Университетский мост над рекой Кем

Aug 07, 2014 17:05




1 За один день, то и дело проливавшийся дождем на узкие средневековые улочки и уютные дворики многочисленных колледжей, непросто более или менее близко познакомиться с Кембриджем. Я все же предпринял такую амбициозную попытку, а что из этого вышло, судить уже не мне, а глубокоуважаемому читателю, которого я приглашаю вместе со мной прогуляться по этому знаменитейшему университетскому городу.


2 Отправной, равно как и финальной, точкой моей прогулки был железнодорожный вокзал, на который я за какой-то час прибыл с лондонского King’s Cross. Еще можно было бы доехать на автобусе от автовокзала Victoria, что обошлось бы дешевле, но пробки делают время в пути малопредсказуемым.
Железнодорожные ворота Кембриджа не показались мне чем-то примечательными и запомнились разве что автоматом по продаже туристических карт на привокзальной площади, который без зазрения совести слопал мой фунтик, наотрез отказавшись давать что-либо в замен, кроме глухого стука при моих ударах по корпусу.



3 Вокзал ожидаемо расположен в стороне от исторической части города, но даже пешком путь туда не занимает много времени. Город невелик - сейчас его население лишь немногим превышает сто тысяч человек. Застройка преобладает двух-, трех и четырехэтажная. Тротуары и проезжая часть довольно узкие даже на главных улицах - обычная картина для старых городов. Промышленности в Кембридже практически нет, экономика города стоит на сфере услуг, в немалой степени, разумеется, вертящихся вокруг образования, науки и сопутствующей инфраструктуры.
На заднем плане можно видеть католическую церковь Богоматери и английских мучеников. По местным меркам, это практически новодел - какой-то конец XIX столетия.



4 Пример английской практичности. Памятник жителям Кембриджа и графства в целом, павшим на полях Первой мировой войны (почему-то годом ее окончания указан 1919-й) после Второй мировой модифицировали, изменив лишь надпись на постаменте. Примечательно, что первую войну называют Великой, а вторую - просто Мировой.
За монументом можно увидеть редкий в этом городе пример выходящего на крупную улицу подчеркнуто современного фасада без каких-либо попыток стилизации под историческую застройку.



5 В центральной части Кембриджа дороги почти всецело принадлежат велосипедистам. Их не просто много, а очень много. Дорожки вдоль проезжей части сменяются зонами, практически закрытыми для движения автомашин. Судя по тому, что мне рассказывали, автомобилисты изрядно затурканы вездесущими наездниками двухколесных транспортных средств. С другой стороны, мне показалось, что сами велосипедисты несколько досаждают пешеходам, хотя ситуация и не похожа на сложившуюся в Японии , где уже именно велосипеды представляют основную угрозу на улицах.



6 Автоматизированный пункт пропуска, преграждающий въезд в сердце города всем механическим транспортным средствам, кроме такси и рейсовых автобусов.



7 Даже названия конечных пунктов автобусных маршрутов в Кембридже отражают местную специфику.



8 Остановка оснащена табло, где отображается время до прибытия следующих автобусов. Судя по всему, как минимум днем тут ходит только один маршрут. (В Лондоне есть и так называемые ночные автобусы, но не уверен, что такая практика актуальна для маленького Кембриджа). Учитывая специфику дорожного движения, думаю, расписание здесь выдерживается очень точно. Впрочем, пунктуальность наземного транспорта меня не уставала удивлять и в британской столице - чаще всего автобусы приходят в обозначенное в графике движения время. Будь подобная организация общественного транспорта в Хабаровске, вкупе с британской опрятностью, я бы значительно реже ездил на работу на машине.



9 Еще один участник уличного движения - электромобиль-кресло. Их довольно активно используют британские пенсионеры для походов в город, в том числе и по магазинам. Стоит подобный аппарат в районе тысячи фунтов (приблизительно 58 тысяч рублей). На дороге его водитель пользуется теми же правами, что и пешеход.



10 Похожее на средневековый собор сооружение на заднем плане занимает издательство кембриджского университета. Здание называется строением Питта; речь идет о Уильяме Питте Младшем - самом молодом (и умершем довольно рано) британском премьер-министре. Здание возвели в 1830-1831 годах.
Считается, что Кембриджу около двух тысяч лет. Официально город на этом месте существует с I века нашей эры, хотя археологи обнаруживали весьма древние артефакты, указывающие на обитаемость этих мест задолго до установления римского владычества. Возраст остатков самых древних жилищ на территории города достигает 3,5 тысяч лет, а постоянное селение существовало на Замковом холме (Castle Hill) с I столетия до нашей эры. Однако рождение города историки связывают лишь с 40 годом, когда римляне разбили здесь свой постоянный лагерь, быстро ставший немаловажным торговым пунктом. В ту пору город носил имя Дюролипонте (Duroliponte), связанное с наведенным через реку мостом.
После ухода римлян город долгое время переживал не лучшие времена. Его население сократилось, заброшенные дома превращались в руины. Анго-саксы называли город Грантебриге (Grantebrycge), что буквально означало «мост через реку Гранте».



