Велосипедное путешествие по Алтаю (август 2016). День восемнадцатый

Oct 26, 2016 23:14

Велосипедное путешествие по Алтаю (август 2016). День семнадцатый

18 августа

До чего же здорово встречать рассвет на берегу прекрасной реки, в тепле, в окружении гор, осознавая, что у тебя позади тяжёлые перевалы, холод и пронизывающий ветер. Впереди нас ждал лишь асфальт с небольшими локальными участками грейдера, сплошная населёнка, люди, популярные места.

Утреннее купание омрачила Бийка, впадающая в Катунь. Ночью в горах шли дожди, сошли сели, и Бийка стала грязная, вода приняла коричневый цвет. Мы стояли именно в том месте где эта "поганка" впадает в красивую бирюзовую Катунь. Прошлым вечером вода в Бийке была, как слеза младенца, а сейчас...

Далеко в Катунь заходить было опасно, ибо река очень быстрая и довольно глубокая. Так что, ничего не оставалось, как свинячить в грязи. Можно было, конечно, перейти на другую сторону Бийки, на соседний пляж, но там отдыхали люди с детишками, и наши голые задницы были бы не уместны.

Потом с гор спустились в гости лошади, залезли в реку и начали валяться, ну прям, как мы. Ну мы же тоже кони, вот и они глядючи на нас.

Мимо по дороге, то и дело, проносились автобусы с рафтерами, поднимая клубы пыли. Метров за триста от нас водники начинали свой спав.

Да, горы напротив стоянки были особо живописные, очень похожи на те, что видели в "Аватаре".

Особо не торопились, собирались основательно. Почистили технику, перебрали вещи. При осмотре своего велосипеда обнаружил очередную неисправность - лопнувший кронштейн стойки багажника. Действительно, ещё вечером при спуске из Ороктоя, слышал какой-то отчётливый щелчок, но подумал, что это камень влетел в каретку, как часто бывает. Благо кронштейн довольно длинный, с запасом, так что достаточно было его немного передвинуть и затянуть. Вторая проблема с которой столкнулся, это "в ноль" стёршиеся средние звёзды в кассете, средняя звезда в системе и растянутая цепь. При более сильном усилии, например, при подъёме в горку, начинала со звёзд соскакивать цепь. Попробовал поставить новую цепь, но эффект от замены оказался ещё хуже. Обратно вернул старую. Хорошо, что особо крутых и протяжённых подъёмов дальше не было.
Пока собирались, мимо проехал парнишка - велотурист. Увидев нас, завернул. Пообщались. Москвич, направлялся из Чемала через Ороктой на Чуйский тракт, решил сократить маршрут и не пилить по трассе. Чистенький, блестящий, свежий. На Чуйском тракте должен был присоединиться к своей группе, с велосипеда пересесть в катамаран и дальше уже двигаться по воде. Такой короткий, комбинированный, коммерческий туризм, организованный одной из алтайских турфирм.
Ну а мы покатили в Чемал.

Метров через сто начался идеальный асфальт. Радости не было предела.

Не прошло и трёх километров, как "праздник" закончился, начался грейдер. Как-то странно здесь положили асфальт - кусками.

Дорога в Чемал очень живописная, изобилует прижимами с шикарными видами Катуни. Не даром весь берег реки до Маймы усыпан всевозможными базами и домами отдыха, кемпингами с пляжами.

Перед Еландой в скалах обнаружили штольни. Они были завалены, но строились основательно. Чуть подальше на берегу Катуни увидели массивные железобетонные конструкции.

Еланда

В Еланде, когда наполняли бутылки водой, подъехал самосвал, из которого выскочил молодой водитель и тоже направился с канистрой к колонке. Мы его спросили про штольни в скалах, для чего, почему завалены и что за бетонные сооружения стоят на берегу реки. Он рассказал, что всё это зачатки строительства Алтайской ГЭС, которое забросили. В штольнях брали пробы грунта, чтобы затем залить стальные тросы для удержания плотины. На наш вопрос "Почему прекратилось строительство?" он ответил точно и лаконично, - Потому что долбо*бы!

Попили водички и покатили дальше. За Еландой начался асфальт и уже больше не исчезал.

Спустя двадцать километров, въехали в Чемал. Чемал - это, по республиканским меркам, крупный населённый пункт, курортный и районный центр, туристическая Мекка. Село раскинулось в живописной долине, по берегам двух рек - Катуни и Чемала.

