Пусть и не успел я с этим альбомом ко Дню города (в последний день мая Хабаровску исполнилось 149 лет), но тем не менее. Сначала я предполагал сделать единый альбом по всей улице Серышева. Однако после подсчета числа стоящих фотографий я понял, что лучше разбить эту тему на три части, иначе материал получится совершенно неудобоваримым.
Начнется прогулка у подножья лестницы на стадионе им. Ленина, вытянувшемся вдоль набережной Амура.
Стадион открылся в сентябре 1957 года, а вообще его строительство было приурочено к столетию Хабаровска. Лестница является ровесницей стадиона, она выдержана в том же стиле, что и соседствующие с ней первые спортивные сооружения. Хотя лестницу постоянно косметически ремонтируют, вид у нее несколько обветшалый…
Вид с вершины лестницы в сторону набережной.
Я уже не раз писал, что центральная часть Хабаровска расположена на трех вытянутых от реки сопках и двух бульварах, лежащих в низинах между этими возвышенностями. По северной из сопок проходит улица Серышева. В старину эта возвышенность называлось Военной горой и, конечно, неслучайно. На планах старого Хабаровска вообще было весьма много «милитаристских» названий - все-таки город изначально закладывался как военный пост.
Ворота стадиона, выполненные в стиле сталинского неоклассицизма. Сразу за ними и начинается спуск к набережной.
Любопытно, что эта будка билетных касс у ворот несет черты так называемого псевдорусского стиля, особенно бросается в глаза обрамление окошек.
Начало улицы Серышева напоминает площадь. Это очень тихий уголок центра города: основной поток машин в южном направлении уходит с Серышева по Комсомольской улице, а на север - и того дальше - по улице Калинина. Примыкающая здесь со стороны Амурского бульвара улица Тургенева отличается очень скромными объемами движения автотранспорта, так как не имеет сквозного проезда до Муравьева-Амурского.
Огромный квартал слева, раскинувшийся от Серышева до Советской и от парка до улицы Истомина, занимает комплекс зданий 301-го окружного военного госпиталя.
На площадке перед ним стоит памятник молодым защитникам Хабаровска, сложившим свои головы 19 декабря 1921 году при обороне города от наступающих из Приморья белогвардейских войск генерала Молчанова (я как-то
рассказывал об этом наступлении).
Собственно, на этом месте раньше стоял внешне довольно похожий монумент (если не путаю, он был установлен в 1978 году), посвященный коммунистам и комсомольцам, погибшим тогда же - в декабре 1921 года. Не рискну давать по этому поводу обширные комментарии, однако испытываю сильные сомнения в отношении потенциальной мощи и численности как хабаровской коммунистической организации, так и РКСМ (Российского коммунистического союза молодежи - именно так назывался прародитель ВЛКСМ с момента своего учреждения и до 1924 года) в годы Гражданской войны. Гибли тогда (как и во многих других операциях и войнах) преимущественно беспартийные…
На гребне «новой волны» после развала СССР старый памятник был снесен (он изначально был построен с браком и нуждался в ремонте, чем после 91-го года заниматься никто уже не стал - предпочли просто демонтировать). Восстановили его относительно недавно, открытие современного монумента состоялось 6 ноября 2004 года. Надпись на табличке гласит, что создан он был по инициативе комсомольского актива многих поколений хабаровчан и при активном участии жителей города.
С одной стороны, я рад, что памятник восстановили - это все-таки наша история, какой бы печальной и кровавой она ни была. С другой стороны, по сравнению с первоначальным памятником скульптора Э. Буданцева и архитектора А. Ческидова этот франкенштейн смотрится жутковато, особенно сильные ощущения вызывает выражение лица статуи…
В постаменте хранится капсула с посланием комсомольцам 2018 года. Заложена она была по инициативе членов ВЛКСМ еще в первом памятнике, что было приурочено ко дню 60-летия комсомольской организации. Мне кажется, что письмо это очень рискует не найти адресата…
Тихая на данном участке улица Тургенева. Этим она обязана тем, что подъем с Амурского бульвара на средний из трех центральных холмов, к переулку Дьяченко, переходит в широкую лестницу.
Вдалеке виднеется Успенский собор на Комсомольской площади, а еще дальше - вершина стелы Героев и купол Спасо-Преображенского собора на площади Славы.
Чуть ниже улицы Серышева тут расположен офис строительной компании «Мыс», уже построившей ряд «башен» в центре города, а сейчас возводящей жилой комплекс на Казачьей горе. Собственно, я включил этот кадр в альбом ради приведенного на щите схематичного плана упомянутого комплекса.
