Все листы дневника 116 Когда я понял, что вылазка в Уэльс накрывается медным тазом, стал искать другие варианты познавательных поездок. После некоторых размышлений и изучения предложений был выбран однодневный автобусный тур в упомянутые в заголовке популярные места паломничества туристов. На что я не люблю организованный туризм, но в данном случае подобный маршрут самостоятельно повторить было бы довольно непросто и уж точно накладнее - общественный транспорт в Британии весьма дорогой, а ведь еще надо учесть стоимость входных билетов, потери времени на поиски того или иного объекта... В итоге я приобрел через Интернет десятичасовую экскурсию за 74 фунта на пятницу 8 июня. Выбор дня был обусловлен тем, что синоптики решительно обещали тогда отличную солнечную погоду.
Согласно распечатанному ваучеру, отправление автобуса было назначено на 8:45 от гейтов с 1 по 5 автобусного вокзала Victoria близ знаменитого одноименного железнодорожного вокзала. Также указывалась просьба прибыть за десять минут до отправления.
Поскольку я заранее провел разведку и уже точно знал, где именно находится автовокзал, здесь особых проблем не ожидал. Тем не менее без приключений (а на них мой отпуск вообще оказался богат) не обошлось. Началось все с того, что я по забывчивости сел в Восточном Кройдоне на медленную электричку - просто посмотрел, когда отправляется ближайший поезд, но не поинтересовался числом остановок. В итоге, выиграв минуты четыре на старте, проиграл порядка трети часа на финише - электричка останавливалась буквально у каждого столба и вместо привычных восемнадцати-двадцати минут плелась около трех четвертей часа. В результате на платформу вокзала Виктории я выпрыгнул из вагона ровно в половину девятого.
Как удалось добежать до автовокзала за шесть минут - сам диву даюсь. Особенно если учесть, что я пропустил ближайший выход и дал небольшой круг по привокзальной площади, а тротуары были довольно плотно забиты людьми.
117 Ворвавшись в здание автобусной станции, я не нашел на табло никаких данных о своем маршруте и, отстояв короткую очередь, обратился на стойку информации на входе. Там мне скороговоркой сообщили что-то про первый гейт. Моя ошибка состояла в том, что я не стал переспрашивать и тут же кинулся к упомянутому гейту.
Оттуда в самом деле отправлялись экскурсионные автобусы, только вот маршрут всех их ограничивался Лондоном. Тогда я пробежался вдоль гейтов и на экранах над ними обнаруживал любые туры, кроме своего. Переспросил человека с бейджиком, лихо разруливавшего пассажиропотоки. Он взглянул на мой ваучер и указал на четвертый гейт. Табло над ним, однако, лишь предупреждало об опасности самостоятельного выхода на перрон - и все.
Cтал спрашивать у собравшихся у гейта людей об их маршруте, но он отличался от моего. Наконец, ко мне подошла немолодая канадка, слышавшая мои вопросы, и сказала, что у нее аналогичный трип - Солсбери, Бат и Стоунхендж. Однако, сравнив ваучеры, мы увидели, что фирмы-организаторы у нас разные. Между тем было уже 8:46.
Я опять рванул на стойку информации и вновь уточнил про гейт. Служащий удивленно уставился на меня. Теперь я его речь разобрал: «Я же сказал вам обратиться в офис туркомпании, который находится напротив гейта №1!»
В офисе, мало отличающимся от стойки регистрации, быстро поставили отметку на моем ваучере, просили поставить свою подпись и сказали идти на посадку к гейту номер четыре. К моменту моего появления там, перед дверями было совершенно безлюдно. Выскочив на перрон, я не смог найти нужный автобус - их там стояло значительно больше, чем имелось гейтов, и практически ни один не имел таблички с указанием маршрута. Очередной пойманный служитель с бейджиком не смог ничем помочь. Я вновь побежал к офису турфирмы. На часах было 8:55. Честно говоря, я полагал, что автобус уже ушел, и уплаченные деньги накрылись шайтаньим хвостом.
Ан нет, меня вполне спокойно приняли, удивились только, что у гейта никто не встречал. Один сотрудник фирмы тут же стал названивать кому-то по телефону, а второй решил, что быстрее будет отвести меня лично. Уже на перроне нас перехватил высокий джентльмен в черном костюме, обрадовавшийся мне, как родному, взявший у меня ваучер и проводивший, наконец, в автобус.
