Часть I: вертолетом в КомсомольскЧасть II: «Амурметалл» - промышленный гигант в постиндустриальной экономике
Часть III: амурский Пхеньян Часть IV: над таежными пожарами в Богородское Часть V: дымный Солнечный 40 Микроавтобус с табличкой «Пресса», возивший нашу журналистскую группу по Комсомольску-на-Амуре. Коллеги, уже вдоволь насмотревшиеся город Юности в бесчисленных командировках, благородно уступили мне кресло рядом с водителем, откуда можно было вести съемку на ходу. Я хоть и был в Комсомольске уже пятый раз, отказываться от такой возможности не стал. Правда, немногие получившиеся в итоге более или менее информативные снимки я включу уже в будущую третью часть альбома.
41 Ранее ездить в кортеже со спецсигналами мне не доводилось. Поездки в чиновничьих BMW с установленными на крыше, но выключенными мигалками, на которых активно таксовали в начале 2000-х шоферы, оставлявшие своих боссов у здания на Старой площади в Москве, тут, право, не в счет.
42 На перекрытых перекрестках сотрудники ГИБДД отдавали кортежу честь.
43 Должен признаться, поездка с ветерком с маячками стала доставлять мне удовольствие. Между тем, на мой взгляд, спецсигналы чиновничьих машин - это один из наиболее раздражающих простых смертных на улицах факторов, даже при том что в Хабаровске и уж тем более в Комсомольске подобные кортежи проносятся по улицам достаточно редко, со столицей просто не сравнить.
44 На дорогах города Юности движение не особенно интенсивное, пробок тут практически не бывает, так что едва ли кратковременные перекрытия надолго задержали водителей. Однако на многих лицах помимо естественного любопытства читались и совсем другие эмоции. Сам прекрасно помню, какие слова произнес не то прошлой, не то позапрошлой зимой, когда на плохо почищенном скользком перекрестке меня пыталась принудить к экстренному торможению выскочившая сбоку на красный свет головная машина кортежа, спешащего в полпредство.
45 Заезжаем на территорию завода «Амурметалл» - первого из трех основных пунктов намеченной на два дня программы. Предприятие формально принадлежит одноименному открытому акционерному обществу, созданному в 1997 году.
46 ОАО, разумеется, создавалось не на пустом месте, производственной базой стал завод «Амурсталь», который ведет свою историю с первых лет основания Комсомольска-на-Амуре, изначально задуманного дальневосточным гигантом тяжелой промышленности. Собственно, невзирая на перипетии последних двух с лишним десятков лет, город сохраняет этот статус, хотя судьба многих предприятий незавидна, в труднейшем положении находится и «Амурметалл».
47 Решение о строительстве «Амурстали» было принято еще в 1935 году, к строительству приступили годом спустя, но только в самом тяжелом для страны 1942 году заводом была выдана первая плавка. В 1981 году началось строительство наиболее современной части предприятия - Дальневосточного передельного металлургического завода (ДПМЗ), введенного в эксплуатацию в перестроечных 1986-1987 годах.
48 На входе в огромный электросталеплавильный цех (ЭСПЦ) №2 всем членам делегации, не исключая, разумеется, журналистов, выдали новенькие спецовки, каски и перчатки. Требование облачения в униформу, как показал дальнейший опыт, оказалось совершенно разумным - иначе посетители на выходе выглядели бы лишь немногим лучше трубочистов.
49 Журналист-обозреватель «Тихоокеанской звезды» Игорь Мирошников, в «Твиттере» известный как
@imirosh, облаченный в форму рабочего завода «Амурметалл». Правда, логотипы предприятия закрывают лямка рюкзака и козырек каски.
50 Завод сейчас включает в себя пять основных цехов: цех подготовки лома, электроплавильный цех, сортопрокатный цех, листопрокатный и цех гнутых профилей. Наиболее современным и, по оценкам специалистов, лучшим в России, считается второй - электросталеплавильный цех. Благодаря нему «Амурметалл» является единственным на Дальнем Востоке предприятием по выплавке стали с дальнейшим переделом в сортовой и листовой прокат.
51 Основным сырьем для производства служит лом черных металлов, который до недавнего времени завод активно скупал по всему региону.
