Leave a comment

Comments 12

kroopkin November 15 2007, 13:30:04 UTC
//Отсюда, строго говоря, между высказываниями материалиста и субъективного идеалиста... нет противоречия. В них речь идет о разных вещах: о статусе материи как объективной реальности вне феноменов мышления человека (в первом случае) и о образах материи в пределах феноменов мышления человека (во втором случае). Признавая независимость 'материи как сущего' от моего сознания, я, вместе с тем, вправе иметь образы материи в своем сознании. Будут ли эти образы адекватными образам материи моего собеседника - это уже другой вопрос ( ... )

Reply

mp_gratchev November 15 2007, 14:47:01 UTC

"Однако напомню Вам, что люди, стоящие на позициях СИ строго ОТРИЦАЮТ объективность материи, чем действительно входят в противоречие со сторонниками М".

Тогда имеем два высказывания:     Q = "Материя есть объективное",
не-Q = Неверно, что "Материя есть объективное".

На словах 'в лоб' оппоненты вряд ли что докажут друг другу. Можно попытаться опровергнуть следствия."Ваша общая трактовка ситуации фактически совпадает с моей и Булата: говорить о противоречии имеет смысл лишь для одного смыслового поля. При этом каждое противоречие является явлением временным, и "разрешается" в процессе познания".

Отдельный человеческий индивид тоже явление временное. Но является неким сущим в пределах отпущенного ему срока жизни. Человечество есть нечто более продолжительное. Хотя в принципе тоже явление временное. Противоречие возникает, зреет, функционирует, разрешается. Сменяясь новым противоречием. Поэтому тема "временности" противоречия не может служить основанием пренебрежительного к нему отношения."В этом плане остается за кадром лишь наш тезис, ( ... )

Reply

kroopkin November 15 2007, 15:10:15 UTC
//На словах 'в лоб' оппоненты вряд ли что докажут друг другу. //

Поэтому и интересна конструкция Болдачева по этому поводу. :-) Как он собирается "обрабатывать" различные смысловые поля?..

//Противоречие возникает, зреет, функционирует, разрешается. Сменяясь новым противоречием. Поэтому тема "временности" противоречия не может служить основанием пренебрежительного к нему отношения.//

С этим Вашим тезисом согласен полностью - он адекватно отражает мое понимание процесса.

//Если различать диалектику и диалектическую логику, то означает ли это, что вы утверждаете 'бесполезность диалектической логики'?//

Именно так. Только с одним уточнением - диалектическая логика бесполезна для самого процесса ПОЗНАНИЯ (выработки научной новизны, создания/изменения моделей реальности в сознании людей).

При этом согласен, что ДЛ хорошо работает при презентации (описании) истории познания, создавая своеобразный "завораживающий" язык такого описания... :-)

Reply

mp_gratchev November 16 2007, 10:57:00 UTC

Мой вопрос к вам от 2007-11-16 01:35 am о степени полезности формальной логики на ценностной шкале "полезна - бесполезна для познания" поддержал А.В. Болдачев:

boldachev, 16 Ноябрь, 2007 - 13:30. ссылка "А теперь задайте себе вопрос, а что может формальная? Разве она имеет хоть какое-то отношение к «выработке научной новизны»? Разве вообще возможен формально-логический вывод теории из предыдущих? Нет и еще раз нет. Оставаясь исключительно на уровне формальной логики принципиально невозможно сделать хоть шаг к новизне (и все современные проблемы с вживлением интеллекта в компьютер это наглядно демонстрируют, от сюда и все поиски всяких возможных вариантов неклассических логик)".

Что касается развёрнутой реплики А.В. Болдачева, в которой продолжается тема рассмотрения структурных уровней противоречия (с учетом того, что А.В. Болдачев пишет в большей степени для уяснения вопроса самому себе), то в ней, хотя и последовательно, и систематично излагаются подступы к диалектической логике, тем не менее, пока далеки от реализации пожелания ( ... )

Reply


mp_gratchev November 15 2007, 22:35:06 UTC

-- "Именно так. Только с одним уточнением - диалектическая логика бесполезна для самого процесса ПОЗНАНИЯ (выработки научной новизны, создания/изменения моделей реальности в сознании людей)".

Теперь сопоставим формальную логику. Каковы у неё (ФЛ) шансы на шкале "полезна - бесполезна для познания"? Оценивая шансы диалектической логики, вы не можете не иметь своего образа диалектической логики. Какие, по-вашему, её (ДЛ) основные черты следует отметить в первую очередь (хотя бы в нескольких пунктах), как если бы вы стали описывать портрет диалектической логики?

Reply

kroopkin November 16 2007, 12:30:36 UTC
1. Мое понимание ДЛ полностью совпадает с вашим, как Вы его описали здесь http://community.livejournal.com/dia_logic/42205.html?thread=452573#t452573... )

Reply

mp_gratchev November 16 2007, 14:26:23 UTC
Ваш ответ по вопросу ценности формальной логики исчерпывающий.

Reply

Приглашение к дискуссии actuspurus November 16 2007, 20:33:24 UTC
Доброго времени суток! Ваши комментарии очень интересны. Приглашаем Вас, Михаил, принять участие в дискуссии по диалектике - http://www.philosophystorm.org/actuspurus/832#comment-4135 :)))

Reply


Универсальны ли диалектические противоречия? mp_gratchev November 19 2007, 07:17:40 UTC

boldachev, 19 ноября, 2007 - 03:34. ссылка

"(5) Самое главное (!!!) - эти противоречия (по моему уразумению и я это ни раз подчеркивал) не имеют ни какого отношения к диалектике вообще! То есть научные противоречия по своей природе не являются диалектическими - исключительно формально-логическими. Развитие науки можно (и нужно) описать диалектически (с привлечением диалектической логики), но диалектические противоречия в этом описания - это не есть сами, выделенные вами, противоречия науки".

Оказывается, диалектические противоречия не универсальны. В науке есть уровневые и межуровневые противоречия, но они к диалектике не имеют никакого отношения. Иными словами, особая охраняемая зона, свободная от диалектических противоречий. Противоречие высказываний не рассматривается как диалектическое. Диалектико-логическое противоречие не подлежит записи в форме: "А и не-А", ведь это же запись формально-логического противоречия. Записывать формальное и диалектическое противоречие одной формулой означает заведомо вносить путаницу в содержание ( ... )

Reply


Leave a comment

Up