Велопутешествие по Горному Алтаю. День восьмой

Sep 10, 2014 23:55

Велопутешествие по Горному Алтаю. День седьмой

14 июля 2014

Пять утра. После ночной бури всё вокруг было мокрое, в ущелье стоял туман, над горами висели серые тучи. Пока варил гречку с колбасой, парни усердно трясли палатку. Сушить её было бесполезно, да и некогда. Оперативно позавтракали, надели тёплые вещи, упаковали в маленький рюкзак ветровки, остатки печенья и орехов.

Баулы решили спрятать в камнях выше по реке, прикрыв их еловыми ветками и мхом. Сделали метку в навигаторе, чтобы потом было легче определить место положения нашей закладки, вдруг чего. Начали подъём по узкой, каменистой тропе.

Река Текелюшка

Подъём, доложу я вам, был крайне увлекательным и опасным приключением. Тропа очень сложная, с завалами, курумником.

Невозможно описать всю ту дикую, необузданную природу которая нас окружала. Шум и мощь реки, невероятная палитра запахов горных трав, цветов и хвои...

Через несколько сотен метров от места нашей стоянки, после выхода к реке, тропинка исчезла, упёршись с одной стороны в каньон с бурлящей рекой, с другой в гигантский обвал.

Еле вскарабкались по обвалу, ободрав руки и ноги. Тропа потерялась.

Вышли на курумник. Шли по сложенным турикам, которые являлись указателями примерного направления.

Ориентироваться в таких условиях было несложно. Нужно было идти вверх и держаться реки.

Каньон Текелюшки

Спустя три километра подъёма по буеракам, вышли в зону альпийских лугов. Прошли через небольшой кедровник, который был сплошь усыпан расшелушенными шишками. Здесь обнаружили лагерь горников. Они только собирались, сворачивали палатки, кто-то ещё доедал завтрак. Человек их было около десятка, преимущественно девушки и женщины. Как мы узнали позже, они были из Горно-Алтайска. Шли с Кучерлинского озера в Аккем.

На горы медленно надвигались тучи. Похолодало, начал накрапывать дождь. Одна из женщин, видимо руководитель команды, спросила куда мы идём и высказала опасения на счёт надвигавшегося на горы ненастья. Мы поморщили носы, отмахнулись и поцарапались дальше. Нам было пофиг, впереди же такая суровая красота. Тем более мои парни в горах впервые. Летели, как сайгаки. Я их немного сдерживал, часто останавливаясь на фото- и видеосъёмку.

Дождь покапал минут десять-пятнадцать, затем туча ушла за одну из вершин, оголив кусочек голубого неба, через который пробились солнечные лучи. Впереди виднелись первые снежники. Высота была около двух с половиной километров.

В горах часто создаётся обманчивое впечатление - вроде вот вершина перевала, метрах в ста. Ан нет, фигушки! Поднимаешься, впереди небольшое плато, а за ним вершина ещё выше. Останавливаешься, переводишь дух, и снова, размеренно начинаешь карабкаться дальше.

Катунские Белки

Вроде наверху такие суровые условия - холод и ветер, но вокруг сказочные россыпи всевозможных цветов. К сожалению, я не разбираюсь в ботанике, кроме ромашек и одуванчиков ничего не знаю, но думаю, что некоторые из растущих здесь - уникальные и растут только в горах. Кто бы подсказал, очень интересно узнать их названия и особенности.

До перевала было рукой подать. Но сил с каждой пройденной сотней метров оставалось всё меньше. Конечно, нам стоило идти гораздо медленней. Но ожидание предстоящей встречи с Шамбалой было нестерпимо.

Внизу Кучерлинское ущелье

Оставалась финальная сотня метров до вершины, так говорил навигатор. Ветер становился всё сильнее, облака всё ближе.

До вершины перевала Кара-Тюрек весемьдесят метров

Вершина! Ура! Мы это сделали! Высота 3130 м.

Радости не было предела. Перед нами открылась мечта - Белуха, Шамбала. Наверное, это самое знаковое событие нашего путешествия. До горы каких-то жалких десять километров, а выше нас она лишь на полтора километра. Вот она, рядом, рукой подать. Таинственная страна просветлённых, нужно лишь найти вход в неё.