Понятно, что одной из причин моей нервной беготни стала плохо разобранная в самом начале фраза служащего на информационной стойке. С другой стороны, если бы в ваучере или электронном письме сразу же содержалась не «кривая» информация о гейтах, а указание обращаться на стойку турфирмы, подобное положение не возникло бы. Оно не возникло бы, даже если бы просто корректно работал экран над четвертым гейтом. Должен отметить, что при всей великолепной британской организованности очередей, над соответствующим информированием (как и той же и сменой платформ, о которой я писал в прошлом листе) еще работать и работать…
118 Автобус оказался вполне удобным, хоть и без «наворотов» вроде минибара или санузла. Несомненно, комфорта добавило то, что из пятидесяти пассажирских кресел было занято лишь восемнадцать. Среди прочих я обнаружил в салоне и любезную канадскую туристку, путешествующую по Великобритании на пару с кузиной. Ее кузина позже пожаловалась мне на тарифы российского туристического трассибирского экспресса. У них сначала была идея поездить по России, но цены оказались столь пугающими, что канадки предпочли оставить свои деньги в Европе.
Автобус отправился по своему маршруту не сразу - я так понял, что искали еще заблудившихся, но так и не нашли. В итоге экскурсия началась лишь около 9:10.
119 Упомянутый выше джентльмен в черном костюме оказался гидом нашей группы по имени Мэл. Начал он с целой череды главным образом самоироничных шуток. Речь у него оказалась очень внятная, так что я понимал практически все из того, что он говорил. После изложения нехитрых экскурсионных правил, сводившихся к формуле «на борт нельзя брать горячую еду и горячие напитки», Мэл занялся саморекламой. Он назвался экскурсоводом-фрилансером, специализирующимся на Лондоне, и раздал заинтересованным свои визитные карточки.
Лишь малую часть дороги он посвятил рассказу о местах, куда мы направлялись, упомянув, что там будут свои местные гиды. Излагаемая же им информация показалась мне весьма банальной: немного про историю лондонской подземки, немного про шоппинг, совсем чуть-чуть про архитектуру. Единственное, что я услышал от него действительно нового, касалось легенд об основании города Бат.
120 Подавляющее большинство туристов были из англоязычных стран: собственно англичане, пара шотландских пенсионерок, упомянутые канадки, новозеландцы, американцы. Исключение составляли трое славян: я и польская парочка.
Поразило, что и американец, сидевший впереди, и явно небогатые шотландские тетушки, щеголяли в очках Dolce Gabbana. Интересно, не те ли это самые fake goods, о запрете на ввоз которых в Европу предупреждают многочисленные объявление в тайских аэропортах? Впрочем, даже дорогие бренды в Европе чаще всего стоят значительно дешевле, чем в России…
121 Не буду особо рассказывать в этом листе о посещенных объектах, каждый из них заслуживает отдельного подробного альбома. Поскольку здесь своей задачей вижу главным образом повествование об организации экскурсий в Англии, а заодно и заполнение странички личного дневника британского отпуска, этим я этим ограничусь.
Хотя Виндзорский замок и не входил в экскурсионный тур, им все же удалось полюбоваться на ходу из окна автобуса, мчащегося на запад по широкому моторвею. Вообще-то мне советовали посетить этот замок, но мой интерес к нему моментально убило сообщение о запрете на съемку интерьеров.
122 Британские синоптики, подобно российским своим коллегам, не ошибаются в своих прогнозах погоды - только путают даты. Обещанная солнечная пятница отметилась редким по силе ливнем. Вода столь интенсивно заливала окна автобуса, что снимать в дороге было практически невозможно.
123 До границы вожделенного Уэльса мы не доехали, по словам гида, каких-то семнадцать километров. За скрытой дождем широкой нежно-зеленой долиной лежит Бристоль, а за ним - уже и само княжество…
124 Формально древним, а на деле сравнительно молодым георгианским Батом тоже толком полюбоваться не пришлось - слишком уж я берег камеру. Впрочем, кое-какие виды города запечатлеть удалось, в дальнейшем их обязательно покажу.
125 Перед высадкой на площади перед великолепным готическим собором Мэл оговорил время общего сбора (на покорение города нам отводилось около полутора часов) и повел в главный экскурсионный объект Бата - восстановленные древнеримские бани.
Через пару секунд после того, как я сделал этот снимок, мой зонтик вывернуло ветром наизнанку.
