Вновь старый Хабаровск

Jul 08, 2014 21:16

Предлагаю очередную прогулку во времени по улицам и площадям Хабаровска, совершить которую помогут старые фотографии, большую часть которых я смело назову уникальными.



1 Открою подборку снимком самого конца XIX столетия. Здесь запечатлена улица Инженерная (ныне Тургенева) на участке между Артиллерийской горой и Средней (сейчас по их гребням проходят улицы Ленина и Муравьева-Амурского соответственно). Верхнюю хронологическую границу фотографии легко установить по практически полному отсутствию каменных зданий в начале Муравьев-Амурской улицы. Я даже не могу толком рассмотреть одноэтажный кирпичный доходный дом Хлебниковых на перекрестке с Инженерной, хотя он был построен еще в 1891 году. Конечно, тогда здание было значительно ниже, чем в наши дни. С другой стороны, отчетливо различим спиртоочистительный цех винного завода тех же Хлебниковых постройки 1890 года в квартале напротив - сейчас там находится ХЛВЗ. Может показаться, что в верхней части улицы Алексеевской (Шевченко) стоит довольно высокий каменный дом, но это не может быть здание Амурской казенной палаты (современная гостиница «Парус»), так как его построили лишь к 1902 году. Скорее всего, это не сохранившееся деревянное здание Приморского областного управления. Резиденция Приамурского генерал-губернатора уже вполне достроена - в 1896 году завершилась надстройка домовой Сергиевской церкви. Наконец, Успенский собор на Соборной (Комсомольской) площади еще не обзавелся появившейся только в 1905 году колокольней.
Конечно, не может не броситься в глаза безоговорочное преобладание деревянных строений - лес в Хабаровске был куда доступнее кирпича и не требовал высокой квалификации строителей. Центр города оставался преимущественно деревянным (конечно, не на главных улицах, а на параллельных Амуру) где-то до середины 1970-х годов.
Снимок взят у уважаемого r1719 с сайта SSC.


2 Впервые я увидел на фотографии легендарную хабаровскую городскую узкоколейки. Построили ее в рамках организации выставки Дальневосточного края 1913 года (центральный вход на выставку виднеется слева впереди) для доставки громоздких грузов от железнодорожного вокзала. По ряду свидетельств, как во время проведения выставки, так и уже после ее закрытия линия использовалась наподобие трамвайной - выполняла внутренние городские пассажирские перевозки между вокзалом и Николаевской площадью (ныне Ленина).
Узкоколейка сильно выручала во время дождей: в ту пору отличительной чертой в основном немощеных улиц города была непролазная грязь, особенно в низинах речушек Чердымовки и Плюснинки, в 1960-х упрятанных в подземные коллекторы, над которыми были разбиты Амурский и Уссурийский бульвары.
Снимок сделан приблизительно от перекрестка Муравьев-Амурской улицы (Карла Маркса) и Саперной (Дикопольцева). Справа в кадр попало здание железнодорожного училища, построенного в 1898 году, позднее оно стало левым крылом железнодорожного техникума.
За фотографию спасибо habarnew.



3 Этот и последующий за ним снимок я нашел у d-m-vestnik.
Здесь запечатлено празднования 1 мая 1917 года на Республиканской площади - такое название носила непродолжительное время с марта по июль того года бывшая Николаевская, а ныне площадь Ленина.
Справа на заднем плане в кадр попало узнаваемое (хоть и надстроенное в 1935-1936 годах) здание реального училища, в которое после недавней реставрации въехал бизнес-центр. Обращает на себя внимание скромная деревянная застройка северо-западной части площади, где в наши дни находится великолепный главный корпус медицинского университета.
Хроника сообщает, что народ стал собираться на площади к 10 часам утра - представители учреждений, организаций, профсоюзов, воинские части, учащиеся.



4 В полдень колонны демонстрантов с музыкой и революционными песнями двинулись по Муравьев-Амурской улице к Соборной площади. Сообщается, что с балкона дома Архипова (современный ЦУМ), где располагалось эсеровское бюро, звучали патриотические речи, в том числе о продолжении Великой войны (Первой мировой) до победного конца. Если это в самом деле так, то следующую порцию речей шествие выслушивало уже с балкона Городского дома (в кадре слева), откуда выступал представитель Временного правительства А. Русанов, прибывший в Хабаровске 25 марта.
Новый митинг состоялся уже на Соборной площади, где выступали ораторы от самых разных политических сил. Любопытно отметить, что годов как минимум с 1960-х демонстрации следуют тем же маршрутом, но в противоположном направлении - от Комсомольской площади до площади Ленина.
Примечательно, что столетие назад даже на главной улице города в центре осталось немало «проплешин» одноэтажной деревянной застройки, на фоне которой трехэтажные каменные дома кажутся куда массивнее, чем есть на самом деле.



