От Сталелитейного к авиационному. часть 1

Dec 30, 2021 14:00


31 декабря - не только канун нового года. Для многих поколений саратовцев - это ещё и дата рождения Саратовского авиационного завода. 90 лет тому назад - 31 декабря 1931 года состоялся запуск Саратовского завода комбайнов, который впоследствии стал авиазаводом. Но процесс, предваряющий эту дату был не менее интересным.

Волжский сталелитейный завод - одно из крупнейших предприятий Саратова начала века, которое исчезло так же быстро, как появилось. Многие даже не знают о его существовании, а проект был грандиозный.





В 1895 году парижскими банками при участии Русского Торгово-промышленного банка было учреждено Общество Волжского стального завода. Французское акционерное общество назначило и своего управляющего - господина Бишмара.



Местом постройки было выбрано пустое поле за границей города рядом с посёлком Деконский у Волги. Два посёлка - Юриш и Деконский когда-то принадлежали помещикам Юришу и Деконской и до этого их жители были в основном крестьянами. При строительстве местные жители стали разнорабочими на стройке, а потом и рабочими этого завода.

Завод строился с целью производства инструментальной и высоких сортов мартеновской стали, фасонных стальных отливок, кованой и катаной стали специальных профилей. Предполагалось, что он будет работать на покупном уральском чугуне, который будет поставляться по Каме и Волге, а в качестве топлива будет использоваться дешёвый мазут из Баку.

Но из-за роста цен на чугун уже во время постройки завода решают переориентировать его на разработку железной руды, обнаруженной около Саратова, Вольска и в Камышинском уезде.



Одновременно в уездном городе Царицыне Саратовской губернии (ныне - Волгоград) строится металлургический завод французского «Уральско-Волжского металлургического общества». В конечном итоге выживет только царицынский. Работает он и по сей день, как Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь».

Когда саратовский завод был уже построен, выяснилось, что пласты руды слишком незначительны для промышленной разработки, цены на топливо при этом выросли вдвое. Соперничать с "Уралом-Волжским" он не смог. Предприниматели стали нести убытки, которые уже в 1898-1899 годах составляли 120 тысяч рублей. Почти вдвое сократилось количество работающих на заводе (которых изначально было более тысячи человек). Всего за год цена акции завода упала со 187 рублей до одного рубля.



Завод лил сталь, имел крупносортный и мелкосортный прокат, имел свою нефтекачку, водокачку, электростанцию, железнодорожную ветку, больницу на 20 мест. В 1900 году при заводе была освящена Петропавловская церковь, построенная тщанием служащих и рабочих завода. «Церковь деревянная, обложенная кирпичом с деревянной колокольней в одной связи. Крепостью не отличается, крыта толем. Земли при церкви нет». При заводе числилась одноклассная церковно-приходская школа с один учителем в штате и священником-законоучителем. К ней приписали ближайшие деревни: Муравлевку, Верхнюю Стрелковку, Рокотовку, Есиповкю, Юнгеровку и Заплатино.



19 января 1905 года рабочие «стального завода» участвовали в забастовке вместе с рабочими заводов Беринга, Гантке, железнодорожных мастерских и депо.

В том же году завод был закрыт, а в 1909 году его купил на слом и снос известный саратовский купец Михаил Ильич Колюбанов, который, продавая в розницу его станки, оборудование, имущество и здания, сумел получить немалый доход. Как говорили, построил на вырученные средства 6 или 7 доходных домов. Один из них сегодня находится по адресу Московская, 96.





О том, что произошло с местом, где находились развалины завода я расскажу далее...



Использованные источники:
1. Энциклопедия старого Саратова
2. Фотографии старого Саратова
3. Блог Дениса Жабкина

промышленность, #Саратов, Московская, завод, 1-й жилучасток, Орджоникидзе, САЗ, краеведение, храм

Previous post Next post
Up