Экспедиция - Россыпь сокровищ Севера. День третий

Jul 22, 2010 10:11


Это третий день нашего увлекательного фотопутешествия по северу России.
Не поленитесь и прочитайте про приключения первого и второго дней.




Вот и третий день вскрыл горизонт солнечными лучами. Отметили это праздничным салютом - в затухающий костер положили пустой баллон из-под газа. Бабах получился вопреки ожиданиям так себе)))







Первым пунктом маршрута третьего дня стал Шокшинский кварцитный карьер. Карьер находился в одноименном поселке, строители не долго ломали голову над именем поселка и назвали его Кварцитный. Сторож у действующего карьера ненавязчиво суров.




Прибрежные строения у въезда в основной карьер. Особенно актуальна надпись «Выход и выезд на лед запрещены».







Шокшинский кварцит представляет собой мелкозернистый, прочный и долговечный декоративный облицовочный камень, поддающийся зеркальной полировке. Он применялся для оформления интерьеров дворцов и соборов, из него изготовлялись архитектурные элементы зданий. Шокшинский малиновый кварцит использован в отделке значительного числа памятников всемирного значения. Из него изготовлены монолитные колонны вестибюля Старого Эрмитажа и средняя часть постамента памятника Николаю I в Санкт-Петербурге, саркофаг Наполеона Бонапарта в Доме инвалидов в Париже, Мавзоhttp://www.livejournal.com/editjournal.bmlлей В.И.Ленина, могила Неизвестного солдата у Кремлёвской стены в Москве.













Для дробления кварцита в карьере применялась (и применяется?) взрывчатка «сибирит». Прямо у входа в открытую часть карьера валяется здоровенная глыба с проводами, идущими к не сработавшей взрывчатке. Взяли себе по кусочку на память… нет, не взрывчатки, а кварцита естественно! Попытаемся дома подручным инструментом мавзолейчики сделать. Кстати, хорошая сувенирная продукция для дышащего на ладан градообразующего предприятия







Небольшая остановка в дер. Педасельга, вековые дома здесь составляют целую улицу




Дальнейший путь был стремителен - проехав краем Петрозаводск, заправившись бензином, соляркой и продуктами мы мчимся дальше на Север. Пролетаем вдоль строящихся развязок вокруг столицы Карелии. Строит их одна очень известная Питерская компания, пользующаяся в Карелии большим уважением. Ввиду сжатости графика и неважных погодных условий фотки села Шуя не получились должным образом, для полноты картины выкладываю фотки прошлой осени.







Пытаясь наверстать время исключаем из маршрута гору Сампо - она находится в стороне от трассы. Знаменитая гора калевальских рун Сампо - это скалистая возвышенность на западном берегу Кончезера. Своим названием гора обязана советско-финскому фильму «Сампо», который снимался в этих местах в 1960-е годы по мотивам карело-финского эпоса «Калевала». С горы открывается великолепная панорама лесов и островов Кончезера, протянувшегося на 30 км. Также гора Сампо считается местом силы. Стоя на ней, можно загадать самое заветное желание, и оно сбудется. Там растет дерево желаний - могучая сосна, на которой, загадав желание, необходимо повесить лоскуток своей одежды. Так же проскакиваем мимо Кондопоги, в которой я планировал посетить Церковь Успения Богородицы, первое письменно зафиксированное упоминание о которой датируется 1563 годом. Церковь работает, как музей, но при этом в ней регулярно проводятся службы. Виды Кондопоги и заливhttp://www.livejournal.com/editjournal.bmlа с кольцевой дороги выкладываю так же снятые ранее. Это будет последнее отступление от целостности фоторяда, предпринятое для полноты картины экспедиции.







Дальнейший путь лежит на Гирвас. Проехать мимо такого чуда мы не смогли.













«На память дорожникам века прошлого…» - как-то невнятно. На память было бы логично дорожникам века грядущего.
Наш экспедиционный танк пользуется популярностью у всех




По дороге к пос. Гирвас расположен еще один рукотворный объект - запасной аэродромом 57 гвардейского истребительного авиационного полка. Длина взлетной полосы составляет около 2,5 км. В современной истории аэродром знамhttp://www.livejournal.com/editjournal.bmlенит несколькими посадками Ил-76 с контрабандными вещами из Китая. Сейчас используется местными жителями и приезжими как площадка для обучения вождению автомобиля. Немного поплутав по сосновым борам мы выехали сначала к живописному берегу Пальеозера.
Сплошной пляж, продолжающийся прямо до Мурманской трассы.







Ну вот и взлетка! Ощущение простора тянет на безумства, порой ощущаешь себя пилотом. Естественно порезвились, гоняя на джипах не держась за руль. Не покидает ощущение, что попираешь ногами настоящее сокровище. Сколько народных денег зарыто в это http://www.livejournal.com/editjournal.bmlт бетон взлетной полосы.