52 В ЭСПЦ №2 установлены электрические сталеплавильные печи, использующие известный эффект электрической дуги. Не знаю, какие в точности печи установлены на «Амурметалле», но наиболее мощные модели позволяют достичь температуры 1800 градусов, мощность печных трансформаторов достигает 180 МВт при 110 кВ первичного напряжения и до 1,2 кВ вторичного.
53 Я думаю, на этим заводе стоят чуть менее чудовищные агрегаты, но тем не менее показанная тут ванна - лишь одна из многих в цеху - вмещает в себя 120 тонн расплавленного металла.
54 Даже жутковато, когда могучий кран тянет такие емкости над головой под крышей цеха. Вообще, глядя на это величественное царство огня и металла, трудно не впечатлиться былинной мощью предприятия. Невольно в голову закрадываются мысли о пустой тщете современной постиндустриальной сервисной экономики, мелкой и бессильной пред промышленными гигантами недавней эпохи. Однако эмоции эмоциями, а реальность такова, что в нынешних условиях завод попал в сложнейшую ситуацию и без масштабной помощи уже не выплывает на поверхность рыночной экономики.
55 В цехе очень шумно, от печей и рабочих ванн, до краев наполненных жидким, окутанным бело-оранжевым сиянием расплавленным металлом, веет невыносимым жаром. Даже электроника вблизи агрегатов начинает ощутимо сбоить - по жидкокристаллическим экранам от мощного электромагнитного излучения бежит странная рябь, фото- и видеоаппаратура начинают жить своей отдельной таинственной жизнью. Воздух внутри густо наполнен крупной пылью, которая хлопьями скатывается по лицу и одежде.
56 Если цех сравнить с кораблем, то здесь запечатлена его ходовая рубка, откуда контролируется и управляется процесс выплавки металла. Тут губернатору рассказали о работе ЭСПЦ №2 и назначении установленных в комнате пультов, но я, фотографируя и не испытывая особого желания проталкиваться через небольшую толпу, мало что смог услышать.
57 Думаю, в таких условиях «рулевым» этой «рубки» было не очень просто сохранять полное спокойствие и быть полностью погруженными в работу.
58 На стене там висит картина с изображением центра Комсомольска - Красногвардейской улицы около площади Ленина. Красная сталинская высотка на заднем плане является признанным символом города. Зеленый дом справа - это здание, где сейчас расположена таможня. Слева тянется парк Строителей.
59 Я был предпоследним, кто покинул комнату с пультами, задержавшись на съемку. Вообще же в этой поездке лучше не отставать от основной группы, так как в отличие от более привычных мне пресс-туров, где во главу угла обычно ставятся журналисты, тут СМИшники, пожалуй, лишь на третьих ролях. И если кто-то из них задержается, ждать его возможности чаще всего не оказывается, иначе вся группа отстанет от ньюсмейкеров, между тем, потеряв кортеж, догнать его практически нереально. Рабочий темп при этом задается весьма бодрый; как бывший журналист-айтишник я сильнее зауважал своих коллег широкого профиля.
60 Люди, деловито снующие в окружении отсветов адского пламени печей, производят поистине фантастическое впечатление. Будто не простые смертные, а настоящие духи огня.
Тем не менее проблемы у завода сейчас отнюдь не мистического свойства, хотя «Амурметалл» и должен в настоящее время фантастическую сумму - свыше 20 миллиардов рублей. Этот долг увеличивается ежемесячно более чем на четверть миллиарда: 230 миллионов убытков от операционной деятельности плюс проценты.
61 С 2006 года и практически до самого недавнего времени на заводе поэтапно проводилась масштабная модернизация, потребовавшая огромных инвестиций. В кризис положение ОАО «Амурметалл» стало угрожающим, и государство, чтобы не допустить закрытие стратегически важного предприятия, создающего порядка трех тысяч рабочих мест, через «Внешэкономбанк» (ВЭБ), предоставило на развитие завода 5 миллиардов. Эта сумма также не смогла выправить положение и увеличила сумму задолженности.
62 Вентиляторная установка СТД-300П производства новосибирского машиностроительного завода «Таира», выпущенная в августе 2011 года, - свидетель недавней модернизации цеха.
