105 лет назад началась война, известная, как итало-турецкая или "Триполитанская". В ее ходе Италия захватила принадлежавшие тогда Османской империи североафриканские области Триполитания и Киренаика, составлявшие примерно половину территории нынешней Ливии (в смысле, как это пребывающее в состоянии гражданской войны государство изображено на картах). Итальянское королевство с самого своего создания мечтало обзавестись владениями на южном побережье Средиземного моря, поближе к нефтяным запасам. Но старые колониальные державы - Британия и Франция - ее в этом плане обошли, и на тот момент это оставался единственный не занятый участок - к западу, от Туниса до самого Марокко находились владения Франции (Марокко тогда как раз добивали - знаменитый Агадирский кризис), к востоку - Египет, формально турецкий, но фактически управляемый своими правителями-хедивами под контролем оккупировавших его в 1881 году англичан. То есть, называя вещи своими именами - английский. Эти же провинции хоть и тоже имели хозяина - Турцию - но в разборках великих держав ее роль была невелика. К тому же турки с некоторых пор заигрывали с Германией, которую и Франция, и с некоторых пор Англия почитали соперниками. Так что ослабление Турции косвенно ослабляло и Германию.
В общем заручившись поддержкой Франции (заключив с нею специальное соглашение о разделе сфер влияния в регионе) и дружественным нейтралитетом Англии, Италия 28 сентября 1911 г. предъявила Турции ультиматум, начинавшийся с заявления, что Турция держит Триполитанию и Киренаику в состоянии беспорядка и нищеты, а турецкие власти противодействуют итальянским предприятиям в Триполи. В ультиматуме Константинополю предлагалось принять меры к тому, чтобы предупредить всякое противодействие «итальянским властям». Турецкое правительство согласилось при условии сохраниения формального суверенитета Турции над провинциями. Италия отказалась, и 29 сентября объявила Турции войну.
Война эта примечательна в истории прежде всего тем, что в ее ходе состоялся дебют авиации в качестве орудия войны. Первой аэропланной флотилией Италии, воевавшей в Ливии на севере Африки, командовал Карло Мария Пиацца. Она состояла всего из 9 самолетов и 11 пилотов. Именно Пиацца впервые в истории использовал свой самолет «Блерио XI» в военных целях, совершив разведовательный полет во время сражения 23 октября 1911 года. А 1 ноября состоялась первая авиационная бомбардировка: итальянский лейтенант Джулио Гавотти, пролетев на своем аэроплане "Этрих Таубе" над лагерем турок в Айн-Зара недалеко от Триполи, сбросил на турок несколько гранат разработки Дж. Чипелли (размером с апельсин и весом в 4 фунта, т.е. около 2 кг).
"Я решил попробовать сегодня запустить бомбы от самолета. Это первый раз, когда кто-то пытается сделать подобное, и если у меня удастся, я буду рад быть первым", - написал лейтенант Гавотти отцу.
Несмотря на то, что по имеющимся сведениям от атаки Гавотти никто не пострадал, он считается пионером бомбометания. Вскоре итальянцы применяли против турок гораздо более мощные 10-килограммовые бомбы.
Лейтенант Гавотти, его снаряд и его машина
Но для Российской империи эта далёкая африканская война создала весьма серьёзные проблемы.
"...18 апреля (1 мая) 1912 г. восемь итальянских крейсеров и флотилия миноносцев под командованием адмирала Въялле подошла вплотную к Дарданеллам, обстреляла их и попыталась войти в Пролив. Однако суда были обнаружены с помощью береговых прожекторов, и застигнуть турецкий флот врасплох не удалось. В ответ на итальянскую агрессию Турция поспешила закрыть Проливы. Министр иностранных дел Турции сразу же уведомил представителей европейских держав в Константинополе, что «с этого дня проход через Дарданелльский пролив для иностранных судов полностью воспрещается впредь до нового объявления».
Турция, ожидавшая такого поворота событий, еще в начале апреля предприняла ряд мер по укреплению обороны побережья и осуществила частичное минирование Дарданелл. Здесь любопытно заметить, что постановка мин в Проливы была произведена со специальных судов, поставленных Турции Англией. План полного минирования Проливов был также составлен британским адмиралом Вильямсом и английской миссией до отзыва их со службы в начале итало-турецкой войны.
Порта рассчитывала, что прекращение торгового судоходства через Проливы заставит европейские державы потребовать от Италии отказа от военных действий в Проливах. В свою очередь, Рим не хотел идти на конфликт с державами и поспешил заявить, что операция имела характер мирной демонстрации и эскадра уже вернулась на родину. Италия настоятельно просила Россию, чтобы та убедила турок в бесполезности заграждения минами Дарданелл, раз итальянский флот оставил турецкие воды.
