Экспедиция - Россыпь сокровищ Севера. День четвертый

Jul 27, 2010 16:40


Это третий день нашего увлекательного фотопутешествия по северу России
Если вы пропустили первый, второй и третий дни - не поленитесь и прочитайте, вам понравится. Обещаю! :)




Тивдию покидали с легким сердцем. Не то чтобы нам здесь не понравилось, просто окончательно стало понятно, что экспедиция идет своим чередом, все планы осуществляются и нет причин для беспокойства. Мы были просто обречены на успех! Прощальное фото с моста через Тивдийку, дежурное фото у дорожного знака Санкт-Петербург - Мурманск








Дальнейший путь лежал через Медвежьегорск в Заонежье. Вообще-то поездку по Обонежью и Заонежью лучше делать отдельно, но в целях экспедиции Россыпь сокровищ Севера стоял как раз обзор потаенных мест Карелии, лежащих http://www.livejournal.com/editjournal.bmlнескhttp://www.livejournal.com/editjournal.bmlолько в стороне от привычных туристских маршрутов.
Ущелье на подъезде к Медвежьегорску:




Посещение Медвежьегорска планировали начать с посещения городского музея, однако он оказался закрыт. Ввиду наступившей субботы приняли решение не тревожить представителей администрации города. Сфоткались у музея, у памятника Кирову (копия Петрозаводского оригинала) и поехали дальше.










Раньше на месте города Медвежьегорска шумел густой лес, бродили медведи, были болота, одна из улиц так и называлась потом - Болотная. Когда-то (до 1710 г.) здесь действовал Вичковский завод, построенный при Петре I в 1703 г. во время Северной войны со шведами. Построенный в 1703 г. Повенецкий завод, действовал в течение первой четверти XVIII века. Остатки, его сохранились до сих пор в Повенце, через который лежал наш дальнейший путь. Второй толчок возникновению будущего города дало строительство Мурманской железной дороги в 1914-1916 гг. в период первой мировой войны. В строительстве дороге в качестве наблюдателей участвовали офицеры из союзных России стран: Англии и Франции. Сохранился деревянный вокзал, построенный в виде голландской церкви по проекту инженера Габбе в 1916 году. Те, кому случалось ездить сюда по Октябрьской железной дороге, рассказывают, что билетные кассиры не понимают (или, по крайней мере, демонстрируют непонимание) тех новичков-пассажиров, что просят билет до Медвежьегорска. Станция официально называется Медвежья гора, или, как называют ее в обиходе люди понимающие, Медгора.

До сих пор неизвестно, почему станцию назвали Медвежьей Горой. По этому поводу существует несколько легенд. Рассказывают, будто однажды лесозаводчик Захарьев, рьяный охотник, неделями попадавший в лесу, принес домой медвежонка. Это произошло вскоре после того, как бездетные Захарьевы взяли приемного сына. Медвежонок стал любимцем жены Захарьева. Когда он вырос, для него построили во дворе клетку. Но случилась беда. Медведь сильно изуродовал руку приемному сыну. Настоящие родители мальчика подали в суд. Медведя пришлось пристрелить. Говорят, что хоронили его с почестями, каких рабочие не удостаивались. Медведя похоронили у подножья горы и в честь этого назвали гору Медвежьей. Сказывают также, что жена Захарьева уговорила своего поклонника, инженера, руководившего участком строительства железной дроги, назвать станцию Медвежьей Горой в честь своего любимца.

В 1941-1944 гг. город подвергся оккупации со сторон финских войск. Медвежьегорск был освобожден 23 июня 1944 г. подразделениями 313-й стрелковой дивизии. Это были тяжелые бои, особенно на территории укреп района в районе Лысой горы, военного городка и санатория. Остатки укрепрайона противника сохранились до сих пор и поражают своими масштабами.
Некоторые планы приходится переносить на более поздние сроки, и вот уже к планам последующих поездок приплюсовали посещение пещер и укрепрайона, построенного финнами в Медвежьегорске в период Великой Отечественной войны, посещение музея и попытка сфотографировать панораму с башни бывшей гостиницы Беломоро-Балтийского канала.

Жители Медвежьегорска порой очень колоритны.



