Хроники Гражданской войны в Хабаровске

Aug 04, 2010 17:23

Я уже неоднократно поднимал тему драматических событий Гражданской войны на Дальнем Востоке (для удобства интересующихся перечислю свои ранние альбомы об этом в конце поста). Однако мой родной Хабаровск в данном ключе долгое время оставался настоящим белым пятном - очень уж немного сохранилось с тех пор соответствующих фотоматериалов. Но вот на сайте www.skyscrapercity.com я набрел на потрясающий кладезь старых кадров, выложенный уважаемым пользователем r7019 (к сожалению, не знаю его настоящего имени).
Часть снимков сохранилась в электронной библиотеке университета Дьюка и была выполнена известным генералом Робертом Л. Айхельбергером (Robert L. Eichelberger) (1886-1961). Конечно, в годы Гражданской войны в России он состоял в более скромных чинах - слава и почести придут к нему уже в годы Второй мировой на Тихом океане. Ну а в 1918-1920 годах он находился в составе Американских экспедиционных сил (AEF) в России. Еще часть кадров явно взята из японских фотоальбомов. Правда, составители их не слишком хорошо разбирались в географии Дальнего Востока, так что среди фотографий, отнесенных ими к Хабаровску, фигурируют и другие города огромной восточной окраины рухнувшей империи. Но при всех огрехах отрицать уникальность ряда снимков невозможно, так что спешу поделиться.



Благодаря зданию Городской думы, возведенному в 1909 году, легко узнается главная улица Хабаровска - Муравьева-Амурского. В перспективе ее виднеется Соборная площадь с разрушенной при большевиках старой Успенской церковью.
Снимок, вероятно, был сделан в марте 1920 года, незадолго до вывода американских войск с Дальнего Востока.
Напомню, что интервенция Антанты здесь началась летом 1918 года сразу вслед за восстанием чехословаков, которым ранее была обещана эвакуация через дальневосточные порты. В состав разношерстных экспедиционных сил, высадившихся во Владивостоке, кто только не входил: и британцы, включая в первую очередь канадцев, и американцы, и японцы, и даже китайцы с французами. Главную скрипку, впрочем, играли американцы и японцы - прочие контингенты были слишком малочисленны. Так или иначе, а к 1919 году на Дальнем Востоке оказались сосредоточены весьма значительные силы, иные источники говорят о двухстах тысячах только в Приморье, что, впрочем, представляется мне некоторым преувеличением. Скорее всего, правильнее говорить о 150 тысячах войск интервентов к востоку от Сибири, правда, без учета многочисленных белых формирований.




Так, Хабаровск при поддержке чехов и японцев (точнее, 12-й японской дивизии) еще в сентябре 1918 года занял казачий атаман Иван Павлович Калмыков (1890-1920). Тут он запечатлен с американскими офицерами Карлом Акерманом (Karl Akerman) и Бернштейном (Bernstein) на фоне своих казаков.
Вообще-то особой дружбы между атаманом и американцами не было - Калмыков конфликтовал с генералом Грейвсом, предпочитая опираться на японцев.



На некоторое время Дальний Восток стал достаточно надежным тылом для Белой армии, хотя партизаны и наносили чувствительные удары по коммуникациям. И все же вооружение, амуниция и прочие важные грузы из порта Владивостока по железной дороге через Хабаровск поступали Колчаку. Белой армии таким образом отправлялись даже танки.
Здесь сфотографирован знаменитый хабаровский мост через Амур, строительство которого завершилось лишь за два года до начала Гражданской войны. Этот снимок был сделан в октябре 1918-го.



Маневры казачьего отряда атамана Калмыкова на Военной горе (ныне улица Серышева), ноябрь 1918 года.



Здесь слева можно видеть узнаваемый купол правой пристройки к зданию Кадетского корпуса на улице Тихменевской (она же Военная гора, она же Серышева).