И как птица, парящая над покинутым гнездом, в вышине над аэродромом современный истребитель отрабатывал фигуры высшего пилотажа, периодически ныряя в облака. Так как он вдобавок еще и летал быстрее звука, то ловить его в объектив было достаточно непросто







Практически высохший Поор. Порог искали не долго, поворот на грhttp://www.livejournal.com/editjournal.bmlунтовку у столба «3 км» от трассы «Кола». В принципе, не страшно ошибиться лесной дорогой - они все выходят к обрыву, под которым небольшое озеро, в правом его углу и находится искомый водопад. Жуткое нагромождение камней, воды мало (чуть больше во втhttp://www.livejournal.com/editjournal.bmlором стоке, за главным водопадом, но он не живописен, там сильно поработали люди). Первобытное зрелище. Понятно, что до постройки Гирвасской ГЭС и отвода вод реки Суна через Пионерный канал в Пальеозеро - это был крупнейший водопад на Суне (Кивач отдыхает, сейчас по нему просто течет больше воды). Еще одно утраченное сокровище.








На этом Гирвас не перестал нас радовать своими достопримечательностями. Проехав новостройную церковь в центре поселка, мы приехали на действующую плотину.










Только опытный мужской взгляд без труда обнаружит на левой фотке двух загорающих девушек.







Впечатляющие виды на русло Пионерного канала и бывший Гирвасский водопад, по сравнению с которым до постройки ГЭС Кивач был бы едва заметным порогом




В южной части поселка Гирвас расположен уникальный геологический объект - самый древний (около 2 млрд лет) кратер вулкана в Карелии. Непосредственно выявить и сфотографировать кратер не получилось, зато мы побывали другой на плотине Гирваса. Если предыдущая плотина стоит на рукотворном Пионерном канале и вырабатывает электричество, то эта стоит на реке Суна и вырабатывает пустоту, то есть отсутствие воды ниже себя. Вот по этому сухому руслу мы и бродили, ужасаясь своей отваге - сквозь мощные запоры плотины активна фонтанировала вода, подпертая дамбой.













Ну, на Гирвасе свет клином не сошелся, не смотря на все его интересности. Движемся дальше, поселок Тивдия и село Белая Гора. В селе Белая Гора стоят остатки церкви Казанской Богоматери построенной в 1856 году благодаря Его Сиятельству, Господину бывшему Министру Уделов Графу Льву Александровичу Перовскому. При личном обозрении мраморных ломок, в 1853 году, Его Сиятельство нашел, что старая деревянная церковь недостаточна для такого количества прихожан, вследствие его ходатайства было разрешено строительство каменного храма. Последняя работа архитектора К.А.Тона. Разрушена, начатая некогда реставрация заброшена. В основании Храма лежит мрамор с ломок, можно посмотреть, пощупать руками то, из чего строились дворцы в северной столице и окрестностях.



















Попасть на карьер розового мрамора нам не удалось, хотя заросшая скала возвышалась на другом берегу реки Тивдийки. Местные жители охотно рассказали, что моста к карьеру давно нет, а дорога в объезд плотно заросла. Так же поведали о гигантской яме на горе (Диаметр 30 метров, глубина 50 метров или наоборот). Поразила одна бабушка, которая почти бегом догнала нас, отъезжающих, и предложила купить всего по 500 рублей (?!) фотографии села формата А3. Вежливо отказались

Вот и еще одно сокровище исчезает: если в Рускеале карьер серого мрамора превратили в уютный и частопосещаемый горный парк, то в Белой Горе карьеры розового мрамора и церковь К. А. Тона не смогли привлечь внимание людей, способных огранить этот забытый бриллиант Карелии. Однако мы едем дальше, солнце еще высоко и мы решили внепланово посетить часовню Архангела Михаила (XVIII в.) на берегу озера Сандал, в заброшенной деревне Ерши Часовня. Виды, открывшиеся нам, поражали!













Напротив деревни Ерши на острове Лычный стоит церковь Петра и Павла 1620 года постройки. Туда мы не добрались. А деревня Ерши оказалась не такая уж и необитаемая, много брошенных домов, но многие в отличном состоянии.










Прощайте, Ерши. Доберемся ли мы еще сюда когда-нибудь...







Вернулись в Тивдию, долго выбирали место для ночлега







Ну вот, вроде и определились. К счастью здесь при небольшом количестве комаров в воздухе было полно рыбешек в воде.







Краткий обмен впечатлениями, доведение плана на завтра и спать! Изменчивые краски заката будоражили воображение, но усталость брала свое.

Спонсоры путешествия:

Экспедиция "Россыпь сокровищ Севера. День третий Читать с 1-го дня Предыдущий день Следующий день

аэродром, кварцит, история, Шокша, отдых, дамба, плотина, военный, канал, экспедиция, Гирвас, Поор-порог, фотопутешествие, путешествие, Тивдия, старина, Суна, Сампо, Россыпь сокровищ Севера, лес, Север, гора, Карелия, Кондапога, церковь, фото, Ерши, река, деревня, Белая Гора

Previous post Next post
Up