Велопутешествие по Горному Алтаю. День седьмой

Sep 06, 2014 15:26

Велопутешествие по Горному Алтаю. День шестой



13 июля 2014

Проснулись в семь, позволив себе поспать лишний часок после вчерашнего нелёгкого марш броска по Катунской тропе. Сварили рисовую кашу с сухофруктами и орехами, чай со смородиной. На предстоящий день нам следовало особенно запастись энергией, т. к. отсюда начиналась пешая часть нашего путешествия - восхождение на перевал Кара-Тюрек. План был такой: как можно ближе продвинуться с велосипедами по тропе, сделать закладку - оставить велосипеды и часть вещей в неприметном месте, взять самое необходимое на два дня, в течение которых совершить восхождение на перевал, посмотреть на Белуху и вернуться обратно к закладке.






Начало Кучерлинской тропы



Река Кучерла



Мы готовили еду исключительно на газу, т. к. это довольно быстро. Но без костра было как-то грустно и неуютно. Пока я кашеварил, Саша решил всё таки развести костёр.



Женя тем временем досыпал в палатке, разогретой утренними солнечными лучами, под шум бурной реки.











Проснулись наши соседи. Пока девушка на поляне занималась йогой, молодой человек собирал дрова, разводил огонь.



Довольно быстро собрались, вышли на маршрут. Пару километров было возможно ещё передвигаться в седле, но затем тропа стала полностью непригодной не только для езды на велосипеде, но и для передвижения с велосипедом. Она стала очень каменистая, разбитая копытами лошадей.







В таких условиях определение "велотуризм" потеряло свой смысл окончательно. Оставил велосипед, сходил дальше по тропе на пару сотен метров, дабы узнать её дальнейшее состояние. Убедился, что тропа категорически не подходит для передвижения по ней с техникой. После обсуждений дальнейших действий и невозможности передвижения, приняли решение вернуться на ближайшую поляну, где можно установить палатки.









Пришли на поляну через которую протекал ручей. Место идеальное для лагеря. Стали думать, как поступить. Женя предложил оставить его в лагере с велосипедами, а нам втроём сделать радиалку на перевал. Предыдущий переход по Катунской тропе ему дался особенно тяжело в плане пешей части. Он сразу говорил, что ходить пешком не особо любит, велосипед его всё.





Взяли продуктов с расчётом на два автономных дня, тёплые вещи, палатку, спальники, горелку и большой баллон с газом, кружки, ложки. Попрощались с Женькой и отправились в неизведанное.







Шли довольно быстро, обогнав несколько групп пешников - энергии было вагон. Сзади лишь слышались возгласы в наш адрес: "Сайгаки! Вы что, из нацгвардии?" А мы были в предвкушении встречи с Белухой. Впереди маячили заснеженные горы, маня и соблазняя. Ноги сами несли нас по узкой тропе к ним.











Спустя несколько километров дошли до урочища Куйлю, где находится знаменитый грот с петроглифами.



Урочище Куйлю

Грот Куйлю - это место, где прошлое перешагнуло в настоящее. Сакральные обряды, которые исполнялись в течении пяти тысяч лет в гроте Куйлю, остались изображениями на камнях. Больше 100 петроглифов, на которых в основном животные и несколько изображений антропоморфных существ можно увидеть на скалах грота.



Грот Куйлю

Сразу бросается в глаза большое количество наскальных рисунков. Но грот это не просто писаница. Древние люди воспринимали пещеры, гроты, как женское начало горы или вход в гору, дверь. Через эту дверь "уходили" животные зимовать и затем "возвращались" весной. У каждого рода была родовая гора. И когда-то естественное углубление в скале, грот Куйлю (в переводе с алтайского - имеющий пещеру) выбрали древние люди для исполнения ритуальных действий, моления родовой горе. Новосибирские археологи провели раскопки непосредственно перед гротом и обнаружили в земле предметы обрядовой деятельности и кости зверей, относящиеся к периоду бронзового века (III-II тысячелетие до н.э), скифского времени (7-5 в. до н.э), средневековья. Эти находки говорят о том, что грот был писаницей-святилищем, где, по-видимому, проводились обряды "моления" о хорошей охоте и приумножения промысловых зверей. Одной из частей обряда было нанесение на скалу изображения животных, на которых велась охота.



