31 декабря - не только канун нового года. Для многих поколений саратовцев - это ещё и дата рождения Саратовского авиационного завода. 90 лет тому назад - 31 декабря 1931 года состоялся запуск Саратовского завода комбайнов, который впоследствии стал авиазаводом. Но процесс, предваряющий эту дату был не менее интересным.
Первая часть повествования была опубликована ранее.
3 сентября 1919 года посёлки Юриш и Деконский стали частью города.
Завод «Звезда»
Ещё до гражданской войны на территории бывшего Волжского сталелитейного завода начинали строить завод селськохозяйственных машин «Звезда». Но война и последующая разруха не позволили сделать задуманное. Остались пять построенных корпусов и заброшенный фундамент сборного цеха.
В 1926 году шла речь о возобновлении строительства, на что требовалось 3.318 рублей. Планировались электрификация и механизация производства. Продукцией завода должны были стать 9 тысяч машин ежегодно: 1 тысяча сложных молотилок, 1500 конных, 6000 веялок, 200 сортировок, 150 просорушек и 200 соломоподъемников. Сбываться она должна была в соседних губерниях и республике Немцев Поволжья, и приносить 2.450 руб ежегодно.
В мае 1929 года 5-й Съезд Советов СССР утвердил пятилетний план развития народного хозяйства СССР. В плане было предусмотрено сооружение ряда заводов сельскохозяйственного машиностроения, в т.ч. и в Саратове. Выполняя это решение, трест Сельмаш создал 8 июля 1929 года в Саратове бюро по постройке завода сложных молотилок и зерноочистительных машин.
Осенью 1929 года были созданы строительные организации - стройбюро Сельмаша, стройбюро промстроительства и контора строительных работ. Участок под строительство завода был выбран на окраине города недалеко от Волги.
Здание Петропавловской церкви отвели под красный уголок и столовую.
Здание церкви было цело до 2010 года - в нем располагалась мастерская где делали формы для литейки. Снесли бывший храм уже при строительстве микрорайона «Авиатор».
Четыре раза был изменён вид продукции, которую завод будет выпускать, трижды пришлось перепроектировать завод.
Завод комбайнов
В мае 1930 года было решено перепрофилировать строящийся в Саратове завод сельскохозяйственных машин на производство комбайнов, которые были так необходимы сельскому хозяйству, переживающему период коллективизации и механизации ручного труда.
Постановлением ВСНХ СССР Саратовский завод комбайнов был включен в список 518 ударных строек первой пятилетки.
26 июня 1930 года были заложены фундаменты двух основных цехов завода - механосборочного и ремонтно-инструментального. Этот день стал официальной датой начала строительства Саратовского завода комбайнов.
Параллельно со строительством корпусов строился и жилой посёлок для будущих рабочих, включающий в себя и всю социальную инфраструктуру. Фабрика-кухня, универмаг, кинотеатр, клуб, баня, прачечная, поликлиника, ясли, фабрично-заводская школа-семилетка. Вся эта огромная площадка звалась «Комбайнстроем».
В строительстве принимали участие 133 иностранных специалистов и рабочих, приехавших из Германии и Австрии для передачи технологического опыта и знаний.
Сроком окончания строительства завода было объявлено 1 января 1932 года. Однако открыли завод на день раньше. Но если смотреть глобальнее, то этот день был равнозначен году, ведь получалось, что уже в 1931 году завод заработал!
31 декабря 1931 года в 4 часа под звуки оркестра комбайн вышел из цеха и начался митинг. Начальник строительства Иван Никитович Смирнов сказал: «Сегодня мы празднуем новую победу. Выпускаем первый комбайн крупнейшего в мире завода комбайнов. Слушай страна, нет больше «Комбайнстроя», есть Саратовский завод комбайнов».
Заводу было присвоено имя Шеболдаева Бориса Петровича, бывшего первого секретаря Нижневолжского Крайкома ВКП(б) в 1928-1930 гг.
Одновременно с заводом был сдан и рабочий посёлок. Газета «Поволжская правда» писала:
«На Комбайнстрое строился вместе с заводом одновременно и рабочий посёлок, который со старыми заводскими посёлками ничего не имеет общего. 9 новеньких 4-этажных домов, сложенных из силикатного кирпича, полные света, сделаны крепко, красиво. Рабочие квартиры просторные, чистые, тёплые, электрифицированы и радиофицированы».
Посёлок, вскоре получивший название «Первый жилучасток», вместит в себя не только работников завода комбайнов, но и трудящихся на построенных рядом заводе щелочных аккумуляторов, восьмирамном заводе, ТЭЦ-1 и заводе зубострогальных станков.
Саратовский завод комбайнов имени Шеболдаева являлся крупнейшим предприятием тяжелого машиностроения в Саратове. Завод был построен из расчета выпуска в год 15000 комбайнов американской системы «ХОЛТ-34». За период с 1932 по 1937 год выпущено 39000 комбайнов марки СЗК.
Ещё с 1933 года на территории СЗК работал специальный цех по ремонту авиационных моторов.
20 июля 1937 года состоялось заседание Комитета обороны, а 23 июля вышло Постановление Совета Народных Комиссаров СССР о развертывании серийного производства самолета Р-10 на заводе сельхозмашин в г. Саратове. 2 августа в Саратов вылетела комиссия, которая оформила передачу «Саркомбайна» в подчинение Главного Управления авиационной промышленности.
В соответствии с решением Совета Труда и Обороны СССР от 5 августа 1937 года Саратовский завод комбайнов должен был перейти от производства комбайнов к производству авиационной техники. Он был зарегистрирован как завод № 292 Народного Комиссариата оборонной промышленности.
В дальнейшем он выпустит по 10-12 истребителей в сутки во время Великой Отечественной войны, первый отечественный самолёт вертикального взлёта-посадки Як-38, первый реактивный пассажирский самолёт для местных линий Як-40, который первым в СССР получил сертификат лётной годности в капиталистических странах. И конечно 120-местный лайнер Як-42 - первый советский пассажирский самолёт, оснащённый двигателями с высокой степенью двухконтурности. Но это уже совсем другая история.
Использованные источники:
1. Аристархов В., Бернадский А., Егоров Г. Судьба. С.:2014
2. Публикации Марии Салий
3. Энциклопедия старого Саратова
4. Фотографии старого Саратова
5. Блог Дениса Жабкина
История САЗа:
Глава 1,
Глава 2,
Главы 3-5,
Глава 6,
Глава 7,
Финал,
Приложение