60 лет без беев (тунисских)

Jul 25, 2017 18:27

Только позавчера вспоминал высказывание свергнутого 65 лет назад египетского короля Фарука I о том, что «в мире скоро останется только пять королей - четыре карточных и английский». А сегодня исполняется 60 лет, как число королей за пределами этих пятерых еще больше уменьшилось : 25 июля 1957 года была провозглашена республикой другая североафриканская страна - Тунис.

Провозглашение Республики Тунис
Входя с XVI века формально в состав Османской империи, Тунис фактически управлялся полунезависимыми местными правителями - беями. Так, в 1705 году власть там захватил турецкий командир (ага сипахов - кавалеристов) Хуссейн бен Али аль-Турку, вскоре утвержденный в звании бея Туниса константинопольским правительством и ставший основоположником династии Хуссейнидов, которая и правила Тунисом следующие два с половиной века - до тех событий, что произошли 60 лет назад. В XIX веке беями овладел дух прогресса, они взялись за политические реформы в европейском духе, отменили рабство, завели современную армию, в 1861 году даже ввели в Тунисе первую в арабском мире конституцию европейского образца… и загнали страну в неподъёмные долги. В 1867 году тунисский правитель Садык-бей объявил государственное банкротство, а в 1869 согласиться на создание международной (англо-франко-итальянской) финансовой комиссии, которая в целях погашения долга взяла под свой контроль тунисский бюджет. Поскольку комиссия была международной, Тунис еще некоторое время сохранял свою независимость, но в 1878 году на знаменитом Берлинском конгрессе была достигнута негласная франко-британская договоренность «Англии - Кипр, Франции - Тунис». В апреле 1881 года под предлогом борьбы с кочевым берберским племенем крумиров, вторгшихся с территории Туниса во французский тогда Алжир (хотя одна оппозиционная парижская газета писала, что никаких крумиров не существует, их выдумали) французские войска вторглись в Тунис. 12 мая 1881 года войска французского генерала Жюля Эме Бреара окружили дворец Садык-бея в Бардо, пригороде Туниса, и вручил ему заготовленный французами текст «договора о гарантиях и покровительстве», обращавшего Тунис во французский протекторат, который бею ничего не оставалось, как подписать. Итальянцы, имевшие свои виды на Тунис, пробовали протестовать и даже грозили войной, но французы на это только развели руками - мол, кто первый встал того и тапки (обиженное итальянское правительство в следующем 1882 году заключило союзный договор со злейшими врагами Франции - Германией и Австро-Венгрией - знаменитый Тройственный союз, с которого итальянцы, однако, невозбранно соскочат с началом Первой мировой войны).



Последний бей Туниса Мухаммад VIII аль-Амин (Ламин-бей, как его называли французы) и сменивший его на 30 лет президент Хабиб Бургиба
Следующие 75 лет Тунис останется французским протекторатом. Согласно заключенной в 1883 году Ла-Марсской конвенции Франция предоставляла гарантии кредиторам Туниса по выплате тунисского долга, при этом бей Туниса обязался «производить мероприятия, административные, судебные и финансовые, которые французское правительство сочтет необходимыми». Фактическим правителем государства будет присылаемый из Парижа генеральный резидент, в Тунисе будут размещены французские войска, а в тунисском порту Бизерта будет крупнейшая база французского военно-морского флота. В страну устремился поток французских переселенцев. Конфликты между ними и коренными жителями Туниса порождают в среде последних первые зачатки тунисского национализма. При этом распространение французского образования приобщает тунисцев к европейским идеям и европейским формам политической борьбы. Так, в 1920 году в Тунисе возникает политическая организация «Дестур» («Конституция»), целью которой становится проведение демократических реформ, введение всеобщего избирательного права для жителей Туниса и арабского, и французского происхождения, уравнивание тех и других в правах. В 1934 году группа молодых радикалов, с точки зрения которых руководство этой организации было слишком консервативным, создает группировку «Новый Дестур».

