Велосипедное путешествие по Алтаю (август 2016). День шестнадцатый

Oct 17, 2016 23:18

Велосипедное путешествие по Алтаю (август 2016). День пятнадцатый



16 августа

Утро началось с купания в Катуни. В тот день мы ненадолго должны были попрощаться с красавицей-рекой, которая уходила в ущелье, в сторону от Чуйского тракта. К ней намеревали вернуться уже в Ороктое, спустя пару дней.


Покупались, позавтракали, позагорали, собрались и выехали на тракт.





Начался подъём, не крутой, но довольно затяжной. У реки Большой Ильгумень остановились, набрать воды.





Река Большой Ильгумень



Проехали село Купчегень. Село довольно протяжённое, большое.



Село Купчегень основано в 1883 году. В селе действует краеведческий музей. В окрестностях расположены места древних захоронений и курганы. В 6 километрах к юго-востоку от Купчегеня по обе стороны Чуйского тракта на берегу Катуни расположен археологический комплекс Кур-Кечу.



Через семь километров начался подъём в перевал Чике-Таман.



Высота перевала - 1295 м, подъём и спуск - 4 км.



До начала XX века дорога через перевал проходила в другом месте, изыскания археологов выявили следы древней дороги, датируемой X-XII векам. До начала XX века через Чике-Таман вела конно-тележная тропа с 34 крутыми и опасными поворотами при подъёме. Со смотровой площадки современной дороги ещё виден этот путь, ставший тропинкой, поросшей растительностью.



В 1903 году было завершено строительство новой дороги через перевал, а после дополнительной реконструкции, произведённой в 1924-1925 годах, стало возможным и автомобильное движение через Чике-Таман. Тогда насчитывалось 47 зигзагов. В 1926 году были произведены дополнительные изыскательные работы, и решено было строить новую дорогу не на месте существующей, а по старой дороге, которая проходила по самому низкому месту. В 1927 году была закончена прокладка новой трассы со щебёночным покрытием. Работы по прокладке современной дороги были чрезвычайно трудоёмкими. Пришлось переместить более 500 тысяч тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и насыпать дорогу. Новая трасса была введена в строй в 1984 году.



Чике-Таман переводится как "плоская (прямая) подошва", относится к особо охраняемым природным объектам, является памятником природы республиканского значения.



Вершина перевала Чике-Таман

Было приятно, когда забираясь по крутым зигзагам, нас постоянно приветствовали различными способами, проезжаемые мимо нас автомобилисты. Махали руками, сигналили гудками, фотографировали, высунувшись из окна, выкрикивали какие-то фразы. Повстречали пару велотуристов из Казани, которые спускались нам на встречу.



Со стороны Купчегеня перевал заканчивается смотровой площадкой с которой открывается фантастический вид на горный хребет, и вьющийся серпантин.







Дорога в перевал Чике-Таман

На каменистом склоне виднелись обломки легкового автомобился, сорвавшегося некогда со спуска.



Перевалив на другую сторону, выехали в туристическую Мекку. Здесь, традиционный для такого знакового места, торговый развал. Прилавки с сувенирами, монгольскими товарами, чаем, травами, забегаловки, где можно было перекусить. Народу море - туристы, как в группах с экскурсоводами, так и дикие. И так получилось, что на некоторое время главной достопримечательностью перевала Чике-Таман оказалась наша группа. Люди с интересом рассматривали нас, подходили, спрашивали: "Кто такие? Куда путь держите? Где были?". Перекусив, побродив между рядов с одинаковыми товарами, пообщавшись с интересующимся людом, поехали дальше.
Пошёл долгожданный спуск. Только спуск.



С перевала открылся вид на долину реки Малый Ильгумень, зелёные поля, лес, тропинки, горы.



Долина реки Малый Ильгумень







Дальше трасса шла вдоль реки Малый Ильгумень, которую поглотила более полноводная Урсул.



Проехали сило Улита.



Село Улита



И через три километра показалась стела с надписью "Онгудай". Онгудай очень крупное село, сродни небольшому городу, является районным центром.



Село расположено в межгорной Урсульской степи на берегах реки Урсул.



Село основано в 1626 году. В 1856-1857 годах основан стан-поселение Алтайской духовной миссии Русской Православной Церкви. В 1860 году открыта первая школа, для которой в 1881 году построено здание. В 1879 году построен и в 1881 году освящён Успенский храм. В 1908 году построен храм Святителя Иннокентия Иркутского. В 1910 году в селе жило около 800 человек.



Длительное время здесь проводился таможенный осмотр товаров, идущих из Китая по Чуйскому пути через Кош-Агач.



Здесь мы хотели запастись продуктами на ближайшие два дня, позвонить домой, немного передохнуть, осмотреться.





Село Онгудай





Первым делом начали поиски магазина "Мария-Ра". Нашли, закупились. У магазина пообщались с дядькой, который оказался "чуть ли" не нашим земляком, хотя сам алтаец. Его зять с Урала, из Берёзовского. Мужик служил в Челябинской области, знает практически все наши известные места и достопримечательности. Было приятно с ним пообщаться, а он несказанно рад нашему появлению в этих местах. Уточнили у него про состояние дороги через Ороктойский перевал на Чемал. Сказал, что на великах проедем, но придётся попотеть.



Поехали в село Нижняя Талда, откуда должен был начаться подъём в Ороктойский перевал.







Чуйский тракт

Проехали село Шашикман. В Куроте свернули на север, в село Нижняя Талда.



До Талды шла отличная грейдерная пятикилометровая дорога.





Село Нижняя Талда











Проехали село. По пути угостили местных мальчишек конфетами. Солнце потихоньку уже заходило за горы.





От села в сторону перевала проехали чуть меньше двух километров и встали на ручье. Выбрали отличную, зелёную полянку.






image Click to view



Велосипедное путешествие по Алтаю (август 2016). День семнадцатый

Улита, Республика Алтай, велопутешествие, Алтай, Онгудай, Катунь, Чуйский тракт, Чуя, Чике-Таман, Нижняя Талда, Большой Ильгумень, Купчегень

Previous post Next post
Up