(библиотечный зал сообщества 'Dialectical Logic')
Над чем работают, о чём спорят философы
[
статья 1] [
статья 2] [
статья 3] [
статья 4] [статья 5] [
статья 6]
О предмете диалектической логики
автор: Ю.П. Ведин
При обсуждении проблем диалектической логики часто неявно исходят из предположения, что она существует в качестве развернутой науки и что вопрос о её предмете аналогичен вопросу о предмете математики или физики. На самом деле содержание диалектической логики как науки ещё однозначно не определено. В своей бесспорной части оно представлено методологическими принципами материалистической диалектики, которыми предмет диалектической логики не исчерпывается.
Чтобы быть эффективным, определение диалектической логики должно учитывать аспекты мышления, традиционно исследуемые другими науками: физиологией высшей нервной деятельности, психологией, гносеологией и т.п. Решающим здесь является различие аспектов, в которых мышление изучается материалистической диалектикой, теорией познания, формальной логикой и диалектической логикой.
Материалистическая диалектика изучает универсальные формы связи и развития явлений, включая и специфику их проявления в различных областях действительности (иначе диалектика превратится в абстрактную схематическую модель связи и развития явлений). Универсальные формы связи и законы движения проявляются и в сфере психических явлений, включая мышление (будет ли оно диалектическим, или метафизическим, логически последовательным или путанным). Мышление характеризуется противоречиями, превращением количественных изменений в качественные, отрицанием отрицания, содержанием и формой, необходимостью и случайностью и другими формами универсальных связей.
Законы отражают друг друга не в смысле копирования, а в смысле согласованности между собой. Законы высших видов движения, являясь интегральными эффектами всех более простых видов движения, имеющихся в сложной системе, по необходимости гармонируют с законами более простых видов движения, а не "отменяют" или ликвидируют их.
[...] Теория познания изучает мышление с точки зрения его участия в познавательном отображении действительности.
Диалектическая и формальная логика изучают иные аспекты мышления. Их предмет - само мышление, тогда как материалистическая диалектика и теория познания (философия) затрагивают и другие сферы реальности. Предмет материалистической диалектики - вся объективная реальность в философском воспроизведении; предмет теории познания представлен сферой познавательного отражения, включающего в себя формы как чувственного, так и рационального отражения. В предмет теории познания входит также и практика, изучаемая ею в качестве основы, движущей силы познания и критерия истины.
Определение диалектической логики было бы существенно облегчено при условии однозначного определения предмета формальной логики. Однако в этой области знания наблюдается разнообразие концепций. Согласно одной из них, формальная логика изучает синтаксические структуры рассуждения в символических системах, как допускающие, так и исключающих внутрилогические интерпретации (в качестве описаний логической структуры мышления).
Согласно другой, формальная логика была и остается наукой о специфическом структурном плане мышления. К сожалению в рамках этой традиционной концепции не достигнута однозначная связь содержания логики с описанием формальных сторон мышления, и формальная логика здесь остается конгламератом утверждений о мире, его познании и мышлении. Поэтому не без основания логику в таком понимании сторонники первой концепции называют содержательной или "традиционной", тогда как первую концепцию сторонники второй концепции называют "логистикой".
Учитывая подобные разногласия, целесообразно в разграничении формальной и диалектической логики, т.е. в определении предмета каждой, исходить из свойств самого мышления.
В мысли различаются прежде всего содержание и форма. Содержание мысли - это понятийное описание какой-нибудь предметной ситуации, например связи между нагреванием тел и их расширением. Эта понятийная картина может мыслиться в различных формах, образуя содержание суждения, вопроса, предположения, выражаемых соответственно предложениями "Нагревание тел вызывает их расширение", "Вызывает ли нагревание тел их расширение?", "По-видимому, нагревание тел вызывает их расширение". Многообразные логические структуры (простых и сложных понятий и суждений, дедуктивных и индуктивных выводов), их законы и основанные на них правила составляют предмет формальной логики.
При ближайшем рассмотрении содержания мыслей обнаруживается, что оно характеризуется собственной, внутренней структурой. В приведенных примерах суждения, вопроса и предположения мыслится причинно-следственная связь между конкретными явлениями (нагреванием тел и их расширением).