Внизу белело Аккемское озеро, подпитываемое талыми водами одноимённого ледника, спускающегося с северного склона Белухи. Здесь начинается река Аккем. А ведь мы видели место, где она заканчивается, впадая в Катунь.

Река Аккем и Аккемское озеро

Вниз в Акеемское ущелье с перевала уходит несколько тропинок. Нестерпимо терзало желание спуститься к озеру, ведь оно было так близко. К сожалению, мы не располагали временем, да и вещи с остатками припасов были внизу. Но зато, есть повод сюда вернуться в следующий раз.

На восток с Кара-Тюрека открывается вид на перевал Ярлу-Боч, с которого спускается серебристая струя - река Ярлу.

Пока ребята уминали скудный перекус, я жадно щёлкал затвором фотокамеры, стараясь ничего не упустить из вида. Я был одержим, я был болен, меня не возможно было остановить.

Слева направо: вершина Делоне, гора Белуха, центральное плато, вершина Белуха Западная. На переднем плане слева направо: вершина Борис, вершина Броня

Слева направо: вершина Томских студентов, вершина Делоне, гора Белуха

Аккемский ледник

Куда же без памятных видов.

Вид на запад с перевала Кара-Тюрек

Вид на северо-запад с перевала Кара-Тюрек

На вершину поднялся с Аккема алтаец на лошади, которого мы попросили сделать групповое фото. За это мы пообещали присмотреть за вещами пешников, поднимающихся с Аккема на Кара-Тюрек, которых он сопровождал. Вещи мы не сразу заметили. Они лежали рядом с большим туром, накрытые плёнкой. Вася под плёнкой заметил плитку шоколада, и ему стало плохо, так хотелось жрать.

Перевал Текелюшка, за ним перевал Аккем, а дальше перевал Рига-Турист

Пешники на фоне реки Аккем

Впадение реки Ярлу в Аккем

Река Аккем и Аккемское озеро

Вершина перевала Кара-Тюрек

Внизу еле заметно озеро Горных Духов (Кара-Оюк)

Вершина Ак-Оюк

Спуск в ущелье Кучерлы

Северо-западная сторона хребта

На вершине провели около часа, но показалось, что всего несколько минут. Эмоции переполняли. Пришло время спускаться обратно, тем более, что во второй половине дня мы хотели вернуться к Женьке, а это ещё около тридцати километров пешки.

Маки

Начали спуск. Нам на встречу поднимались женщины из знакомой группы. Перекинулись с ними парой слов, пожелали удачи. Они были сильно удивлены темпу нашей ходьбы, за что прозвали нас "алмазными подковами", пожелали увидеть в рядах горных туристов.

Родиола розовая (Золотой корень)

Шли мы действительно быстро, даже черезчур, чуть ли не бежали. Это было весьма опасно, ведь камни после дождя были влажные. Тропа сверху отлично просматривалась, выискивать её теперь было не нужно - всё, как на ладони.

Были здорово удивлены размерам местных сурков. Поначалу показалось, что по камням скачет крупная кошка. Но этой кошкой оказалась гигантская "мышка".

Прошли знакомый кедровник. Вошли в лес. Справа шумела Текелюшка, значит мы на правильном пути.

Начались обвалы и курумник.

Река Текелюшка

Спуск занял всего два с половиной часа. Нашли наши баулы. Под навесом приготовили обед, отдохнули, пообщались с пешим туристом-одиночкой из Подмосковья. Выдвинулись к Женьке.

В лагере были в одиннадцатом часу. Женя за сутки повесился со скуки, думал, что ему прийдётся провести в одиночестве ещё одну ночь. Но к нашему приходу он был уже не один, рядом с его палаткой расположились на ночь кемеровские туристы, а тут мы ещё заявились - совсем праздник.

Как только поставили палатку, начался дождь. Ужин готовили под навесом. Спать улеглись в первом часу, после долгих рассказов и описаний наших впечатлений.