Второй Хабаровск

Mar 26, 2011 13:30




1 Конечно, «Хабаровск-2» - это название железнодорожной станции. В пору моего детства устойчивое выражение «на Втором Хабаровске» в устах многих горожан являлось полноценным синонимом чертовых куличек. И дело даже не в удаленности от центра - до строительства нескольких развязок, перекинутых над путями Транссиба, железная дорога надежно изолировала этот район. Неважное качество автомобильных дорог и глуховатый частный сектор также вносили свою посильную лепту.
Хотя названный район принято считать находящимся к востоку от стальной магистрали, сама давшая ему имя станция раскинулась по обе стороны железной дороги, а пассажирский вокзал и вовсе находится с запада. Попасть к нему не слишком просто - нужно знать дорогу, интуиции может не хватить. К вокзалу не ведет ни одна крупная улица - потребуется находить путь через частный сектор. Проще всего от Краснореченской улицы ехать по Индустриальной, а на последнем перекрестке перед железной дорогой повернуть налево, проехать длинный квартал и повернуть направо. Именно так я и попал в запечатленный тут переулок, с которого уже можно проехать к вокзалу.




2 Ориентиром может служить заметная на удалении нескольких кварталов водонапорная башня; благо в частном сектора преобладают невысокие одноэтажные домишки.



3 Башня выстроена в традициях раннего советского классицизма и датируется, думаю, второй половиной 1930-х годов.



4 Внутрь легко попасть через широкие пустые проемы.



5 Резервуар занимает верхнюю часть сооружения. Таким образом создавалось необходимое давление в водопроводе для питания станции и, вероятно, заправки паровозов. Насосы же требовались включать лишь время от времени для закачки воды наверх. Насколько я читал, подобная схема предъявляла достаточно скромные требования к трубам водопроводной сети.



6 Здание пассажирского вокзала станции. Архитектурный стиль тот же, что и у башни. Год строительства - 1937-й.



7 В 2007 году вокзал был реконструирован, на мой взгляд, внешне совсем недурно.
Даже не знаю, сохранился внутри зал ожидания или же все помещения занимают административные службы.



8 Тем не менее пассажирское сообщение имеется, здесь можно видеть остановившуюся у первой платформы пригородную электричку. Правда, я не заметил ни одного вышедшего из ее вагонов человека и ни одного севшего. Вероятно, в дачный сезон ситуация совсем иная. Однако как бы то ни было, а электрички плохо вписываются в концепцию городского общественного транспорта, точнее, неудачно в него включены. Пользоваться железной дорогой для поездок внутри города совершенно неудобно.



9 Через станционные пути переброшен длинный виадук.



10 По нему можно попасть на проспект 60-летия Октября.



11 Впрочем, такая возможность, разумеется, имеется только у пешеходов, автомобилистам же придется сделать огромный крюк через Первый или Южный микрорайоны.



12 Перрон.



13 Пассажирские составы могут подавать только на две платформы. Впрочем, формально станция «Хабаровск-2» включает в себя не только одноименную пассажирскую платформу, но и еще три: «Локомотивное депо» на севере, «Парк им. Гагарина», а также «Рубероидный завод» на юге.



14 Здание вокзала со стороны перрона. На заднем плане справа можно наблюдать уже показанную выше водонапорную башню, а левее - трубы ТЭЦ-1.



15 Частный сектор довольно далеко простирается от путей Транссиба в направлении Краснореченской. Какие имена тут носят улицы: Республиканская, Танковая, Кубанская, Перекопская, Балтийская!.. Затем деревянные домики с участками начинают сменять многочисленные базы.
Многоэтажные дома на заднем плане стоят уже по другую сторону Краснореченской. Десятиэтажка, виднеющаяся справа, относится к жилому микрорайону на Флагонтова.



16 Далеко за нефтеналивным составом можно обозревать примерно две трети длины упомянутого микрорайона с его характерными доминантами. Высотки переменной этажности справа выходят непосредственно на улицу Флегонтова, за левой из них уже тянется Павла Морозова.