Эта внутренняя структура понятийных картин предметных ситуаций и является категориальной структурой мысли, необходимым компонентом её содержания. Не существует мыслей, в которых предметная ситуация не отражалась бы в каком-нибудь категориальном отношении (вещи и свойства, предмета и класса предметов, единичного и общего, причины и следствия, движения сосуществования и т.п.).
Категориальную структуру мышления и можно признать фундаментальной частью и исходным основанием предмета диалектической логики.
Различие в самом мышлении двух структурных уровней или "разрезов", логического и категориального, позволяет, на наш взгляд, провести четкую демаркационную линию между формальной и диалектической логикой.
Логическая структура является внешней по отношению к содержанию мышления, так как она безразлична к нему, и внутренней по отношению к самому мышлению, поскольку имманентна ему. Утверждения, вопросы, субъектно-предикатная структура суждений, строение выводов и т.п. суть характеристики мышления в различных познавательных ситуациях, в которых находится познающий субъект, а не копии или описания ситуаций в предметной области мышления.
Название "формальная логика" будет выражать не её бессодержательность или синтаксическую концепцию логики ("логистику"), а лишь специфику её предмета, изучения ею особого, формального аспекта мышления. Диалектическую логику в отличие от формальной можно назвать содержательной ввиду изучения ею категориальной структуры мышления, категорий как содержательных форм мысли.
Категориальная структура мысли складывается из категорий и категориальных отношений. Они образуют как бы интеллектуальную призму, через которую осуществляется понимание и познание мира. Категориальная структура конкретной мысли есть схема, определяющая принадлежность этой мысли к тому или иному типу или "Жанру" понятийных картин предметных ситуаций - отношения вещи и свойства, причинного и функционального отношения, возможности и действительности, сосуществования и т.п. Чтобы отличить понятия от категорий, Кант назвал последние чистыми понятиями, полагая, что знания возникают лишь при подведении явлений под эти "чистые понятия", категории рассудка.
Понятийные описания категориальных структур мыслей можно назвать категориями диалектической логики (здесь термин категория будет иметь уже значение основных понятий науки).Понятийные описания категорий мышления определяются двумя факторами: представлениями об универсальных законах и формах связи явлений, а также самой категориальной структурой мышления, уровнем её развития и умением пользоваться ею. Синтез представлений о категориях мышления осуществляется путем интеллектуального "просматривания" одних категорий через другие, при посредстве представлений об универсальных законах и формы связи явлений, т.е. на основе философских понятий.
Думается, что без четкого разграничения категорий мышления, понятий о них, а также общефилософских понятий попытки разработать диалектическую логику так, чтобы её содержание не повторяло фрагменты материалистической диалектики и теории познания будут тщетны.
Категориальная структура в отличие от логической является внутренней по отношению к содержанию мышления (имманентной ему) "внешней" по отношению к самому мышлению, так как она имеет свои источником универсальные законы и формы связи явлений. Она отражает последние в смысле их копирования. Об этом свидетельствует постепенное развитие категориальной структуры мышления отдельного индивида в детском и зрелом возрасте, обогащение категориальной структуры мышления людей в ходе исторического развития познания.
Хотя универсальные законы и формы связи представлены и в сфере мышления, категориальная структура мышления формируется на основе отражения форм связи внешнего мира через практическую деятельность, а не путем рефлексии, "самонаблюдения" мышления. Познание мышления может способствовать развитию его категориальной структуры.
Категориальная структура, чтобы быть эффективной в познании, должна отражать хотя бы минимум содержания (определенностей) универсальных законов, связей и отношений действительности, необходимого для отличения одной формы универсальной формы связи от другой (например, причинной от функциональной или необходимой, или формальной, и т.п.). Поэтому сама по себе категориальная структура мышления субъекта не представляет его диалектическую или метафизическую ориентацию в познании. Эти ориентации выражаются методологическими установками и правилами применения в познании категориальной структуры. Методологические установки и правила тоже входят в предмет диалектической логики. Они функционируют в форме навыков содержательного рассуждения или сознательных предписаний исследований мышления.
