Поспорили с Кедром о роли этикета, и быстро переключились на спор о ценности достоинства, уважения и самоуважения. Хочу расставить свои "точки над Ё", в формате поста а не комментария. Тем более что предмет обсужденния относится к "азбучным моральным нормам". Тем не менее, "достоинство" - это уже отыгравшая технология побуждения общества к прогрессу. Сто лет назад Фрейд препарировал человеческое подсознание, и обнаружил что добрая половина достижений цивилизации произошла от внедрения сексуального воздержания. И готическая архитектура - как наиболее выразительный пример. То же и с "достоинством", внедрение которого сыграло большую роль и в государственном развитии, и в государственном крахе в нашей стране.
Хотя надо сделать несколько оговорок. Идеологический предшественник Достоиснтва - Авторитет. Который является не технологией, а самовоспризводящимся
природным феноменом. Люди склонны к сообществам, при этом они не одинаковы по способностям и по поведению в разных ситуациях. У кого-то получается лучше что-то одно, у кого-то - что-то другое. Соперничество разъединяет, а сотрудничество объединяет. И если польза от чьей-то эффективности явно больше, чем сопростивление от повышения его статуса - то возникает Авторитет. Который прикладывается к человеку, и отличает его от других. Даже возвышает в некотором смысле (в смысле власти). И дает дополнительные возможности. Можно дорасти до полковника, вождя, конунга. Выглядит очень привлекательно, на этом и основана идеология внедрения достоинства. Все дворяне, офицеры, аристократы объявляются носителями Достоинства. Их запрещается пороть, казнить без суда, и полагается оказывать определенные знаки внимания. Не такие уж большие потери. Взамен государство получает энтузиазм этих неофитов, воспитываемый с пеленок, и стремящихся защищать статус-кво всеми фибрами души. Тот факт, что указ о запрете порки дворян не способен сделать их стратегической государственной элитой - остается за скобками. Увлеченная дуэлями (фильтрующими пассионариев), балами (в кредит под залог собственных земель), интригами (безнаказанность же), знать (вчерашние необразованные неофиты) увлекается новой ролевой игрой (которая может развиваться бесконечно), и легко утрачивает связь с реальностью. Очередные заговорщики успешно свергают монархическое устройство государства, и далее обнаруживается, что кроме этикеточных партий которые существуют только на страницах газет и в заседаниях новоявленных органов - никого "глубинного государства" в России нет. "Элита нации", обогащенная своим "Достониством", ничего другого за душой не имеет. Ну, кроме золота которое можно куда-то вывезти. Микроскопическая партия радикальных заговорщиков захватывает органы управления, переманивает к себе одну часть растерявшейся "элиты", и с ее помощью расправляется с другой частью. После чего ликвидирует и первоначально примкнувшую половинку. Детский мат, как принято говорить в шахматах. Этим и отличается Авторитет от Достоинства. Самоуважение - обманчивая штука. Сладкая и расслабляющая. Легко хочется верить, что за ритуальным этикетом показных знаков скрывется действительное уважение окружающих, а за ним и реальные собственные способности справляться с любыми проблемами и двигаться вперед. В таких тепличных условиях действительно хорошо развивается наука, торговля, развлекающее искусство, декаденское образование, коррупция, наращивание устаревающей военной мощи и бестолковой промышленности. При Хрущеве и Брежневе мы всё это видели, как и повторение фарса с развалом государства. А к нынешним временам технология "Достоин6ство" уже не является эффективной. Она усложняет коммуникации и экстраполирует накопленные догматические ошибки, упрощает растаскивание ресурсов и идеологические манипуляции. А прежняя польза хотя бы в виде "хранителя знаний, традиций и доверия" нивелирована интернетом, социальными стетями и википедией. При этом выянилось, что Авторитет зарабатывается по-прежнему тяжело, по-прежнему легко терятся, и гораздо труднее распространяется.
Поэтому эти категории лучше снести в музей, рядом с паровыми двигателями.