Хабаровск конца зимы 2011/12. Часть II

Mar 16, 2012 18:00

Продолжаю фотопрогулку по городу, начало можно посмотреть здесь.

23 Уже давно я грозился показать обновленный Дом культуры завода «Энергомаш» (Ленина, 85). Вот наконец-то выполняю обещание. Сейчас, правда, здание носит уже другое имя - Городского дворца культуры.
Прежний двухэтажный объем с традиционным неоклассическим портиком надстроили и пристроили с северной стороны два многоэтажных корпуса.





24 Этим нововведения не исчерпываются - на территории бывшего сквера создали обширную многоуровневую подземную стоянку. Надо сказать, весьма удобную, по крайней мере на минус первом ее этаже.



25 Что касается главного фасада, то у меня он вызывает целый комплекс неоднозначных эмоций. С одной стороны, хорошо, что на смену порядком облезшим стенам ветшающего советского ДК, де-факто превратившегося в 1990-х в чертовски неудобный импровизированный торговый центр, пришел парадный и современный дворец культуры. Внутри там, кстати, все весьма и весьма на уровне - кое-какие снимки я показывал в альбоме о недавней Первой предпринимательской конференции Хабаровского края.
Вместе с тем эстетическая составляющая нового фасада приводит в некоторое недоумение. Безусловно радует, что архитектор сохранил оригинальный исторический портик 1950-х годов. Однако я не убежден, что общий облик получился органичным - подчеркнуто современный ордер окон надстроенного третьего этажа в значительной степени диссонирует с советской неоклассикой. Попытки стилизации заметны, но назвать их удавшимися, как мне кажется, сложно. Впрочем, если рассматривать новый фасад исключительно как плод эклектичного подхода, он уже неплох. Подобный подход также имеет право на жизнь - его используют даже в исторической части весьма консервативного в части архитектурных традиций Эдинбурга. Честно говоря, наблюдая за ходом строительства, я ожидал худшего результата.
Кстати, слева на снимке чуть виднеется крыша входа в подземный переход под улицей Ленина.



26 Здесь наглядно можно лицезреть решение перехода между надстроенной первоначальной частью здания и чисто современным объемом. Вышло оригинально и вполне неплохо, если принять во внимание, сколь различные стили пришлось тут сопрягать в единое целое.
Хуже другое. Ну неужели нельзя было при полной реконструкции здания предусмотреть центральное кондиционирование или хотя бы возможность скрытой установки внешних блоков сплит-систем? Только-только завершили работы над дворцом культуры, а по поверхности новеньких стен уже поползли неэстетичные бородавки …



27 Башню многоэтажного корпуса ДК можно видеть издалека. Такой она, в частности, предстает при взгляде с Уссурийского бульвара от Верхнего пруда. Левую часть кадра занимает обширный главный фасад ледового дворца спорта «Платинум арена» постройки начала 2000-х.
Любопытно, насколько оправданным в данном случае является использование для наружного остекления сильно тонированного стекла. Не могу побороть в себе подозрения, что созерцание внешнего мир в сумеречных тонах царства семи подземных королей не слишком располагает к позитивному рабочему настрою.



28 Переделка прилегающей к ДК территории коснулась и забора. Оригинальную ограду сквера вдоль улицы Ленинградской полностью разрушили, сохранив лишь арку ворот со стороны площади. Затем забор отстроили заново, сдвинув его к проезжей части за счет газонов и тротуаров. Тем самым высвободили площадь под дополнительную автомобильную стоянку. Забор воссоздали довольно «близко к тексту», но все портит облицованное мраморной плиткой основание - совершенно неаутентично.



29 В правой части главного фасада ДК, как и прежде, находится вход в музей истории города. Каюсь, внутри еще не бывал. Надо будет как-нибудь исправить это упущение. Правда, соответствующий альбом обещать пока не стану, так как очень уж много в моем блоге незаконченных рассказов о музеях, да и задумок на этот счет в избытке.