17 Мостовой кран, предназначенный для перегрузки. Судя по электродвигателям у основания опор, он изначально был козловым, то есть мог перемещаться по специальным рельсам. Однако здесь видно, что кран установлен стационарно.



18 А это уже совершенно точно козловой кран - он стоит на рельсах-направляющих. За ним виднеется множество вагонных колесных пар. Далеко позади высится стена панельных девятиэтажек на окраине Первого микрорайона.



19 Здесь на заднем плане можно наблюдать Спасо-Преображенский собор на площади Славы, правее - значительно более близкий скандально известный жилой комплекс «Парус», еще правее - башню на улице Ленина.



20 Годом рождения сортировочной станции «Хабаровск-2» является 1934-й, хотя работы по ее сооружению были завершены лишь перед самой Великой Отечественной войной. Впоследствии этот железнодорожный узел неоднократно расширялся и модернизировался.
Далеко позади видны дома-стены переменной этажности недалеко от Большой.



21 Станция включает в себя эксплуатационное локомотивное депо, ремонтное локомотивное депо, эксплуатационное вагонное депо, ремонтное вагонное депо и тому подобные предприятия.



22 Составы формируют юркие маневровые тепловозы ТЭМ-2.



23 Всего на станции «Хабаровск-2» шестнадцать путей.



24 Грузовой состав внизу перевозит нефтепродукты, лес-кругляк и какие-то железобетонные конструкции.



25 Электровоз «Ермак» 3ЭС5К производства Новочеркасского электровозостроительного завода. Хотя выпускать такие локомотивы начали лишь в 2004 году, на Дальневосточной железной дороге они встречаются нередко, видел я их даже в Находке.



26 Спецпоезда.



27 За последними путями уже просматривается проспект 60-летия Октября.



28 Чуть в глубине квартала напротив виадука стоит дом культуры железнодорожников (Школьная, 1). Полагаю, что он был построен практически одновременно со станцией в конце 1930-х годах.



29 Застройка на прилегающих улицах складывалась в разные годы. Тут есть и довоенные деревянные типовые дома, и послевоенные кирпичные «сталинки», который строили с привлечением труда японских военнопленных, и вездесущие хрущевки-брежневки и даже отдельные новостройки недавнего времени. Последних, впрочем, немного.



30 Угол проспекта и улицы Аэродромной. Автобусная остановка здесь называется «Первый магазин» по имени некогда стоявшего на месте ангара слева торгового заведения, впоследствии уничтоженного пожаром. Справа можно видеть упомянутые довоенные жилые дома, ближний из которых уже выселен и постепенно разрушается.



31 Очередь автомобилей на этом и предшествующем снимках вызвана закрытым железнодорожным переездом. Наличие таких переездов является фактором непредсказуемости при поездках по южной части проспекта 60-летия Октября - можно добраться быстро, а можно и встать минут на двадцать даже в выходной день. Это одна из причин, почему я не люблю маршрут по проспекту.
Справа видна еще одна водонапорная башня, конечно, значительно более молодая, чем стоящая близ вокзала станции. Вдали можно наблюдать строения на территории корпуса железнодорожных войск. В одной из розоватых казарм я там даже провел три ночи на военных сборах после четвертого курса (откуда меня потом извлек мой научный руководитель, чтобы я занимался тем, к чему имел несомненно большую склонность - НИР, за что я ему до сих пор чрезвычайно благодарен). Вдали синеют сопки Хехцира.



32 Типичная улочка в частном секторе, примыкающем к вокзалу станции «Хабаровск-2».



33 Хозяева этого дома в конце улицы Индустриальной заменили традиционные стеклопакеты в жилой комнате пластиковыми. Деревянный дом после этого стал смотреться несколько странновато, хоть и сохранил оконные наличники и ставни.



34 Ну и напоследок реликт - лозунг советской поры, чудом уцелевший на углу административного корпуса завода металлоконструкций.

Хабаровск, Дальний Восток

Previous post Next post
Up