Что это за церковь на выезде из Медгоры узнать не удалось




Об урочище Сандормох я к своему стыду узнал в первый раз только когда готовил эту экспедицию. Неприметный с трассы знак по недолгой дороге вывел нас к мемориалу. Скорбью веет в этих местах, боль и страдание кругом.







Встретившийся нам немолодой изрядно поседевший мужчина сообщил, что впервые массовые захоронения найдены в 1996 году в заброшенном карьере строительной организацией, где он работал. Не передать весь тот шок, который они испытали от увиденного. Человеческие останки лежали в ямах как дрова в поленнице - продольными и поперечными рядами на глубину нескольких метров.

Отрывочные сведения от местных жителей и рассказ строителей стали основой совместной экспедицией Карельского и Санкт-Петербургского «Мемориалов» в июле 1997 года. Им удалось документально установить точное место расстрела и захоронения нескольких тысяч человек, расстрелянных палачами НКВД в годы «большого террора» 1937-1938 годов под станцией Медвежья Гора. Дополнительный свет на трагедию пролили свидетельства тех, кто сам участвовал в расстрелах. Их признания и скупые рассказы местных жителей вывели на подлинное место трагедии.

В первые дни июля в густом сосновом лесу на площади примерно с полгектара было обнаружено более ста ям. Пять из них были вскрыты в присутствии представителей прокуратуры. Всем открылась страшная картина. Человеческие кости, простреленные черепа. Еще девяносто ям было отмаркировано, около двадцати остались нетронутыми. Всего, по имеющимся данным, здесь захоронено более 9 500 человек 58 национальностей (по некоторым данным до 15 000). Большинство из них - узники лагерей на строительстве Волго-Балтийского канала. Здесь же - и «пропавший этап» из Соловков - 1 111 человек, представители интеллектуальной элиты из Украины, Белоруссии, Татарии, Удмуртии. Это были спецпоселенцы и заключенные с Беломоро-Балтийского канала и Соловецких лагерей, а также жители окрестных деревень: простые рыбаки, лесники, крестьяне, священники. Расстрелы проводились 27 октября, 1 - 4 ноября 1937 г. Похоже, приурочивались к очередной «великой Октябрьской годовщине». Главным палачом здесь выступал специально командированный из Ленинграда капитан НКВД Михаил Матвеев. Стрелял из пистолета. По итогам, как свидетельствуют архивы, был награжден «ценным подарком».

Так и ходили мы, затаив дыхание посреди леса. А вокруг таблички на деревьях, да огороженные цветами круглые просевшие ямы. Рядом стоят памятные знаки всех религиозных конфессий: православные, католические, мусульманские, иудейские, лютеранские. В небольшой часовне книга памяти со списками захороненных. Списки эти далеко не полны…










Долго молчали когда тронулись в дальнейший путь. Тяжело видеть последствия того, как государство сначала уничтожает лучших свои граждан а потом, словно застигнутый на месте преступления бандит пытается скрыть следы своих злодеяний. От суда истории не укроешься…
Вот и Повенец показался, и Беломорканал, на стройках которого гибли десятки тысяч людей, избежавших безсудного расстрела.
Если Медвежьегорск называют столицей Беломорканала, то Повенец - его источник и начальная точка. Известен с XV в. как селение с соляными промыслами Вяжицкого Новгородского монастыря. По указу Петра I был открыт чугунолитейный завод. Произошло это в знаменательный год 1703-й одновременно с основанием Петрозаводска и Петербурга. Казалось бы, у Повенца были большие задатки. Однако уже через несколько десятилетий, в 1736 г., Повенецкий завод был закрыт. В XVI - XVII веках через Повенец и Сумский Посад пролегала «тропа богомольцев» к святыням Соловецкого монастыря, а позднее это северное селение служило местом ссылки.