30 А теперь я возвращаюсь к маршруту прогулки, оборванной в первой части альбома. Свернув с улицы Павловича, я потопал вдоль Гамарника.
В конце XIX века здесь была южная окраина города, отданная под застройку военному ведомству. В середине 1890-х годов в связи с увеличением напряженности на китайской границе началось постепенное усиление войск Приамурского военного округа подразделениями из западных районов России. В частности, ранее сформированные батальоны стали разворачивать в полки. Рост числа военнослужащих обусловил необходимость строительства новых казарм и сопутствующей инфраструктуры.
Важной исторической вехой соответствующего архитектурного пласта Хабаровска, в значительной степени сохранившегося до наших дней, стало 15 ноября 1896 года, когда была образована войсковая строительная комиссия при Амурской инженерной дистанции.
Масштабное систематическое возведение одно- и двухэтажных казарм, офицерских флигелей, штабных зданий и т.д. для хабаровского гарнизона вдоль оврага, тянущегося на юго-запад от современной улицы Ленинградской, до нынешней площади Блюхера, велось с 1897 по 1914 год. Работы традиционно для того времени осуществлялись преимущественно в летние месяцы силами нижних чинов строевых частей Хабаровского гарнизона и дешевой китайской рабочей силы. Здания строились по типовым проектам, разработанным в Главном инженерном управлении в Санкт-Петербурге в формах эклектики.
Вместе с тем, в Хабаровске эти типовые здания приобретали оригинальный облик благодаря использованию в декоративной кладке сочетаний красного русского и серого маньчжурского кирпича. И хотя эта двухцветная схема применялась в Хабаровске не везде, в целом она все-таки преобладала. До сих пор именно затейливое серо-красное кирпичное узорочье является чертой, по которой можно безошибочно отличить хабаровскую архитектуру рубежа XIX и XX веков от современной ей застройки любого другого города мира.
Запечатленное тут довольно длинное здание казарм местного батальона (Гамарника, 76) не является в этом смысле исключением.



31 Точное время строительства данного здания неизвестно; вероятно, оно было возведено в 1910-1911 годах на месте более ранней деревянной казармы.
В годы Гражданской войны здесь размещался полк Народно-революционной армии (НРА) Дальневосточной республики (ДВР).
В наши дни здание по-прежнему занято военными: здесь размещаются штабные помещения и казарма пограничного ведомства.



32 Окончание улицы Гамарника, исчезающей вдали в застройке переулка Донского, откуда берет начало невидимая здесь Дикопольцева. Налево на переднем плане уходит улица Постышева, куда я и повернул.



33 Теплотрасса проложена открытым способом прямо на поверхности земли, так что идущим по тротуару нечетной стороны Постышева к улице Ленина или направляющимся во двор сталинского дома №48 по последней, приходится преодолевать это препятствие по импровизированным мостикам.



34 Плакаты, вывешенные перед окнами роддома №1 по улице Ленина (дом №67). Некоторые очень трогательные.
На заднем плане виднеется неоклассическое здание штаба Внутренних войск (Ленина, 54).



35 Улица Дикопольцева в направлении Уссурийского бульвара. На переднем плане можно видеть перекресток с улицей Мухина. Из-за массивного светлого жилого дома постройки 1990-х выглядывает довольно новый жилой комплекс Richeville. Стоит обратить внимание на красный купол вдали в перспективе Дикопольцева, чуть позже я покажу его вблизи.



36 Ледовый дворец спорта «Платинум арена» в своем блоге я показывал уже много раз, даже в этом альбоме. Тем не менее еще раз не удержусь от соблазна. Как-никак он представляет собой гордость города и на момент строительства являлся крупнейшим подобным сооружением в России.



37 Практически напротив предмета гордости - через улицу Дикопольцева, на краю парка «Динамо» - стоят настоящие предметы стыда города. Разговоры о том, что эти бараки давным-давно пора снести, ведутся уже много лет. Кстати, расстояние, отделяющее их от мэрии, не превышает 350 метров прямо вверх по улице. Объективных причин, почему это бараки и сейчас живее всех живых, несколько. Главная, насколько я понимаю, заключается в том, что строить на их месте все равно ничего нельзя, поэтому и традиционный «случайный» пожар от потенциального застройщика сюда не заглядывает.