63 Сейчас завод может выпускать порядка 740 тысяч тонн металла ежегодно, но реально выплавляет лишь около десяти процентов этого объема, работая по сути одной печью. Этого количества не хватает, чтобы начать гасить долги, необходимо наращивать выпуск. Не все кредиторы были готовы ждать некой перспективы, были поданы иски в суд, заключено мировое соглашение. Сейчас вырученные за продукцию деньги, необходимые на закупку сырья, изымаются из оборота предприятия; соответственно завод лишен возможности наращивать объемы производства. С 30 мая по 14 июня предприятие полностью простаивало из-за отсутствия металлолома. План производства стального проката на июль - всего 30 тыс. тонн. Со своими мощностями «Амурметалл» выполнит его играючи. Но что будет дальше?
64 Сейчас на экспорте продукции, по словам министра промышленности, транспорта и связи Хабаровского края Виктора Чудова, завод получает маржу в 5-7%, прибыль при работе на внутреннем рынке с его более высокими ценами больше - 20-22%. Существует проект метизного и контейнерного производства, который может потребовать выпуска трех миллионов тонн металла - более чем три годовые программы предприятия при полной загрузке мощностей. Рассматривается возможность выпуска в Комсомольске железнодорожных вагонов (в кооперации с «Амурлитмашем» и китайскими смежниками).
Наконец, потенциально имеется крупный оборонный заказ. Однако долги мертвым грузом тянут завод на дно.
65 Линия горячего проката.
66 Проблемы с закупкой заводом сырья упираются не только в одни лишь деньги. По мнению члена совета директоров «Амурметалла» Дмитрия Бочкарева, негативную роль сыграла недавняя отмена Высшим арбитражным судом постановления федерального правительства об ограничении пунктов пропуска металлолома через дальневосточные порты. В итоге сырье пошло за границу. Цена металлолома на внутреннем и экспортном рынках практически одинакова, на втором она даже чуть ниже. Но экспорт - твердая гарантия получения денег, а вот в случае работы с «Амурметаллом», находящимся в подвешенном состоянии, велики риски.
67 В настоящее время с заводом работает в общей сложности 43 поставщика сырья, еще две крупных компании ждут аккредитива и дополнительных гарантий.
Вообще же Дальний Восток все равно не состоянии обеспечить более 20% сырья при условии выхода завода на максимальную загрузку, поэтому без поиска поставщиков в Сибири и Забайкалье будущее «Амурметалла» также невозможно.
68 Готовая продукция, недавно вышедшая из сортопрокатного цеха и ждущая скорой отгрузки покупателям.
69 Совершенно очевидно то, что без прихода крупного инвестора завод сохранить практически нереально. К счастью, новый инвестор, заинтересованный в производственной базе «Амурметалла» и его продукции, имеется - корпорация «Уралвагонзавод». Ее интерес к заводу вызван не в последнюю очередь полученным крупным оборонным заказом, выполнить который может помочь металлургический гигант Комсомольска-на-Амуре.
70 Вместе с тем понятно, что «Уралвагонзавод» не горит желанием принимать на себя огромные долги предприятия, а так или иначе разбираться с кредиторами заводу все равно придется. Выводить «Амурметалла» на безубыточную работу в любом случае необходимо. Государство ясно дало понять, что намерено сохранить завод с его рабочими местами, вместе с тем конкретный рецепт выхода из создавшейся ситуации еще не определен.
Оперативное руководство «Амурметалла» просит о полной очистке предприятия от долгов, с чем едва ли согласятся кредиторы, в том числе ВЭБ.
71 Выход попытались найти на встрече руководства предприятия, представителей «Уралвагонзавода» и властей, которая состоялась в гостинице «Амурметалла» сразу после посещения губернатором заводских цехов. Признаться, я изначально наивно полагал, будто это совещание окажется простой формальностью, где просто официально закрепят подписями уже достигнутые в рабочем порядке соглашения. Ан нет, ничего подобного - оказалось, что мероприятие само было рабочим, непосредственно на нем стороны искали приемлемые для всех пути решения проблемы. Эти переговоры, на которых неизбежно озвучивались конфиденциальные коммерческие данные, отнюдь не предназначались для ушей журналистов, так что нам дали возможность заснять самое начало процесса и услышать лишь вводную информацию.