11 Новый расцвет для города оказался напрямую связан с захватом его викингами в 875 году, через три года после чего эта часть Англии вошла в Данелаг, то есть в область датского права. Последовало бурное развитие торговли, город стал быстро расти. При Вильгельме Завоевателе он превратился в один из опорных центров нормандских завоевателей, на Замковом холме был поставлен собственно замок (к сожалению, до наших дней холм дошел лишь в лысом виде). Тогда же имя реки претерпело изменения, и город стал мостом через реку Кем (Cam), то есть Кембриджем.
Следующий пласт истории связан уже с университетом, точнее, с его колледжами, но об этом я поведаю во второй части прогулки.



12 Среди будто сошедших со страниц книги сказок улочек попадаются и весьма мрачные, будто ущельями пробитые в черно-серых скалах. Можно было бы сказать, что еще не так давно подобная картина была типичной для второразрядных кварталов многих промышленных центров Великобритании, но все-таки Кембридж к таковым никогда не относился. Кроме того, Пембрук-стрит (Pembroke Street) является весьма респектабельным местом с богатой историей.



13 В целом уровень жизни в Кембридже несколько выше, чем в среднем по Англии. Цены в общепите и магазинах мне показались мало чем отличающимися от лондонских.



14 Архитектурный облик города весьма разношерстен, но сочетание средневековых построек даже с викторианскими зданиями с дистанции современности выглядит не только симпатичным, но и органичным.



15 Заведение слева работает с 1754 года, а здание в центре кадра и вовсе датируется XVI веком. Самые старые гражданские строения уцелели вокруг Бридж-стрит (Bridge Street). Пишут, что дорожные работы тут время от времени обнажают в почве остатки еще древнеримских деревянных брусов, использовавшихся для наведения гатей в этой ранее заболоченной местности.



16 Исключение из исторического архитектурного ряда - крупный торговый центр, попавший в кадр справа. Однако, невзирая на современные черты и изрядные размеры, он не дисгармонирует с окружающей застройкой, не выделяясь ни цветом, ни высотой и не выходя за сложившуюся линию фасадов.



17 В доме слева в течение столетия - 1874 по 1974 год - находилась лаборатория Кавендиша, где трудился гениальный шотландский физик Джеймс Максвелл, заложивший основы современной классической электродинамики. Кстати, вопреки распространенному мнению, лаборатория была названа отнюдь не в честь Генри Кавендиша, британского физика и химика, чьи труды впоследствии частично разобрал и опубликовал Максвелл. Имя лаборатории связано с щедрым меценатом Уильямом Кавендишем, герцогом Девонширским, выделившим средства на ее создание и оснащение. Лаборатория, кстати, существует и по сей день, только находится в другом здании в западной части города.



18 К сожалению, времени у меня было не очень много, к тому же внес свои коррективы ливший большую половину дня дождь, так что мимо многих интересных объектов и деталей мне приходилось проходить, скрепя сердце и одновременно ускоряя шаг.



19 Паб «Игл», чрезвычайно гордящийся тем, что именно в его стенах за кружкой эля Френсис Крик и Джеймс Уотсон в 1953 году разрабатывали теорию ДНК и в итоге предположили структуру двойной спирали. Вообще улицы Кембриджа - буквально живая история. Здесь учились и работали столь много исследователей и ученых, что иные пивные могут сойти за солидный НИИ. :)



20 Сердце исторической части города лежит напротив великолепной архитектуры Королевского колледжа (King’s College) у Рыночной площади, где в 1732 году в камне был вырезан круг, отмечавший точку отсчета всех расстояний в Кембридже и по направлению к нему. Именно здесь располагался саксонский Грантебриге. Правда, полторы тысячи лет назад рельеф не был таким плоским, как в наши дни. Даже название улицы Маркет-хилл (Market Hill) напоминает, что некогда эта местность возвышалась над окружающими болотами.



21 Зарекался я раньше времени начинать разговор о колледжах, но тут не устою. Королевский является одним из самых известных среди колледжей Кембриджа. Основан он был как Сент-Николас в 1441 году, хотя вся эта великолепная готика появилась лишь столетия спустя. Основателем учреждения был Генрих VI, решивший построить маленький колледж для дюжины студентов из основанного им же Итона. Был высвобожден и расчищен большой кусок городской земли, но начавшаяся война Роз поставила крест на амбициозных замыслах короля. В итоге этот участок пустовал почти три столетия.



22 Неизвестного мне символизма, но бросающееся в глаза угловое окно-витрина напротив колледжа.



23 Круглая церковь - самая старая из четырех сохранившихся в Англии по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме . Возвели ее в 1130 году, чтобы прихожане могли помолиться за участников крестовых походов. Отдельные готические черты храм получил уже в XV веке, до того это было чисто романское сооружение.



24 Всего в стране было построено не то 21, не то 23 подобных церкви. В наши дни Круглая церковь действующей уже не является.



25 Памятный крест, установленный в неприметном сквере на месте, где до 1865 находилась старая церковь Всех святых. Установили его прихожане. Почему именно храм был разобран, я из надписи на основании креста не уяснил.



Прогулка будет продолжена двориками изумительной красоты колледжей среди готического кружева, изумрудной зелени газонов, после чего настанет время полюбоваться рекой, мосты над которой и дали имя этому городу.

Часть I. Городскими улицами
Часть II. Университетскими двориками и речным берегом

Великобритания, история

Previous post Next post
Up