Вожди Нового Дестура - Бургиба и товарищи
В ее составе на первые роли выходит Хабиб Бургиба - выходец из богатой тунисской семьи, получивший образование в Сорбонне и женатый на француженке, он однако открыто заявляет, что его цель - уничтожение французского протектората. Дальше будут десятилетия мотаний по тюрьмам, высылка во Францию, его будут обхаживать немцы и итальянцы, все эти годы не забывавшие своих видов на Тунис (тем более, что Италия к тому времени завладела соседней Ливией), но он от них сумеет дистанцироваться (еще в 1942 году, когда по Тунису вовсю расхаживали солдаты Роммеля, он напишет приятелю, что «немцы не побеждают и не могут победить, так как они зажаты между двумя колоссами - русскими и англосаксами, которые владеют морями и чья промышленная мощь безгранична - и будут этими жерновами раздавлены»).

Монсеф-бей (Мухаммед аль-Мунсиф)
Правительство беев в период Второй мировой войны, после поражения Франции в 1940 году и высадки в Северной Африке войск Роммеля тоже оказалось меж двух огней. Точнее даже не двух, а больше: тут и требование лояльности от вишистского правительства Петена, и роммелевские войска, марширующие по территории государства, и интриги итальянцев, призывающих бея расторгнуть Бардосский договор (и заключить такой же с Италией), и высадившиеся в Африке союзники. Взошедший на престол в 1942 году Монсеф-бей (Мухаммед аль-Мунсиф) объявил о нейтралитете Туниса в войне и отказал американцам в просьбе пропустить войска союзников через свою территорию, но приватным образом известил американских резидентов, что он «на их стороне». Он вступил в конфликт с вишистским резидентом адмиралом Эстева и включил в свое правительство нескольких дустуристов и неодустуристов.
В мае 1943 года Тунис был занят англо-американскими войсками. Как раз перед этим Монсеф-бея угораздило, идя навстречу пожеланиям немецкого командования (попробовал бы он отказаться!) наградить нескольких немецких и итальянских офицеров тунисскими орденами. Это дало повод руководителю «Сражающейся Франции» в Африке (вместе с союзниками пришла и французская администрация из представителей французского Сопротивления, заменившая французскую же вишистскую) генералу Анри Жиро сместить Монсеф-бея и выслать его в Алжир. При том, что конфликт Монсеф-бея с вишистской администрацией сделал его популярным в тунисском обществе - напомнил «франкам» кто здесь главный! - и это в свою очередь обрекло сменившего его Ламин-бея (Мухаммеда эль-Амина) на непопулярность. Тунисские торговцы вывешивали в своих лавках портреты смещенного Монсефа, в дни рождения о восшествия Ламин-бея на престол закрывали их, доходило до того, что тунисцы плевали в автомобиль «французского бея», когда он проезжал по улицам города. Когда Монсеф умер в 1948 году, тунисцы устроили на его похоронах многотысячную демонстрацию.

Ламин-бей и генерал де Голль
Желая завоевать симпатии народа, Ламин-бей заигрывает со сторонниками самостоятельности Туниса, в том числе с неодустуристами, принимает их представителей в своем дворце несмотря на сохраняющийся запрет на деятельность этой партии и т.д. Главой правительства он назначает бывшего премьер-министра времен Монсеф-бея Мохамеда Ченика, который немедленно вступает в конфликт с французским резидентом и даже пришет на него жалобу в ООН. Французские власти арестуют Ченика и нескольких его министров. В ответ тунисские радикалы начинают террор. Радтикалы из числа французских переселенцев отвечают им тем же.
Лидер неодустуристов Бургиба тем временем ездит по миру, произносит всюду речи в защиту права тунисского народа на независимость, выступает даже в ООН. В декабре 1946 года в кулуарах Генассамблеи ООН он встречается с заместителем госсекретаря США (который вскоре сам станет госсекретарем) Дином Ачесоном, говорит с ним о тунисском самоопределении, апеллируя при этом к уставу ООН - Ачесон благосклонно кивает: Соединенные Штаты безусловно заинтересованы в разрушении старых колониальных империй Британии и Франции («старых империалистических драконов с облезлой чешуёй» (с) непомнючьё) получении колониальными народами свободы и независимости, и Бургиба им в этом явно ко двору.