72 Предполагалось, что переговоры займут полтора-два часа. Первое время мы провели буквально через стену от конференц-зала, главным образом травя журналистские байки. Вскоре стало очевидно, что встреча заинтересованных сторон затягивается. Прямо во время переговоров Вячеслав Иванович написал пару раз в «Твиттере» о том, что судьба завода решается очень непросто.
73 Затем мы перебрались в холл, где должно было прозвучать официальное заявление по итогам прошедших переговоров. Там прождали, наверное, еще часа полтора.
Здесь можно видеть установленный в холле сувенир - судя по всему, подарок заводу от китайских партнеров, призванный способствовать богатству и процветанию. Увы, подарок «Амурметаллу» пока не слишком помог…
Во время ожидания к нам даже пару раз обращались с вопросами о ходе переговоров явно нервничавшие сотрудники завода - решалась судьба их предприятия, их работы. Но мы сами знали не больше, чем они.
74 На стенах холла развешаны весьма приятные картины с видами природы Нижнего Амура и городскими пейзажами. Вот, к примеру, парадная набережная Комсомольска. Вдали виднеется высотка в начале улицы Кирова.
75 Проспект Мира у перекрестка с улицей Красногвардейской. В здании слева работал некогда известный ресторан «Север», сейчас же вместо него там находится обувной магазин.
76 ЦУМ на проспекте Мира, каким он предстает при взгляде с Красноармейской улицы.
77 Наконец переговоры завершились, правда, как оказалось, лишь промежуточным результатом. СМИ и сопричастные лица стали записывать слова губернатора, который вкратце рассказал об общих итогах встречи. Кстати, как я понимаю, по центру в голубой футболке разом с фотоаппаратом и диктофоном стоит пиарщица «Амурметалла» Ольга
fijest, а справа от нее - Ольга Овчарова из пресс-службы мэрии Комсомольска-на-Амуре.
78 Вячеслав Шпорт подтвердил звучавшие ранее тезисы, что «Амурметалл» может спасти крупный оборонный заказ, и такой заказ имеется у потенциального инвестора - «Уралвагонзавода».
Были намечены четыре возможных варианта выхода из создавшейся ситуации, которые будут предложены на рассмотрение фактическому собственнику предприятия - «Внешэкономбанку», который представит их кредиторам. Вместе с тем, чтобы инвестор пришел, необходимо возобновление финансирования завода со стороны ВЭБа. На совещании «Внешэкономбанк» взял на себя обязательства по пополнению оборотных средств предприятия. Конкретную сумму я не услышал, но, возможно, это те самые 2,5 млрд рублей, о которых губернатор говорил еще в конце июня.
Кроме продолжения финансирования необходимо пересмотреть мировое соглашение с кредиторами и, возможно, ввести процедуру наблюдения, чтобы мелкие кредиторы не смогли блокировать работу «Амурметалла». Видимо, такой сценарий может привести к тому, что «Уралвагонзавод» станет новым собственником предприятия и вытянет его в режим нормальной деятельности.
Кроме того, губернатор коснулся ситуации на казенном предприятии «Вымпел», также оказавшемся в сложном положении, хоть и не столь критичном, как «Амурметалл». Изначально рассчитанное на огромные объемы производства боеприпасов для легкого стрелкового вооружения, предприятие работает с колоссальной недогрузкой, что не позволяет ему выйти даже на уровень рентабельности. Правительство края вместе с руководством «Вымпела» рассматривают возможность получения крупного заказа на выпуск проходящего испытание патрона нового типа, а также работу с гражданскими заказчиками.
Вячеслав Шпорт выразил уверенность, что тяжелые времена для крупных промышленных предприятий удастся пережить с наименьшими потерями.
Следующую часть альбома в посвящу главным образом своей вечерней прогулке по городу. К теме рабочей поездки вернусь уже в четвертой части, где речь пойдет о событиях 6 июля, когда утром наша группа вылетела в административный центр Ульчского района - село Богородское, путь куда пролегал через дымные шлейфы самых сильных лесных пожаров, полыхавших в Хабаровском крае.