Собору святого Штефана в Вене я хочу посвятить отдельный пост. Cтолица Австрии - город, где больших и малых церквей пруд пруди, но с главным храмом города ничто сравниться не может.
2. Собор святого Штефана (это тот самый первомученик Стефан, почитаемый и в православной церкви) строился очень долго, с XII по XVI века. Я не профессионал в области архитектуры, но говорят, что это один из лучших образцов, демонстрирующих переход от романского стиля к готике.
3. Современный вид собора датируется 1511 годом.
4. Высота шпиля собора - 136,4 метра, это восьмая по этому показателю церковь в мире.
5. Сбоку от собора поставили его уменьшенную бронзовую копию. Слепые, которые не могут увидеть красоты собора глазами, имеют хотя бы возможность почувствовать его формы руками.
6. А это ничто иное как... могильные плиты. На площади перед собором до 1792 года находилось кладбище.
7. На углу - другой артефакт: "3/III квартал проверен". Собор практически не пострадал ни во время войны, ни во время освобождения Вены, но пострадал от рук мародёров. Они поджигали разграбленные лавки, из-за чего центр Вены был охвачен огнём. Он перекинулся и на собор. Рухнула кровля, сгорели многие деревянные элементы интерьера, в том числе великолепный орган. Всё восстановили только к 1960 году.
8. Украшения фасада, лишь малая деталь. По мне так какие-то несоответствия пропорций, мелкие огрехи лишь подчёркивают личность и взгляд скульптора. Сделанное руками всегда несёт отпечаток души автора, в этом я не могу не согласиться с Уайльдом. Станок с ЧПУ, конечно, вырежет всё много быстрей и идеально точно, но изюминки в этом не будет.
9. Мне кажется, в наше время не так много людей стали бы принимать участие в строительстве сооружения, которое при жизни готовым заведомо не увидишь. Представьте себе где-нибудь на строительном заборе: "Сроки проведения работ: март 2354 года". И хотя современные технологии освобождают людей от необходимости что-то уж очень долго строить, это же выступает и как минус: слишком бездушны многие современные здания.
Увы, некоторые известняковые детали, украшавшие фасад в течение нескольких веков, разрушаются, и вот уже второе десятилетие в рамках реставрации их заменяют точными копиями.
10. Пора и внутрь зайти! Объёмы после французских соборов уже не так сильно поражают, но равнодушным не оставляют всё равно.
11. Паутина.
12.
13. Северный придел, посвящённый Богоматери. Слева находится вход в катакомбы, где хоронили венских жителей в тот период, когда уже запретили захоронения в центре города в землю, но ещё не успели запретить их под землёй. С 1783 года под храмом хоронят лишь высших духовных лиц. Ещё там нашли свой... эээ... "покой" разные внутренние органы австро-венгерских императоров и членов их семей. Жутковатые традиции у Габсбургов были... кто-нибудь знает, для чего это делалось?
14.
15. Главный алтарь.
16. Кафедра.
17. Стены украшают цветные барельефы.
18. В Южном приделе находится главная святыня собора - Пёчская икона Божией Матери. Её считают чудотворной, и это единственное место в храме, где молящихся больше, чем туристов.
19.
20. Вообще, собор святого Штефана - на редкость атмосферное и умиротворяющее место.
Спасибо за внимание! В следующий раз я расскажу про Пратер, старый парк аттракционов с шикарным колесом обозрения XIX века.
Ещё про Вену:
Ночная Вена Вена: Хофбург и сады Вена: Хофбург и сады