Турция отказалась открыть Проливы, указав на то, что они могут быть открыты лишь в случае гарантий европейских держав против нападения на них итальянского флота.
Бомбардировка Дарданелл Италией встретила разные отклики в Европе. Британская дипломатия, верная своему принципу сохранить за собой свободу действий, отказалась дать какое-либо обещание относительно того, что будет делать Англия в интересах своей торговли. Одновременно Лондон дал понять, что он не будет протестовать против закрытия Проливов и ограничится лишь дружеским пожеланием, чтобы Проливы были открыты как можно скорее.
Но под давлением судовладельцев Грей обратился 30 апреля (13 мая) 1912 г. к турецкому правительству с требованием открыть проход хотя бы временно, но на достаточный срок, чтобы дать возможность задержанным судам пройти через Проливы. Параллельно с этим он обратился с просьбой к Италии в течение достаточного срока воздержаться от атаки Проливов, чтобы на это время турецкое правительство могло открыть Проливы для торговых судов.
Франция, по примеру Англии, обратила также внимание Порты на желательность скорейшего открытия Дарданелл торговым судам.
Что касается российского правительства, то оно больше других было обеспокоено закрытием Проливов. Однако оно оказало давление с целью их открытия только на Турцию. На вопрос британского посла в Петербурге: «Намерена ли Россия добиться от Италии обещания не предпринимать военных действий против Дарданелл в течение определенного срока с тем, чтобы нейтральные суда могли пройти через Проливы?» - Сазонов ответил отрицательно, ссылаясь на имеющиеся у него официальные сведения о том, что Италия откажется дать такое обещание, в связи с чем предложенный план будет обречен на неудачу с самого начала и не приведет к разрешению имеющихся затруднений.
22 апреля (5 мая) Россия вручила Турции ноту, в которой выражалась надежда, что Порта отменит свой запрет и обеспечит свободу судоходства через Дарданеллы, как только прекратится непосредственная угроза нападения врага. В противном случае Турции следовало возместить материальные убытки, причиненные торговле.
Британское правительство через своего посла в Константинополе также выразило пожелание открыть Проливы в возможно более короткий срок, но в отличие от России оно не опротестовало право Турции на закрытие Проливов для судоходства и не требовало компенсаций за убытки, причиненные торговле. Аналогичные заявления сделали французское и австрийское правительства.
В ответ Порта заявила о своей готовности возобновить торговое судоходство, но потребовала взамен у европейских держав гарантий безопасности Проливов. Не удовлетворенный таким ответом, Сазонов поручил Гирсу обратить внимание Константинополя на необходимость более внимательного отношения к интересам нейтральных держав Одновременно он предложил европейским державам осуществить совместный демарш в Константинополе, если Турция не откроет Проливы. 29 апреля (12 мая) 1912 г. турецкое правительство вручило послу России Гирсу памятную записку, в которой оно ссылалось на право прибегнуть к средству самозащиты, ответственность за это перекладывало на итальянскую сторону. В записке повторно подтверждалось, что Пролив будет открыт для навигации нейтральных стран при условии обеспечения его действительной безопасности. Константинополь, где на правительство оказывали нажим представители всех держав, капитулировал. 1 (14) мая 1912 г. турецкое правительство было вынуждено заявить, что оно откроет Дарданелльский пролив для торговых судов нейтральных держав при определенных условиях. При этом оно оговаривало, что сохранит за собой право полностью закрыть его вновь, как только возникнет угроза новой атаки.
Прекращение торгового судоходства через Проливы в результате дарданелльской операции затронуло торговые интересы европейских держав, особенно Англии и России. За короткий срок в Мраморном море скопилось на рейде 150 торговых судов общим водоизмещением около 1 млн тонн с грузом, стоимость которого превышала 6 млн ф. ст.
Прекращение судоходства через Проливы причинило южной торговле России серьезный ущерб. В течение недели вывоз русской пшеницы упал с 2 543 700 до 542 900 пудов. Ответственность за прекращение торгового судоходства Россия возлагала на Турцию. Сазонов направил Гирсу ноту для Порты, в которой указывалось на «несоответствие обеспеченой трактами права свободной нейтральной торговли как в мирное, так и в военное время с изданным им распоряжением о полном запрете прохода иностранных судов через Дарданеллы».
Ю. В. Лунева Тайные провокации накануне Первой мировой войны (1908-1914)
В общем эта война продемонстрировала критичность для российской экономики и российской казны траспортного коридора "Чёрное море - Босфор-Дарданеллы - Средиземноморье". Решение этой проблемы
станет одной из основных целей российского руководства в разразившейся вскоре Первой мировой войне, и неудача с ее разрешением военными средствами - одной из важнейших причин той катастрофы, которая постигнет Россих в ходе этой войны.