[...] Изучение отношения между категориальной и логическими структурами мышления и знания, соотношения между методологической и логической правильностью мышления в аспекте обеспечения истинного познания также составляет отнюдь не простую задачу диалектической логики.
Методологические правила определяют упорядоченность в развитии содержания мышления. Методологические, а также логические и вообще всякие правила не тождественны объективным законам (природы, общественной жизни, мышления). Различие между ними в том, что законы определяются объективными факторами и потому не могут быть нарушены, тогда как среди факторов, определяющих правила, непременно присутствует субъективный - идеальное планирование и регламентация деятельности на основе и в меру учета её объективных условий. Поэтому правила различаются по степени их эффективности (критерий эффективности неприменим к законам); кроме того, правила могут нарушаться и нередко нарушаются, т.е. люди могут действовать вопреки принятым правилам или нарушать их неосознанно. Законы же нельзя нарушить ни сознательно, ни неосознанно.
Различие закономерной и методологической упорядоченности существенно для понимания предмета диалектической логики. В своей статье "О функциях и структуре диалектической логики" (см.: "Философские науки", 1976, № 1) Д.П. Горский и И.С. Нарский в предмет диалектической логики, наряду с общими закономерностями "Научно-теоретического уровня социально-исторически развивающегося познания", включают также специфические диалектические закономерности этого уровня познания. Но упоминаемые авторами законы переходов от относительной истины к абсолютной истине, движения от конкретного к абстрактному и последующего восхождения от абстрактного к конкретному, "оборачивания" в методе и т.д. (см. там же, стр. 37) являются не законами или закономерностями, а лишь методологическими принципами или правилами диалектического метода познания.
Система методологических принципов и правил, образующих метод материалистической диалектики, характеризуется эффективностью, соответствием современному научному познанию и его задачам. Но эти принципы и правила как предписания по применению категориальной структуры мышления при выполнении им познавательной функции могут и нарушаться, тем более что методологические правила функционирует преимущественно в форме неосознанных навыков содержательного мышления, определяя его стихийно-диалектическую или стихийно метафизическую ориентацию. Иной вопрос: при какой ориентации и какими методологическими средствами может быть обеспечен прогресс познания, особенно в современных условиях?
Мышлению присущи и специфические законы, но таковыми являются лишь логические законы тождества, противоречия, исключенного третьего и т.п. Они, как и объективные законы природы, не могут быть нарушены; нарушаются лишь основанные на них правила формально-последовательного рассуждения. Эти законы и основанные на них правила изучаются формальной логикой. По-видимому, никакие законы, кроме универсальных законов связи, движения и развития, изучаемых материалистической диалектикой, и логических законов, изучаемых формальной логикой, мышлению не присущи.
Подводя итог, можно определить диалектическую логику как науку, изучающую
а) категориальную структуру мышления - её возникновение и развитие, отношение к действительности, роль в познании - и
б) эффективные, отвечающие современному научному познанию методологические принципы и правила применения категориальной структуры в содержательном исследовании, основанные на диалектико-материалистическом учении об универсальных законах и формах связи действительности, а также их познании.
Диалектическая логика есть методологическое звено или сторона материалистической диалектики как теории и методологии современного научного познания.
© Ю.П. Ведин. О предмете диалектической логики// Философские науки, 1977, N3, С.137-140
Источник: mp_gratchev - Community of Dialectical Logic -
http://community.livejournal.com/dia_logic/134110.html [
статья 1] - Сорокин А.А. О понятии противоречия в диалектике (часть 1).
[
статья 2] - Батищев Г.С. Почему антиномия разлучается с истиной.
[
статья 3] - Оруджев З.М. Формально-логическое и диалектическое противоречия. Различие структур.
[
статья 4] - Ильенков Э.В. Проблема противоречия в логике.
[статья 5] - Ю.П. Ведин. О предмете диалектической логики// Философские науки, 1977, N3, С.137-140
[
статья 6] - Вяккерев Ф.Ф. Предметное противоречие и его теоретический "образ".