Первым делом нашли "Мария-Ра", здесь магазин находится прямо в центре, на Чемальском тракте. Купили перекусить. В магазин ходили подвое, ибо у входа традиционно дежурили бичи.
Вообще, здесь в Чемале интересовали два объекта - остров Патмос и ГЭС. Обе достопримечательности находятся, практически, рядом.
Поехали смотреть Патмос и, за одно, почавкать.

Свое название остров Патмос на Катуни получил в честь одноимённого греческого острова, где когда-то молился святой апостол Иоанн Богослов. Сам остров Патмос был освящён епископом Парфением в 1855 году, при этом архиерей сделал собственноручную надпись на камне: "1855 года августа 9-го дня, на память святого апостола Матфея, освящён остров сей во славу Единосущныя и Живоначальныя Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна". А первый чемальский храм Святого апостола-евангелиста Иоанна Богослова был построен в 1849 году, в год основания Чемальского стана Алтайской духовной миссии. Построен он был не на острове, а примерно на том месте, где сейчас находится здание чемальской средней школы. В 1875 году иконостас был перенесён в новый просторный храм, а старый храм был упразднён и использовался для проживания миссионеров. В 1895 году Иоанно-Богословский храм был вновь освящён как молитвенный дом в честь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радость".

В 1914 году в Чемале была построена церковь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радость", которую освятил Владыка Макарий - митрополит Московский и Коломенский. Церковь находится в центре Чемала, недалеко от автовокзала. В 1915 году старый Иоанно-Богословский храм был перенесён на остров Патмос. Его освящение было совершено епископом Бийским Иннокентием 9 августа 1915 года - ровно через 60 лет после освящения самого острова Патмос епископом Парфением. В 1920-е годы храм и мост на остров были полностью уничтожены. И только через 80 лет православные святыни были восстановлены приехавшими из Москвы в село Чемал миссионерами Павловым Виктором Николаевичем с супругой. Сначала был построен подвесной мост на остров Патмос через реку Катунь, а к весне 2000 года возрождён Храм Иоанна Богослова (точная копия первого старого деревянного храма). 10 января 2001 года храм освящен епископом Барнаульским и Алтайским Антонием во имя апостола Иоанна Богослова и передан Барнаульскому Знаменскому женскому монастырю.

В настоящий момент храм Иоанна Богослова на острове Патмос является действующим женским скитом, там проводятся службы. В то же время он доступен для посещения всеми желающими. Пройти на остров можно по подвесному мосту над Катунью. Слева перед спуском на мост находится церковная лавка. С самого мостика виден образ Богородицы, высеченный в скале монахиней Барнаульского Знаменского монастыря скульптором Фелофеей. Сразу, ступив на остров, слева от тропы можно увидеть икону с библейским сюжетом поклонения волхвов младенцу-Христу в Вифлеемской пещере, выполненную в нише скалы.

Мы разместились на досках возле подворья. Сначала на осмотр острова пошли мы с Васей, Марат с Сашей остались стеречь велосипеды. Народа здесь тьма. Все стремятся попасть на остров.

Подойдя к мосту, увидели огромную очередь. Количество одновременно находящихся человек на острове ограничено, как и проходящих по мосту.

Стоять в очереди уж очень не хотелось, хвост был метров двадцать. Жаль конечно, но мы не могли себе позволить таких долгих задержек, нас ждали ребята. Пробежали по мосткам, посмотрели товары в церковных лавках. Затем спустились на небольшой пляж, с которого открывается вид на остров.

Остров Патмос

Протока у острова Патмос

Полюбовались видами острова и вернулись обратно к ребятам. Настала их очередь.

Часовня во имя Макария Невского

Пока ребята осматривали остров, а Вася уплетал булки с молоком, я решил прогуляться по округе, осмотреться. Не заметил, как вышел на козью тропу, которая шла вдоль реки. Отправился по тропе.

Вышел к месту впадения реки Чемал в Катунь.

Место впадения реки Чемал в Катунь

Разрушенный подвесной мост через Катунь

Вышел к лавкам с сувенирами, прошёл их. За деревьями увидел ГЭС. Вспомнил, в 2014 году, когда готовил поход, смотрел видео на YouTube, в котором показывалось, как во время паводка вода шла прямо поверх плотины, затопив здание станции, всё бурлило и клокотало. Был полнейший ужас.

