всей видимости, нет - дверь в глубине помещения, прикрытая портьерой, вероятно, выходит непосредственно наружу.
19 Вероятно, тут и велась основная работа штаба.
Как бы то ни было, экспонат очень интересный и атмосферный.
20 Зато внутри здания экспозиции мы практически не посмотрели - для маленького ребенка стоял уже достаточно поздний час. Да и большого интереса у Алекса я не заметил - похоже, суточные запасы любопытства были истрачены им во дворе. :)
Сам же я целенаправленно посетил лишь два экспоната. Первый - скульптурная группа на тематику Гражданской войны. Выражение лица у всадника справа сходно с ликом красноармейца во второй версии памятника молодым защитникам Хабаровска,
стоящим в начале улицы Серышева. Хотя работы разделают почти два десятка лет, их определенно роднит нечто франкенштейнское.
21 Мой любимый экспонат - диорама, посвященная событиям разгрома Квантунской армии в Маньчжурии. Произведение, конечно, довольно скромной, объемный передний фон предельно лаконичен, но все равно эта диорама с детства приковывает мое внимание.
22 Прочие же экспонаты я оставил «на потом». Возможно, когда ребенок чуть подрастет, и ему станут интересы более сложные образы, чем танки или самолеты.
23 Впрочем, Алекс определенно тянется к искусству. Услышав музыку и песни, он целенаправленно поволок нас на второй этаж, где шел концерт. Признаться, я ни капли не пожалел и получил массу удовольствия.
24 Равно как получил удовольствие и в целом от «ночи» (де-факто вечера), проведенной в военно-историческом музее. Развеялся так, будто в мини-отпуске побывал. Искренне снимаю шляпу перед организаторами и исполнителями; они молодцы!