38 А вот и сама мэрия (Карла Маркса, 66). До Великой Отечественной войны на этом месте планировали построить училище НКВД, но планы не осуществились. Тем не менее за основу при строительстве здания Краевого Совета народного хозяйства, возведенного в 1950-1953 годах, взяли типовой проект военного учебного заведения.



39 Новый жилой комплекс «Самоцветы» по улице Дикопольцева. Увенчанную красным шатром башенку я уже показывал издалека несколькими снимками выше. Любопытно, что там будет наверху. Подозреваю, что ничего - так называемое служебное помещение. А вообще, наверное, было бы чертовски уютно сидеть там, наверху, размеренно, со вкусом читая книжку и наслаждаясь одновременно видами городских крыш.



40 Угол с улицей Панькова. Серое здание (Дикопольцева, 56) принадлежит Институту тектоники и геофизики им. Ю.А. Косыгина. Впрочем, с начала 1990-х его облюбовало немало коммерческих арендаторов. Даже я в начале 2000-х снимал помещение в полуподвале (правда, уже старого корпуса) под редакцию.
На фотографии можно разглядеть вывеску обращенного к Панькова кафе хабаровского тошнотворного сетевого фастфуда «Золотая птичка». Оно хорошо единственно тем, что после визита туда понимаешь: в России едальни «Макдональдс» называют себя ресторанами по праву.



41 Стоящий следующим по Дикопольцева сталинский жилой дом (№60). Думаю, построили его в 1940-х. Потолки там такой высоты, что в квартире моего школьного друга даже второй этаж в коридоре соорудили. А по этому застекленному балкону (тогда он таковым еще не являлся), в середине 1980-х мы стреляли из рогаток проволочными пульками. Это было не хулиганством, но игрой в «войнушку» - по нам сверху вели ответный огонь. К счастью, обошлось без жертв. Мы, малолетние балбесы, почему-то даже не задумывались, к чему могло привести попадание такой пульки в глаз…



42 Прямо через улицу стоит старое здание школы №3 (Панькова, 19), куда упомянутые балбесы и ходили. Мы успели отучиться там четыре класса, когда 1 сентября 1989 года распахнуло свои двери новое здание школы на Московской, где кроме массы учебных помещений, было также четыре спортзала (из них два больших двухэтажных), 12,5-метровый бассейн, мастерские (до этого на уроки труда мы ходили в соседнюю школу №4, считавшуюся неблагополучной) и даже теплицы.
Точно не знаю, когда была построена старая школа №3, но предполагаю, что во второй половине 1930-х. Сейчас там находится управление МВД по Центральному району, где впоследствии одно время работал мой школьный товарищ, тот самый, живший в двухэтажной квартире.
Летом 2001 года, прямо на том месте, откуда был сделан снимок, на меня напала пара отморозков. Дело было глухой ночью, я возвращался с верстки с месячной зарплатой в кармане. Деньги удалось отстоять, а вот распечатки заверстанных полос нового номера журнала они зачем-то вырвали из рук - и бежать.



43 Завершается строительство жилого комплекса на углу Дикопольцева и Войкова. Еще летом 2009 года тут стояли двухэтажные неблагоустроенные деревянные бараки. Соседство, конечно, было то еще - главным образом ароматное. Однако от нового соседа уже сейчас гораздо больше неудобств. Боюсь, после сдачи дома ставить машину будет совсем негде. Впрочем, и теперь из-за стройки, постоянно откусывавшей от двора участок за участком плитами бетонного забора, парковка стала огромной проблемой. Про то, что детям гулять совершенно негде, говорить не приходится.



44 Видно, как возводят кирпичную арку. А заодно и стрелу крана, во время работы которого у мамы полностью забивается шумами телевизионный сигнал как от коллективной антенны, так и от отдельной наружной.



45 Ну и в завершение подборки фотография выходящей на Амурский бульвар тыльной стороны киосков Центрального городского рынка, которому в полном соответствии с надписью в феврале этого года исполнилось ровно сто лет.



Хабаровск, Дальний Восток, история

Previous post Next post
Up