За ажурным забором видна Иннокентьевская церковь, левее и дальше ее - Хабаровская государственная академия физической культуры (бывший институт), а по другую сторону бульвара - гостиница «Интурист».
У ворот, ведущих к церкви, традиционно сидела кучка переругивающихся между собой попрошаек (дамы все как одна были в головных платках и изъяснялись пропитыми голосами исключительно матом). Однако я излечился от раздачи подаяний (за редкими исключениями) много лет назад в Новодевичьем монастыре, когда меня, тогда еще юного подростка, чуть не разорвали в борьбе за заранее приготовленную горсть пятидесятирублевых монет. Фотографировать живописную профессиональную группу у входа, впрочем, мне тоже было как-то неудобно…
Изображенное тут здание иконной лавки относится ориентировочно к 1900 году, изначально в нем жили священники.
Перед церковью установлен поклонный крест из мрамора и гранита. Именно на этом месте находилось первое городское кладбище, давным-давно уже уничтоженное. С одной стороны на кресте написано «Спаси и сохрани», с другой - упомянуты спонсоры.
Иннокентьевская церковь является старейшей в Хабаровске.
Еще в 1868 году примерно здесь же, на склоне Военной горы близ берега реки Бури (будущей Чердымовки, ныне текущей в трубах под Амурским бульваром), была построена первая деревянная церковь. Она была названа Иннокентьевской в честь святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского - покровителя Сибири и Дальнего Востока, причисленного после смерти к лику святых. Через три десятилетия на средства, пожертвованные купцами Плюсниным и Слугиным, а также на взносы простых прихожан храм был возведен в камне. Архитекторами являлись инженер-полковник В.Г. Мооро и инженер-капитан Н.Г. Быков.
Изначально церковь выглядела несколько иначе, чем теперь: на ее долю выпало немало испытаний. В связи с ликвидацией церковного прихода в конце 1931 года храм был передан военному ведомству, тут разместили радио-телеграфно-телефонную мастерскую пограничных войск. В 1964 году бывший храм приспособили под планетарий.
В октябре 1992 года здание было передано вновь образованному приходу Иннокентьевской церкви, и шестью годами спустя восстановленный храм вновь стал действующим.
И хотя лично я к русской православной церкви отношусь весьма настороженно, реставрацию старейшего храма Хабаровска могу только приветствовать. Пусть Иннокентьевская церковь потеряла свою первоначальную роль архитектурной доминанты, но зато она обрела важное историко-культурное значение.
За церковью находится новый, но неплохо стилизованный под старину дом. Как мне подсказывают, он служит воскресной школой, библиотекой, а также церковной столовой (кухней и трапезной).
Перспектива улицы Серышева. Кстати, раньше она называлась Тихменьевской.
Взгляд налево, в сторону госпиталя. По сути это целый городок, включающий в себя в том числе и дореволюционные постройки. Впрочем, и сам военный госпиталь тут существует очень давно. В частности, в 1933-1938 гг. здесь работал известный хирург, профессор, генерал-лейтенант медслужбы Михаил Никифорович Ахутин (1898-1953) - главный хирург всех фронтов в годы Великой Отечественной войны.
Новый корпус, часть которого видна слева, был построен в начале 80-х годов.
Напротив госпиталя находятся два дореволюционных особнячка. Как мне сказали, этот дом был построен в самом начале прошлого столетия.
Вообще на рубеже XIX-XX веков, когда пост главного архитектора Хабаровска занимал военный инженер Юлиан Зенонович Колмачевский (?-1933), буквально в течение нескольких лет были построены десятки каменных зданий в тогда еще преимущественно деревянном Хабаровске. При этом в зону активной застройки попала и Военная гора.
Жилой дом постройки 1914 года для офицерского состава. Рассчитывался он на две семьи.
На углу с Комсомольской улицей возвышается жилая башня советских времен (начало 80-х годов). В первом этаже ее и примыкающего пятиэтажного здания находится бывший «Военторг».
Корпус госпиталя на углу с улицей Истомина - это юго-восточный угол гигантского квартала.
Люблю конец мая, когда листва еще свежая и не успела выгореть на жарком солнце и покрыться копотью выхлопных газов…
Упомянутое чуть выше угловое здание госпиталя. Судя по внешнему виду, оно было построено во второй половине 30-х годов в период перехода от конструктивизма (кстати, в Хабаровске представленного относительно широко) к неоклассицизму. Если общие формы здания и его силуэт еще носят достаточно выраженные конструктивистские черты, то детали оформления уже выполнены в стиле так называемого сталинского ампира.