Бургиба порицает французский империализм
В 1949 году Бургиба возвращается в Тунис и провозглашает программу поэтапного восстановления независимости Туниса. Французы арестуют его и высылают в метрополию. Но тем временем их колониальная система сыпется: в 1954 году после 8 лет войны они уходят из Индокитая, в том же году вспыхивает война в соседнем с Тунисом Алжире. Внутри самой Франции тоже нет стабильности, правительства меняются по нескольку раз в год. В 1955 году очередной премьер-министр Франции Пьер Мендес-Франс, чтобы заработать себе репутацию реформатора французской колониальной системы и тем самым заручиться для своего кабинета поддержкой левых сил, предпринимает меры по расширению самостоятельности французских протекторатов Марокко и Туниса. С Тунисом заключается соглашение о самоуправлении, согласно которому за Францией остаются только вопросы внешней политики и обороны. Но это только подстегивает беспорядки - радикалы требуют полной независимости. Бургиба освобождается из тюрьмы и с триумфом возвращается в Тунис, где его теперь воспринимают, как безусловного национального лидера. В феврале 1956 года он летит в Париж, чтобы вести с французским правительством переговоры о предоставлении Тунису независимости … и получает таковую: 20 марта 1956 года министр иностранных дел Франции Кристиан Пино подписывает протокол о том, что Бародосский договор объявляется недействительным, а Тунис - независимым. Французские войска выводились с территории государства после переходного периода.
25 марта избирается учредительное собрание Туниса, в котором у сторонников Бургибы большинство. Он избирается председателем собрания, Ламин-бей назначает его премьер-министром.
С этого времени старика бея откровенно третируют. 31 мая члены правящей династии лишаются всех привилегий и иммунитетов, которыми они до сих пор пользовались. 21 июня из герба Туниса убираются символы, относящиеся к монаршьей власти. 3 августа бей лишается права издавать указы и другие подзаконные акты, эти полномочия передаются премьер-министру. Доходило до прямых унижений: во время одного торжественного приема во дворце бея Бургиба отказался приближаться к трону, заявив: «Я пришел сюда не как подданный, а как премьер-министр. Так что пусть бей идет сюда, а не сидит на троне».


Герб Туниса времен беев и современный
Развязка наступила в июле 1957 года. 15 июля была распущена монаршья гвардия, охрану дворца приняли армейские части, верные Бургибе, блокировав бея в его дворце. А, 60 лет назад, 25 июля 1957 года Бургиба на заседании учредительного собрания поставит вопрос о провозглашении республики. Депутаты примут резолюцию, провозглашавшую Тунис республикой, а Бургибу - её президентом.

Бургиба на коне
Бей с женой будет выселен из своего дворца и помещен под домашний арест в пригородной вилле из двух комнат, ему будет выплачиваться ежемесячное содержание в размере 80 динаров, что тогда составляло среднюю зарплату школьного учителя. После смерти жены ему будет позволено поселиться в квартире сына в центральной части столицы под постоянным надзором полицейских  в штатском.  Там бывший   бей и умрет  30 сентября 1962 года.

Бургиба будет возглавлять Тунис в качестве бессменного президента и главы правящей (и единственной) партии Новый Дестур, переименованной в 1964 году в Социалистическую дестуровскую партию, до 1987 года. Когда 85-летний отец нации начнет засыпать прямо на приемах иностранных гостей, этим воспользуется его премьер-министр Бен Али - он соберет группу врачей, которые составят медицинский акт о невозможности исполнения Бургибой президентских обязанностей., и на его основании объявит президентом себя. И пробудет во главе Туниса и дестуровской партии (переименованной из «социалистической» в «демократическую») до самой «жасминовой революции» 2011 года.


Мавзолей Бургибы и его могила в нём
Бургиба же будет отправлен «на лечение» в родной город Монастир, где и «пролечится» до самой своей смерти в апреле 2000 года, и будет похоронен там же в специально возведенном для этого мавзолее.

история

Previous post Next post
Up