Сладкая болезнь "достоинство"

Sep 27, 2017 11:55


Поспорили с Кедром о роли этикета, и быстро переключились на спор о ценности достоинства, уважения и самоуважения. Хочу расставить свои "точки над Ё", в формате поста а не комментария. Тем более что предмет обсужденния относится к "азбучным моральным нормам". Тем не менее, "достоинство" - это уже отыгравшая технология побуждения общества к ( Read more... )

этика, история, психология, власть

Leave a comment

Comments 5

gleb314 September 27 2017, 10:30:48 UTC
Авторитет трудно зарабатывается. Но поэтому он и ценится.

А Достоинство - уж если вручать людям авансом некое Достоинство, независимое от их реальных заслуг - то надо вручать его всем. Собственно, это уже произошло, мир демократизировался. Пороть нельзя уже никого, Всемирная декларация прав человека и т.д. И это правильно.

Reply

dims55 September 27 2017, 13:31:11 UTC
Я тоже согласен, что это правильно. Но тут есть подмена понятий, которую нужно четко понимать, чтобы не заблуждаться. В цивилизованной стране человеку "вручается" не достоинство, а гражданские права. И аванса здесь никакого нет, потому что эти гражданские права сформулированы таким образом, что интересы человека могут быть ущемлены либо при _декларируемой_ необходимости (чрезвычайное положение, например, в Штатах действует семнадцатый год), либо при обнаружении нелояльности к власти (а процессуальные нарушения контролируются теми же властями), либо при чрезмерном проявлении независимости (наказания за превышения необходимой самообороны и т.п.), и разные другие ситуации. Настоящая забота о достоинстве состоит в том, что интересами человека нельзя жертвовать, даже если это "очень дорого". Рядовому электорату в цивилизованном обществе созданы комфортные условия для жизни. Но в заботы о будущем страны нельзя допускать такой электорат, если он не имеет навыков работы в среде насилия, коррупции, больших денег, конкуренции интересов, подлых ( ... )

Reply


panoramov September 28 2017, 15:52:41 UTC
Ну что ж, точки расставлены. Эпилог.

Перефразируя цитату из "Алисы": видал я такие споры, по сравнению с которыми это дружеская беседа. Что замечательно, сама беседа состоялась как иллюстрация взаимного достоинства и уважения. Почти как боксёрский спарринг или кендо на деревянных мечах. Причём, дух кендзюцу в кендо сохраняют. А зачем нужны эти ритуалы, спокойствие, скупые движения. Не проще ли отбросить всё, и вращая катаной как кофемолка неистово наброситься на соперника? То, что японцы называют "потерять лицо". Увы, но плата за пренебрежение традициями будет быстрой - напорется на клинок... Неуважение соперника приводит к его недооценке и чревато поражением. Отработка на деревянных мечах или в мягких перчатках доводит действия до автоматизма, при этом отрабатывается и сохранения спокойствия (то есть, самоуважения).

Драка реальная, не постановочная. Сначала без всякого достоинства подрезает, потом нарывается на драку, а потом его укладывают и даже с уважением переворачивают на бок (чтоб не задохнулся).Достоинство нельзя дать как ( ... )

Reply

dims55 September 29 2017, 07:13:06 UTC
Похоже, что предмет обсуждения для вас является слишком значимой мировоззренческой ценностью, чтобы можно было его обсуждать беспристрастно. Ну давайте и не будем. Оставляя за каждым право на выражение собственного мнения, хочу оставить свой боковой постскриптум, что по своему опыту внимательного изучения людей, часто можно обнаружить за маской достоинства обычный снобизм, а ним уже - застарелые обиды и нереализованные мечты. Как могло бы выглядеть достоинство не в виде невроза, а в виде высокого уровня личностной самореализации - я и пытаюсь понять. Но сырые рассуждения часто выглядят непонятно и неприятно, это нормально.

Reply

panoramov September 29 2017, 15:32:05 UTC
Согласен! Снобизм, несомненно, отличается от достоинства - но это отдельная тема.

>предмет обсуждения для вас является слишком значимой мировоззренческой ценностью
нет, нисколько; всего лишь одна из тем...

Reply


Leave a comment

Up