*
- shehk: "А уже после мы оцениваем это знание (сначала мифы, затем философия и наука), предложения этого знания как истинные, ложные или заблуждение."
Не совсем понятен побудительный мотив оценки. Это побуждение существует всегда? Если нет, то вероятно не всегда требуется и оценка? Или я уже совсем не понимаю?
На мой взгляд, оценка - это
(
Read more... )
Comments 22
В 2.5-тысячелетнем развитии традиционной логики выработаны три фундаментальные категории формально-логического мышления: понятие, суждение, умозаключение. Уже Аристотель определил, что суждение относится к речи высказывающей, которая истинная или ложная. Прочие же виды речи (императивы, вопросы) не могут быть оценены как истинностные и поэтому Аристотелем этим видам речи было отказано в логическом статусе.
Вместе с тем, логика будучи той научной дисциплиной, которая изучает и конструирует различные структуры рассуждений, опредмеченные в естественном и искусственном языке, не может ограничиться лишь истинностными типами предложений. Во второй половине 20-го века внимание философов и логиков было обращено помимо повествовательных предложений естественного языка также на вопросительные, оценочные и побудительные предложения (императивы).
Необходимо признать, что оценка как форма мысли не столь определенно выражена в языке по сравнению с вопросами и императивами, за которыми в грамматике закреплены вопросительные и повелительные ( ... )
Reply
Имеем, классическая формальная логика (КФЛ) не знает никаких других высказываний кроме как высказываний: "суждения". Это канон КФЛ. В диалектической логике высказывания делятся на 'суждения', 'вопросы', 'оценки', 'императивы'.
В диалектической логике пяти разделам философского знания можно сопоставить следующие виды оценок: 1. Онтология - онтооценка
2. Гносеология - гносеологическая оценка
3. Аксиология - ценностная оценка
4. Праксиология - прагматическая оценка
5. Логика - логическая оценка.
Если по п.5. можно говорить об 'оценке высказывания' как истинностной характеристике для 'суждения' (истинно, ложно). То для вопросов, императивов и 'оценок как высказываний' следует говорить о 'неистинностной логической характеристике'. В смысле, что для 'вопросов', например, оценки 'истинно' и 'ложно' неприменимы. Вопрос можно характеризовать как 'правильно' или 'неправильно сформулированный'; уместный или неуместный; сформулированный по существу или не относящийся к делу ( ... )
Reply
(The comment has been removed)
- Аксиологическая оценка определяет ценность того или иного предмета, вещи, процесса, идеи. Праксеологическая - полезность. Вещь может быть ценной, но бесполезной.
- В этой фразе слово "ценный" употреблено совсем в ином смысле, чем в понятии "логика оценок".
Полезность - это тоже ценность, подвид ценности.
Ваша поправка ("Полезность - это тоже ценность, подвид ценности") имеет смысл для случая, когда праксеология является подвидом аксиологии.
Reply
(The comment has been removed)
Во многих своих работах логик и философ Александр Архипович Ивин развивает "ключевую" идею о ценностной природе оценки:
"Крупным недостатком современной теории аргументации является то, что в ней почти не уделяется внимания ценностям и выражающим их оценкам. По старой ошибочной традиции оценки истолковываются как частный случай описаний, не представляющий самостоятельного интереса"(А.А. Ивин. Ценности и целевое обоснование. В кн: "Мысль и искусство аргументации" ― М., 2003. ― C.43).Несовпадение оценок с описаниями, ещё не означает необходимости их приписывания к подвиду ценностей, хотя сами по себе "оценки" действительно представляют значительный научный интерес ( ... )
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Значение выделения 'оценки' в самостоятельную логическую форму для разрешения 'парадокса лжеца'. Парадокс лжеца относится к логическому типу: к высказыванию. Парадоксальность "Я лгу" состоит в отнесении данного выражения одновременно к двум самостоятельным формам мысли: к суждению и к собственно логической оценке. В логической оценке "я лгу" производится прочная склейка двух независимых форм мысли, что невозможно осуществить в случае с онтооценкой: "я краснею" (от физического перенапряжения; от стыда). Eсли оценка и суждение ― это две принципиально разные формы мысли, то на предложения, в которых один и тот же знак-слово "истинно" или "ложно" употребляется в двух разных смыслах (один раз как суждения, а затем как оценка), распространяется формально-логический закон тождества. В этом случае парадокс лжеца "Я лгу" переходит из категории "парадоксов" в категорию "софизмов":
"Классической формой парадокса лжеца является высказывание Евбулида (IV в. до н.э.): "Я лгу". Евбулид предложил своим слушателям определить, является ли это ( ... )
Reply
Аксиологическая оценка определяет ценность того или иного предмета, вещи, процесса, идеи. Определение ценности:Ценность (значимость чего-либо для кого-либо) - это культурологическая и философская (аксиологическая) категория, которая обозначает материальные или идеальные сущности (вещи, процессы), доставляющие в жизнедеятельности человека (рода, племени, нации, индивида) благо при их использовании.
Аксиологическая оценка выражается в ценностном суждении:Ценностное суждение - высказывание о ценностях (предметах, имеющих какую-либо значимость, благо для кого-либо).
Праксеологическая оценка. Праксиология (греч. деятельный) - область социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с т. зр. установления их эффективности. Праксеологическая оценка характеризует полезность вещи, эффективность действия. Вещь может быть ценной, но бесполезной. При таком положении, праксеологическими оценками будут значения 'полезно/бесполезно', 'эффективно/не эффективно'.
Логическая оценка. ( ... )
Reply
Leave a comment