Показательные выступления казаков на обширном плацу, в начале XX века находившемся в районе современных площади Серышева и ГУПРовского городка. Вдали отчетливо виднеется каменный дом, и ныне стоящий на улице Джамбула.



На заднем плане можно видеть в низине берега Чардымовки (сейчас там разбит Амурский бульвар) и Среднюю гору - конец нынешней улицы Муравьева-Амурского.
Кстати, забегая чуть вперед по линии хронологии альбома, расскажу, что погиб бравый, но патологически крутой с людьми атаман Калмыков отнюдь не от рук большевиков. В феврале 1920 он бежал в Маньчжурию, где был схвачен китайскими властями за убийство представителя шведского Красного креста, а также обстрел китайской канонерки на Амуре. Вскоре его расстреляли в Гирине.



Чрезвычайно заинтересовавшее меня здание, в котором размещался штаб американских экспедиционных войск в Хабаровске. Находился он практически наверняка на Военной горе между комплексом Кадетского корпуса и плацем. Возможно, здание это все еще существует, скрытое поздними перестройками штаба Краснознаменного Дальневосточного военного округа (КДВО). Однако как я ни разглядывал окна, выходящие на улицу к востоку от старого Кадетского корпуса, обнаружить хоть какие-нибудь характерные черты штаба AEF не сумел.



Реквизированные у местного населения для нужд 27-го американского пехотного батальона дрожки (в оригинальном тексте - Droskie). На заднем плане виднеется здание, где в большой тесноте разместился упомянутый батальон (или не весь, или же он был неполного состава, хотя не исключено, что речь шла о более мелком подразделении, чем батальон).



Американские войска в Хабаровске. Местность опознать не могу, хотя подобных типовых строений из красного кирпича для нужд военного ведомства до революции в городе было немало. Правда, с равным успехом это может оказаться и Владивосток, так как фотографию с памятником герою оборона Камчатки адмиралу В.П. Завойко авторы подписей в электронной библиотеке без особых колебаний соотнесли с Хабаровском, сделав небрежную запись, мол, монумент некому русскому военному чину. То, что в Хабаровске этого памятника никогда не было, в отличие от Владивостока, они явно не знали.



Опять американские военные у хабаровского штаба AEF. На переднем плане у лошадей, впрочем, фигурируют скорее союзники из Белой армии.
Разгром Колчака в Сибири и общая победа Красной армии на западе страны резко изменили ситуацию. Правительству стран Антанты стало ясно, что на легкую победу рассчитывать не приходится. Вести же серьезную войну с Советской республикой желания не было, в первую очередь у населения государств, только-только переживших все тяготы и огромные жертвы Первой мировой. Весной 1920 года начался полномасштабный вывод войск интервентов с Дальнего Востока. Благо чехословацкий корпус к этому времени уже был эвакуирован.



На снимке как раз запечатлен парад американского гарнизона в марте 1920 года, приуроченный к выводу войск. Тут можно видеть все ту же улицу Муравьева-Амурского, колонна чеканит шаг как раз напротив того же Городского дома.
К апрелю 1920-го Дальний Восток был оставлен Антантой. Однако остались японцы.



Советское правительство, строившее планы возвращения своей власти на Дальний Восток, тем не менее чрезвычайно не хотело прямого столкновения с японцами, чреватого полномасштабной войной с достаточно мощным иностранным государством. Выход был найден в создании буферной марионеточной Дальневосточной республики с собственной Народно-революционной армией (НРА). Японцы со своей стороны также не желали конфликта с Советской Россией и приняли новые правила игры, объявив о своем нейтралитете.
Хотя подрисуночная надпись гласит, будто тут запечатлен Амурский берег у Харбина, на самом деле это Хабаровск, легко узнаваемый по памятнику графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому на утесе, зданиями Офицерского собрания и трубе городской электростанции. Фотография была сделана с борта японского речного судна, возможно, канонерской лодки.