В 1931 г., когда началось строительство Беломорско-Балтийского канала (ББК), Повенец, уже переставший быть городом, восстал почитай что из небытия - вновь сыграло свою роль его положение. Ведь некогда и петровская «Осударева дорога», с севера вышедшая из Нюхчи, пришла в Повенец. Как и встарь, когда по «Осударевой дороге» через леса и топи прошли корабли флота Российского из Белого моря, так и первые корабли будущего Северного флота пришли с Балтики в Полярный в 1933 г. по Беломорско-Балтийскому каналу, по Повенецкой шлюзовой лестнице. Так что Северный флот своим рождением обязан сталинскому Беломорканалу так же, как Балтийской флот своим появлением на свет обязан петровской «Осударевой дороге».

В годы Великой Отечественной войны Красная Армия, отступавшие от Повенца, вынуждены были взорвать плотину водохранилища и водяной вал хлынул на знаменитую Повенецкую лестницу (первые 9 шлюзов ББК, поднимающиеся на водораздел к северу от Повенца). Потоки воды, смывшие, как рассказывают, наступавших солдат противника, смыли с лица земли и все, что к тому времени оставалось в Повенце старинного вместе с жителями. Поселение лишилось надежд на историческое и географическое укоренение. Повенецкая лестница шлюзов была восстановлена после войны в очень короткие сроки - уже к 1946 г.







Несмотря на то, что фотографировать строжайше запрещено, мы не могли оставить этот объект без внимания. К тому же данные красивейшие места давно облюбованы местными жителями. Не оставили они равнодушными и нас.










Новая, построенная в 2003 г. бетонная, с деревянным шатром церковь в Повенце по замыслу строителей церковь должна стать не просто храмом поселка, но и памятником тем, кто отдал свои жизни за преодоление межокеанского водораздела.










С обратной стороны церковь напоминает приземлившуюся летающую тарелку, внутренне убранство аскетично, но фоткать его можно только за 300 рублей. Естественно отказались! Неприятный осадок усугубился тем, что коммерциализация тут сквозит всюду - рядом с иконами Святителя Николая в храме всюду таблички, указывающие на гигантскую роль в этом святом месте семью Никифоровых. Да и улица, на которой находится храм носит то же имя. Я не могу себе представить храм с табличкой «Построен на средства Александра Невского» или «Построен на средства Ярослава Мудрого». Помнят их по добрым делам без таких напоминалок, хотя и им было чего замаливать.

Дорога ровная, машин мало. Едем не спеша, но поторапливаясь. До села Челмужи добраться просто если знаешь все дороги. О наличии моста в середине села мы не знали, поэтому описали небольшой круг и зашли с тыла. По дороге несколько раз выезжали через лес на Онежское озеро - места для стоянок потрясающие! Закрытая бухта, сосновый лес, обрывистый берег и многокилометровый пляж. Сказка!




Село Челмужи расположено на берегу Повенецкого залива Онежского озера. Село имеет интересную историю (письменные упоминания о Челмужах относятся к XV веку). Наиболее интересная историко-архитектурная достопримечательность села - Богоявленская церковь, построенная в 1577 году. В 1605 году она была перестроена на пожертвования княгини Романовой (матери будущего царя Михаила), которая была сюда сослана Борисом Годуновым по подозрению в заговоре против него.







Церковь активно реставрируется. Крыльцом она обращена к озеру, наверно раньше большинство посетителей все же приходило с воды. Прямо за крыльцом церкви плещутся волны Онеги. Чтобы этот, на вид безобидный плеск, не разрушал устои церкви (не в переносном, а прямом смысле) и не подмывал кладбище, еще в давние времена сделали укрепление берега.







О карельских коровах можно писать поэму, но это за рамками нашей экспедиции. Тем не менее, не могу не отметить некоторых фотомоделей. В дальнейшем повествовании я еще вернусь к этой теме.







Село Челмужи достойно изучения в целом и подомно. Каждый дом - история!







В этом доме заседала тройка НКВД. И отсюда многие перебрались в Сандормох.






Все в Челмужах связано с Онегой













Пожалуй, отдельной темы заслуживают карельские дороги с их мостами и знаками, а так же современные постройки










Вот и все. Прощайте Челмужи! Приеду ли еще раз? Такое ощущение возникало каждый раз, когда мы покидали очередной интересный объект, достойный чтобы его считать сокровищем Севера. Челмужи бесспорно относится к таким. Находящуюся еще южнее Челмужей деревню Пяльма решили отложить на следующую экспедицию.