ГЭС формировала Чемальское водохранилище - живописный водоём, в котором отражались горы. Осенью 2012 г. воду из водохранилища спустили, летом 2013 г. наполнить водохранилище не удалось. Сейчас оно представляет собой равнину с островами, покрытыми травой, между которыми текут несколько рукавов реки Чемал. В начале июня 2014 г. во время сильного паводка (наводнения) вода реки Чемал сильно поднялась, смыла мост, по которому переезжали к ГЭС и принесла мост к плотине вместе с вывернутым лесом.
ГЭС построена в 1935 г. силами заключённых СибУЛОН-а - Сибирского управления лагерей особого назначения. На стройке работало до семисот заключённых.
Мощность станции была менее 500 кВт (2 генератора с мощностью 230 кВт и 270 кВт, но использовался обычно один генератор, а второй оставался в резерве). Вырабатываемой электроэнергией пользовался близлежащий санаторий и несколько жилых домов на его территории.
С 2011 года после аварии, приведшей к затоплению машинного зала, станция была выведена из постоянной эксплуатации.

Бегло осмотрев станцию, пошёл обратно к Патмосу.

Река Катунь

Когда вернулся к Васе, парни тоже только подошли. К ГЭС они уже не пошли, хотелось уже ехать дальше, народ начал утомлять. За три недели мы отвыкли от цивилизации, суматохи, людей.
Поехали в Элекмонар.

В Элекмонаре планировали посмотреть ещё одну популярную алтайскую диковину - камни "Зубы дракона". Ещё в Закусочной возле Ороктойского моста через Катунь, нам сказали, что Зубы находятся в Элекмонаре. Их видно с моста через Катунь. Ориентиром должен служить указатель "Рублёвка".
Нашли пешеходный мост через Катунь. Прошлись по нему, но Зубов не увидели.

Пешеходный мост в Элекмонаре

Мост оказался не тот, да и "Рублёку" мы не видели. Немного расстроились, не проскочили ли.

Поехали дальше.

Уже на выезде из Элекмонара справа от дороги заметили большой щит с надписью "Развлекательный комплекс Рублёвка". Ага! Покрутили головами, и за домами над рекой увидели подвесной мост. Погнали к нему. Действительно, с моста открылся вид на "Зубы дракона". Мост автомобильный, проезд по нему платный - 50 рублей с транспортного средства. На велосипеды плата не распространяется. Для нас даже шлагбаум подняли, ходя можно было его объехать.

"Зубы дракона" - это небольшие пирамидальные скалистые островки среди реки, ещё их называют "гребень динозавра".

Легенда гласит, что некогда богатырь Сартакпай любовался местными окрестностями, пригодными для жизни людей, как с правой стороны реки, так и с левой стороны. Но одно удручало богатыря. Он задавался вопросом, как будут общаться между собой жители левобережной и правобережной частей данной местности. И решил эту проблему следующим образом. Сартакпай взял рукой кусок вершины окрестной горы, размял камни в ладони и бросил в русло реки. Теперь, сказал богатырь, люди смогут перекинуть мост, соединяющий берега Катуни.

Насмотревшись на Зубы, поехали дальше. За Элекмонаром, с районе реки Куюм заскочили на пасеку. Купили по банке мёда домой.
Проехали село Узнезя. Здесь живёт известный алтайский фотограф Светлана Казина. Хотели заскочить к ней в гости, поздороваться, сфотографироваться. Но именно в этот день она отправилась с группой к Южно-Чуйскому хребту, чтобы совершить восхождение на вершину Джаниикту. Нашли её дом с "яблоками". Поехали дальше.

Уже смеркалось, нужно было искать место для ночёвки. Кругом, как на зло базы, базы, берег занят, палатку хрен поставишь. Проехали вертолётный аэродром, напротив него увидели своротку к очередной турбазе. Свернули к ней. Перелезли через ограждение и зашли в перелесок между трассой и Катунью. Место оказалось шикарное. Ступенчатый спуск к воде, костровище, с трассы нас не было видно, открывался замечательный вид на реку.

Велосипедное путешествие по Алтаю (август 2016). День девятнадцатый

Еланда, Зубы дракона, Республика Алтай, велопутешествие, Элекмонар, Алтай, Катунь, Патмос, Узнезя, Чемал