А вот японская открытка тех же лет с изображением упомянутого памятника Муравьеву-Амурскому. У подножия монумента позируют солдаты страны Восходящего солнца.
Стоит особо отметить, что официальной датой рождения ДВР является 6 апреля 1920 года, чему предшествовали весьма драматические события. 12 марта того же года части 14-й японской пехотной дивизии атаковали в Николаевске (ныне Николаевск-на-Амуре) занявший город по условиям перемирия красный партизанский отряд Якова Тряпицина. Впоследствии я освещу Николаевский инцидент куда более подробно, изложив несколько существующий версий относительно причин, толкнувших японцев на шаг, оказавшийся в итоге самоубийственным. Однако так или иначе, а после двух дней ожесточенных боев японцы были разбиты.



Снимок подписан, будто запечатлевший сожженный квартал главной улицы Хабаровска, но я предполагаю, очередную ошибку, так как встречал этот же кадр в контексте сожженного Николаевска. Когда к концу мая 1920 года стало ясно, что город не удержать, а японские войска подходят как по Амуру, так и со стороны моря, по приказу Тряпицина город был сожжен дотла, а все пленные и многие горожане расстреляны.



Впрочем, там на Дальнем Востоке, где имелись сильные японские части, реакция на Николаевский инцидент последовала еще раньше. Так, утром 5 апреля, то есть за день до рождения ДВР, японская артиллерия открыла огонь по Хабаровску. При этом в местной газете чуть ранее было опубликовано объявление о том, что в 9 часов утра ожидаются учения, вместе с чем выражалась просьба не беспокоиться по поводу стрельбы.
На снимке показано, как японские орудия бьют с Орлова поля по району речного порта и нижнего базара. Отлично видно Алексеевскую улицу (Шевченко) и Соборную площадь.



В тот день обстрелу в городе подверглись не только штаб красных войск и казармы, но также многие гражданские здания. Здесь, к примеру, можно видеть некогда роскошный фасад доходного дома Архипова (сейчас это ЦУМ) со следами попаданий артиллерийских снарядов. Снимок был сделан уже после окончания войны - вероятно, около 1925 года.



Пострадавший тогда же дом Волковинко-Гуткина (улица Муравьева-Амурского близ угла с современной Дзержинского) с разрушенной кровлей и обрушившимися внутренними перекрытиями.



Тела погибших красноармейцев. Японский комментатор хвастливо заявляет, то такие картины можно было видеть в каждом квартале на окраине Хабаровска. Тогда погибла большая часть расквартированного в городе 35-го полка, с боем из Хабаровска удалось прорваться лишь отрядам Шевчука и Кочнева. Большая часть уцелевших отступила на левый берег Амура, некоторые отошли в район разъезда Красная речка.



Захваченные японцами пленные.
Общие потери Красной армии и мирных жителей убитыми и ранеными в Хабаровске превысили две тысячи человек. Вступление в город японцев сопровождалось достаточно обычными в то время жестокостями.



Построение японских военнослужащих в дань памяти братьев по оружию, павших во время упомянутой выше операции, названной интервентами принудительным разоружением.

Ну а что было дальше, наверное, все знают. На некоторое время при поддержке Японии Белые силы на Дальнем Востоке взяли реванш, пик успехов которого пришелся на 1921 год. Однако уже в феврале следующего года прогремело знаменитое Волочаевское сражение - переломный момент всей Гражданской войны к востоку от Сибири. Спустя два дня после этого, 14-го числа, части НРА вошли в Хабаровск. Белая армия была отброшена на юг, а потом и вовсе разгромлена. 25 ноября пал Владивосток, что и считается датой окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке, хотя отдельные локальные операции проводились и позднее.

Другие мои альбомы по этой же теме:
Гражданская война на Дальнем Востоке в фотографиях У. Джонса
Дальний Восток в фотографиях журнала LIFE
Дальний Восток на японских плакатах «Сибирской войны»
Гражданская война в экспозициях музея истории КДВО

Хабаровск, Дальний Восток, история, военная история

Previous post Next post
Up