Еще когда только Михаил Грачев организовал сообщество "Диалектическая логика" не раз ставился вопрос о том, что такое логика, ДЛ и т.д. Сколь-нибудь общепринятого ( в рамках хотя бы сообщества) понимания этих вопросов получено не было. Сейчас я думаю, что начинать надо было бы с выяснения понимания еще более общих вопросов, например, вопроса о
(
Read more... )
Comments 28
dial_issl: "Ведь мышление проявляется не только в словесных выражениях, но и не в последнюю очередь в поступках, деятельности человека, мыслящего существа и в результатах этой деятельности".
Да, это так. Мышление проявляется и в невербальных действиях и продуктах (артефактах). Поэтому в современной логике (как формальной, так и диалектической) из мышления сейчас вычленяют более узкий предмет: "рассуждения". А.М. Анисов: "Отсюда итоговое определение предмета логики: логика - это теоретическая наука о правильных рассуждениях"
dial_issl: "И в действиях, вообще-то, мышление проявляется более последовательно (более логично) нежели в рассказах о ней..."
Теоретическое воспроизведение "явления" - это уже не рассказ, а исcледовательская модель, позволяющая экспериментировать по поводу изучаемого явления, процесса, вещи.
dial_issl: "Тем более интересно было бы обсудить этот очерк, например, с М. Грачевым, из слов которого зачастую получается, что Гегель вроде диалектической логикой и не занимался..."К диалектической логике я подхожу с ( ... )
Reply
P.S. Вот только не надо мне рассказывать об "обеждвижении" ДЛ и бурном развитии формальной логики... :)
Reply
То, что вы предъявили выше - вещи бесспорные.
Reply
Reply
Тема действительно актуальная.
1. мышление проявляется не только в словесных выражениях, но и не в последнюю очередь в поступках, деятельности человека, мыслящего существа и в результатах этой деятельности.- пишите Вы. Понимаю, что это - общая, предварительная формулировка. Ее, похоже, в немалой степени придерживается большинство исследователей, в том числе и Ильенков. В чем ее недостаток? И видит ли этот недостаток Гегель ( ... )
Reply
п.2. Любое животное оповещает звуковым сигналом о своем присутствии (утверждение), об опасности и побуждает бежать прочь (императив), о съедобности пищи (оценка), звуковой запрос о местонахождении партнёра (вопрос).
п.3. Априорность передаваемых из поколения в поколение знаний.
п.4. Теоретическая модель эмпирического бытия.
п.5. Артефакты.
п.6. Человек - знаковое существо.
п.7. Коммуникативное сообщество.
Reply
Reply
Reply
Reply
Взгляд на мышление как на деятельность по производству знаний - обоснованный и вполне естественный подход. sahonko:
"Я подошел бы к мышлению как к умственному труду, а к логике как к одному из орудий этого труда. Но чтоб развивать это направлени надо более развернуто проработать подход к умственной деятельности как к труду. Здесь я попытался это сделать http://www.aha.ru/~intcentr/text7.htm"; "структурные звенья, присущие материальному производству, материальной практике можно в отраженном, преобразованном виде найти и в структуре мышления человека, в его познании".
Данные структурные звенья хорошо укладываются в традиционные схемы субъект-субъектного отношения по поводу производимого или изучаемого объекта:
Si - Sj
| |
Объект А,где под объектом А можно подразумевать знания, мысли, тексты, артефакты ( ... )
Reply
Все время делаются попытки логику свести к чему одному - "ясному и простому". В этом плане понимание логики как орудия труда ничуть не лучше, чем понимание ее, только как способа правильных рассуждений и т.п. Есть еще широкое (и системное!) понимание логики и, на мой взгляд, без такого понимания не обойтись.
Reply
Reply
Leave a comment