Петроглифы

Центральным в гроте является вертикальный треугольный участок скалы. Это как бы алтарь писаницы. Естественные трещины разделили скалу на разные сектора, в которые вписаны отдельные петроглифы и сюжетные композиции. На алтарной части наибольшее количество петроглифов. Изображения нанесены одни на другие. Возможно, изображения на скале специально наслаивали друг на друга чтобы усилить действие обряда. Или же имело значение только нанесение рисунка на камень во время ритуала, а дальнейшая его "жизнь" была не важна. В верхнем секторе "алтаря" находится изображение двух маралух и антропоморфное существо около правой маралухи. Легенда о двух маралухах рассказывает о том, что рождение приплода у оленей происходит на небесах, там, где созвездия большой и малой медведицы (в представлении древних людей - созвездия оленей). Рядом с правой маралухой можно увидеть человекоподобное существо, сочетающее в себе женские, мужские и ещё звериные и птичьи черты. Это, по-видимому, древнейшее божество Азии, хозяин верхнего мира - громовник. В композиции, вероятно, древние люди соединили верхний мир с земным, по средствам маралух, образ которых присутствует в обоих мирах.



Петроглифы доскифского времени. В северной части грота находится большое изображение маралухи, под животом которой находятся козлик и птица. Маралуху перекрывают изображения более мелких животных, сделанные позже. Считается, что маралуха - одно из ранних изображений Великой Матери, матери-прародительницы. Над головой маралухи находится веточка, как продолжение рога. Это древнее изображение Мирового дерева. Мировое дерево по представлению шаманов соединяет подземный, земной и небесный миры. На скалах можно найти антропоморфные фигуры, которые изображали скорее всего духов покровителей или шаманов.





Петроглифов, относящихся к скифскому времени очень много. Изображения животных выбиты точечной техникой. На скале можно увидеть маралов, козлов, косуль. Некоторые из животных, пораженны метательным оружием.





После грота отправились дальше.





Дорога пересекала поляны, ныряла в заросли кустов, проходила по завалам и ручьям, спускалась к реке, а то уходя от неё на сотни метров.











Вышли к урочищу с избой. Здесь у алтайцев спросили о дальнейшей дороге. Они предложили вариант восхождения на перевал через Каменную избу. Но у нас был свой план. Мы должны дойти до реки Текелюшка, на которой планировалось переночевать, и утром совершить восхождение на перевал.









Спустя восемнадцать километров достигли реки Текелюшка. Река довольно быстрая, опасная. Через неё организована переправа в виде двух параллельных деревьев.



Река Текелюшка

Аккуратно перебрались через реку.





За рекой построен добротный навес со столом и лавками, расписанный туристами, есть несколько костровищ, в стороне стоит туалет.



План на этот день был выполнен. Вверх, вдоль Текелюшки уходила тропа, нам завтра по ней подниматься и возвращаться.
Нашли наиболее подходящую площадку для установки палатки. Сварили вкусный грибной суп с копчёным мясом марала, чай со смородиной. Спать легли пораньше - в восемь, т. к. на следующий день нужно было встать в пять утра.



В десятом часу вечера на ущелье налетела буря. Ураганный ветер вкупе с проливным дождём, громом и гигантскими молниями навели порядочного "шороху". Ладно нам втроём было не сильно страшно, да ещё под кронами деревьев. А Женя то был на открытой местности, оказался в самом эпицентре. Он ещё нам долго рассказывал как было жутко в одиночестве переживать ненастье.















В один момент молния ударила в противоположную гору, там начался пожар.



А мы сидели тихо, как мыши, подпирая собой стены палатки, стараясь заснуть под раскаты грома и вспышки молнии. Было страшновато.

Компьютер: S=4.49 км; T=0:52 ч; Vср=5.18 км/ч
GPS: S=21,73 (450.33) км; T=39:56 ч; Vср= 11.3 км/ч




Велопутешествие по Горному Алтаю. День восьмой

велотуризм, Кучерла, Текелюшка, Алтай

Previous post Next post
Up