Нельзя не рассказать про еще один интересный объект, на который мы не попали. Да и не собирались.

1919 год. Гражданская война. Продразверстка. Она коснулась не только богатых южных районов, но и пришла сюда в Карелию, где люди выживают только благодаря упорному труду, когда летом день год кормит, и все: зерно, сено, скот - рассчитано до мелочей. И вот приходят братки-большевики и заявляют, мол, вы нам должны: половину коров, лошадей и картофеля. Северные мужички, еще не пуганные, просто выгнали попрошаек, не подумав о последствиях. В ответ революционеры объявили кулаками всех, имеющих две и более голов скота, и повисла над крестьянами угроза раскулачивания.

Дело происходило в селе Толвуя, что на северо-западе Заонежского полуострова. А на севере России, в Архангельске, хозяйничали англичане, помогая Белой армии в Гражданской войне. Английские интервенты решили воспользоваться народным волнением и, возможно, помочь крестьянам. Был захвачен остров Мег, на котором англичане возвели укрепления: пулеметный и орудийный ДОТ и прочие небольшие фортификации. Десант был также высажен на полуостров Клим. Продержались англичане осень и зиму, затем было наступление Красной армии, при котором Мегостров был освобожден. ДОТ взорван не был.

Во время Великой Отечественной войны этой оплошностью воспользовалась Финская армия. Как известно финская оккупация Карелии в 1941 году была молниеносной, впрочем, как и наступление немецких войск. Финны дошли до Онежского озера и закрепились там. В Челмужах и Повенце стояла Советская армия. На Мегострове финны, укрепив английское сооружение, установили батарею, которая простреливала фарватер Онеги, по которому проходил Беломоро-Балтийский канал. В результате получалось, что сам канал был нашим, но ходить по нему было нельзя. Также проблемы были и с навигацией: маяки, бакены и прочие указатели фарватера не работали. Что-то отключили, что-то взорвали уходящие части НКВД. Но хозяева судов, стремясь все-таки провести свои грузы к пункту назначения, шли на риск и пытались прорваться на авось. В ноябре 1941 авось подвел. 12 - 13 ноября (как известно зима 41-го года была очень суровой) два каравана вмерзли в лед. И если один караван застыл на Выге, то есть на нашей территории, то второй встал как раз у Мегострова и попал в руки Финской армии. Историю этого случая и судьбу попавших в плен исследуют до сих пор, в том числе и с помощью финских историков. В 1944 году состоялось большой наступление Советской армии на северо-западе. В результате Финны были отброшены к своим границам, а Онежское озеро и большая часть Карелии перешли в наши руки. ДОТна Мегострове взорван опять не был.

Летим дальше на Север. Движение - наше привычное состояние. Пейзажи мелькают за окном, переполняя память фотоаппаратов и наши мозги. Но жизнь затейливая штука: в небольшой деревушке в стороне от основной трассы остановились купить лейкопластырь в аптеке. И надо же было так повернуться картам судьбы, чтобы там же остановился мой давнишний питерский друг, проезжавший мимо! Еще один из сюрпризов, преподнесенных нам карельской землей.

В этот день решили встать на ночлег пораньше, чтобы и рыбки половить, и футбол посмотреть. Определив по карте понравившееся озеро начали искать подходы к нему. Искали почти час, но усилия оказались не напрасны






















Рыбалка была очень удачной, а футбол мы так и не посмотрели. Уросозеро приютило нас на одну ночь, устроив великолепную подсветку облаками.

Спонсоры путешествия:Партнер Представительство республики Карелия
Главред Analitik13

Понравился пост? Хотите продолжения? Добавляйте в друзья!

Экспедиция "Россыпь сокровищ Севера. День четвертый. Читать с 1-го дня Предыдущий день Следующий день

Уросозеро, Онега, Беломорско-Балтийский канал, история, отдых, канал, экспедиция, Повенец, фотопутешествие, Медвежьегорск, путешествие, старина, Сандормох, Россыпь сокровищ Севера, закат, озеро, природа, Север, дорога, Карелия, церковь, Челмужи, деревня, ББК

Previous post Next post
Up