5 Вновь снимок, найденный r1719. Боец американских экспедиционных сил в Сибири (AEF of Siberia) на посту. Кадр датируется ориентировочно январем 1919 года - уже вовсю шла Гражданская война.
Понять, что именно за место тут запечатлено, я не смог. Предположу, что это может быть Волочаевский городок, так как для района Барановской улицы (Ленина), где находился штаб AEF, рельеф слишком уж ровный.



6 Фотография из набора японских открыток с видами Хабаровска издания 1920 года. Взята у уважаемого Vlavert.
Снимок был сделан японским военнослужащим в интервале между 1918-м по 1920 годом с крыши упомянутого раньше реального училища в сторону нынешнего парка «Динамо» (он появился только в 1935 году). Слева тянется Муравьев-Амурская улица (ныне этот ее участок называется Карла Маркса), вдали виднеется опять-таки упомянутое железнодорожное училище. Еще можно разглядеть свидетельства промышленной выставки 1913 года - уцелел как минимум один из павильонов. Планировка дорожек отчасти соответствует топологии аллей современного парка.



7 Открытка из того же набора - юный хабаровчанин, видимо, у причалов пассажирских теплоходов, находившихся примерно там же, где и сейчас - в районе городского пляжа.



8 Скан из книги «Хабаровск», изданной к 125-летию города в 1983 году. Тут запечатлена торжественная закладка памятника В.И. Ленину 22 января 1925 года на площади Свободы - так в ту пору называлась площадь Ленина, успевшая ранее побыть Николаевской и Республиканской. На смену показанному тут небольшому гранитному цоколю сам памятник пришел только к 7 ноября того же года. К слову, не массовая штамповка, типичная для брежневских времен, а великолепная скульптура М.Г. Манизера.
Изначальном монумент стоял ближе к середине площади, к фасаду реального училища его сместили уже в начале 1950-х.



9 Фотография, переснятая уважаемым Crawlingsnake. Здесь запечатлен дом культуры «Железнодорожник» на Втором Хабаровске ориентировочно в 1950-х годах. Само здание было построено в 1938 году, а в начале 1990-х его облик несколько изменила реконструкция.



10 Изумительно интересная панорама района пересечения улиц Карла Маркса и Ленинградской. Снимки были сделаны в 1963 году с существующей и в наши дни водонапорной башни, построенной в 1937 году для водоснабжения всего будущего Железнодорожного района. Фотограф - Владимир Дементьевич Ремизов - был одним из авторов проекта обширной дорожной развязки, появившейся тут уже в 2000-х годах.



11 Уже кажется непривычным, что Карла Маркса не проходит на этом участке по путепроводам. Еще нет ни только торговых центров «НК-сити» и «НК-плаза» слева и «Магазины радости» справа, но и девятиэтажек по Ленинградской. Они, видимо, появились на месте засыпанного оврага к концу десятилетия. Помнится, их украшал ободряющий трудящихся текст «Слава рабочему классу!»
Однако уже давно построены оба корпуса педагогического института и все существующие поныне «хрущевки». Однако частные деревянные с обширными обнесенными заборами участками на главной улице города с некоторым трудом укладываются в моей голове.



12 На переднем плане проходит улица Синельникова, тянущаяся вдоль ведущих к заводу «Энергомаш» железнодорожных путей.
Уже появился таксопарк на пересечении Ленинградской и Ким Ю Чена. Собственно, полноценная служба такси была организована в городе в 1949 году; на ее «вооружение» поставили восемь (из 12 прибывших в край) легковых автомобилей «Победа». К 1967 году таксопарк располагал уже машинами «Волга» М-21 (по некоторым данным, свыше 400 машин, что лично мне кажется весьма сомнительным). В городе имелось 32 стоянки такси, по телефону в 1960-х годах в сутки поступало в среднем 200 заявок, однако на линию ежедневно выходило лишь 16 радиофицированных машин, так что ждать вызванную машину порой приходилось немало.
Попавшие в кадр деревянные дома давно исчезли, а вот каменные стоят до сих пор, хоть некоторые и были перестроены.



13 Взято у fotokolbin. Первомайская демонстрация на площади Ленина в 1970-х годах. Дом мод еще не заселен банком и сохранил свой первоначальный облик, не достроено бывшее здание Дальспирта (что произойдет в том же десятилетии) на углу, не снесено (не то в 1978-м, не то в 1979 году) Николаевское училище - самое старое каменное здание на площади, не построено здание краевой администрации, а Высшая партийная школа еще не лишилась своего хронически аварийного балкона.



14 Фотография А. Хейфеца из набора открыток «Хабаровск» издания 1976 года. Примечательна она в первую очередь видом долгостроя гостиницы «Интурист», которую со скрипом достроят в 1977 году. Кроме того, очень интересно взглянуть на исчезнувшие в 2002 году старые главные ворота парка ЦПКиО, а также трехэтажный домик у южного фасада ОДОСА - его снесли примерно тогда же при реконструкции Комсомольской площади.



Хабаровск, история

Previous post Next post
Up