В верхней части фасада, над колоннадой, заметна большая выемка. У меня это в памяти не отложилось, но мне подсказали, что еще в 80-х годах там находилось металлическое чеканное панно с многофигурной композицией на тему военной медицины.
Тот же перекресток, здание напротив госпиталя через улицу Истомина. Мне подсказали, что этот дом для высшего командного состава РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии) был построен в 1936 году и на тот момент являлся самым комфортабельным в Хабаровске. В отличие от известного дома Коммуны (где также селили командный состав, только построен он был раньше), здесь изначально предусматривались отдельные квартиры с кухнями, ванными комнатами, прочими санитарными благами, с горячим водоснабжением и даже с отдельными комнатушками для обслуги. Коридоры тут так просторны, что их можно использовать под библиотеки. На первом этаже размещались детский сад и магазины. На крыше и вокруг дома были расставлены типичные статуи советской эпохи, увы, до наших дней не сохранившиеся. Автором проекта был архитектор В. Гречановский. Кстати, здание раньше так и называли - генеральским домом.
Дом, на первый взгляд, чем-то напоминающий «хрущевку», но, судя пусть по скромным, но все же явно «излишним» с точки зрения рационализма архитектурным элементам, ею не являющийся. Вероятно, построен он был в середине прошлого века. Находится этот дом прямо через Серышева от вышеупомянутого здания.
Улица Истомина, как и Тургенева, не пересекает Амурский бульвар насквозь, поэтому она является относительно тихой даже в будние дни. Застроена улица на этом участке преимущественно кирпичными «хрущевками».
Чем-то сия коллекция напоминает гигантский цветок… :)
Верные признаки установления тепла - сезонные «трудовые» мигранты - профессиональные нищие из Таджикистана.
Перекресток с улицей Калинина. Даже в выходные дни на ней бывает довольно оживленное движение, в кадр постоянно лезли машины. :)
Здание на углу пристроено к рассмотренному выше, к тому самому, что находится напротив госпиталя. Очень интересны лоджии на последних этажах.
Длинная «хрущеба», расположенная через улицу Калинина. Ряды киосков вдоль тротуара - это маленький рынок, возникший тут еще в начале 90-х.
Взгляд вдоль Калинина в сторону центра города. Про массивное здание справа я уже как-то
рассказывал.
Тут особенно заметно, что реконструкция улицы Серышева сюда еще не добралась - газоны широкие, тротуары неровные, бордюры кривые. Четырнадцатиэтажки справа были построены в конце 70-х и начале 80-х годов.
Дом на северной стороне улицы. Опять неоклассицизм, правда, довольно скромный и сдержанный. Раньше это здание многие горожане называли просто «аркой». Собственно, через эту арку проходит улица Фрунзе. Впрочем, продолжается она там совсем недалеко и вскоре теряется во дворах.
Патрули - предвестники приближения маршрута прогулки к штабу Дальневосточного военного округа. О таких патрулях и о весьма интересном комплексе зданий штаба ДВО я расскажу в следующем альбоме, посвященном улице Серышева.
Приметный, но архитектурно скучноватый дом справа ранее вмещал в себе ряд проектных институтов, крупнейшим из которых был «Хабаровскэнергопроект». Сейчас это здание больше известно под именем «Серышева, 22»: тут находится несколько магазинов, офисы многих компаний, включая телевизионщиков. Проектные бюро, впрочем, тоже остались, если не ошибаюсь, но в весьма урезанном виде.
Стену здания украшает странное для мирного учреждения металлическое панно. На мой взгляд, его эстетическая ценность весьма и весьма сомнительна. Подозреваю, что художник творил на тему Гражданской войны.
Главный вход. Вообще такая площадь остекления - не слишком удачный выбор для дальневосточного климата. Этим грешком страдают многие проекты рубежа восьмого и девятого десятилетий прошлого века.
Улица Запарина, вид в сторону бульвара.
Опять начинаются военные кварталы. Например, в этом доме в 1948-1950 гг. жил адмирал флота Николай Герасимович Кузнецов (1902-1974). В указанный период он являлся заместителем главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам (в феврале 1950 года Н.Г. Кузнецов был назначен командующим Тихоокеанским флотом). Отдельно замечу, что перевод на Дальний Восток был для него по сути ссылкой.
На этом рубеже - перекрестке Серышева и Запарина - закончу первый альбом о прогулке по северной из трех центральных улиц Хабаровска. Второй альбом начнется с самого интересного - со штаба ДВО.