126 Стоимость входных билетов, к счастью, входила в цену тура, так что нас просто организованно провели в просторный вестибюль, где при желании можно было бесплатно взять аудиогид. Решив не мучиться, я спросил у служителя: 'Do you have Russian language guide?’, в ответ на что услышал лишенное всякого акцента: «Конечно, берите, у нас есть и русский вариант!»
127 Взгляд на центральный бассейн бань через отверстие древнего фонтана. Бьющий тут термальный источник и дал рождение римскому городу Аква Сулис, много позже ставшему фешенебельным английским курортом Батом.
128 Музей внутри терм вполне интересен, попытку сделать его экспонаты более интерактивными можно оценить лишь положительно. Жители древнеримского города не только выставлены в виде костей на витринах, но еще и встречают гостей в многочисленных проецируемых на стены и воспроизводимых на экранах видеороликах, а также в лице переодетых актеров.
129 Следующим пунктом был средневековый Солсбери. Строго говоря, сначала мы должны были поехать именно туда, но водитель изменил маршрут из-за проблем на одной из автотрасс.
123-метровый шпиль собора Солсбери появился на горизонте задолго до того, как автобус попал на узкие улочки этого живописного городка.
130 Великолепный раннеготический собор по праву считается одной из жемчужин Южной Англии. Его строительство длилось с начала XIII века по начало XIV.
К счастью, большая часть посещения Солсбери также прошла под крышей, иначе наша группа вымокла бы до нитки.
131 Внутри собора мое внимание привлекали не только великолепные витражи, но и многочисленные захоронения - быть погребенным тут считалось почетным и, вероятно, стоило недешево.
Вот, к примеру, надгробный камень Роберта, лорда Хангефорда, умершего в 1459 году. Эта могила, кстати, была разрушена в 1789 году (в год Французской революции!), позднее ее воссоздали из уцелевших обломков.
132 Лики иных надгробных статуй воспринимаются очень неоднозначно, как у этой супружеской пары, почившей не то в конце XV, не то в начале XVI века.
133 Реконструкция строительства собора.
134 На полноценный обед в графике экскурсии времени не оставалось. Жертвовать же временем осмотра достопримечательностей я не стал, лишь практически на бегу съел разрекламированный Мэлом фирменный шоколадный маффин храмовой пекарни (2,5 фунта). Честно говоря, ничего особенного и слишком сладко. Мою скромную трапезу значительно скрасил антураж - столовая находилась под средневековой кровлей. Хотел купить в находившемся тут же магазинчике какую-нибудь книгу про собор и магнитик из Солсбери для холодильника, но потерпел неудачу. К моему удивлению, тематических магнитиков не было (ну, зачем мне магниты с родовыми гербами погребенных в соборе дворян?), а книги имелись только тяжелые-толстые и весьма дорогие, словом, не для моей нормы провоза багажа.
135 Путь до Стоунхенджа от Солсбери занял немного времени, едва ли более получаса. Между тем добираться туда самостоятельно, подозреваю, не слишком удобно, так как объект стоит на изрядном удалении от населенных пунктов.
136 Опять-таки имелся русскоязычный аудиогид, к которому я сначала отнесся несколько пренебрежительно. А зря! Потом начал слушать, и пришлось вторично обойти древний Стоунхендж, на этот раз вглядываясь в мегалиты уже куда более осмысленно.
137 Я опасался ранее встреченных в Интернете рассказов, будто близко к самому Стоунхенджу не подойти. Действительность не так страшна, как ее иногда представляют. Конечно, потрогать седые камни не получится, но любоваться ими и фотографировать расстояние от оградки не мешает. К счастью, не помешал также и дождь, прекратившийся сразу, как мы выехали из Солсбери.
138 Наш водитель-китаец.
Обратный путь занял около двух часов, часть туристов высадили у отелей в западной части Лондона, немногих оставшихся довезли до Виктории. Перед высадкой первой партии экскурсантов Мэл толкнул прозрачный каламбур, обыгрывающий два смысла слова 'tips' - «полезные советы» и «чаевые». Намек был понят - перед выходом из автобуса большинство оставляли в специальной коробочке пятифунтовые купюры или звенели мелочью.
В целом мне экскурсия понравилась, хотя и без бурного восторга. Главным образом, конечно, впечатлили посещенные объекты, а не организация. Но ведь ради них-то я, собственно, и ездил. :)