Когда человеку какие-то знания или навыки не даются, этому есть множество причин.
Сегодня поговорим про одну из них. Эта ситуация, которую, я уверена, испытывали в какой-то момент жизни все, хоть в детстве, хоть во взрослом возрасте. Но при этом это состояние и что с ним делать обычно плохо понимают все те у кого отсутствует педагогическая подготовка(и даже многие из тех у кого она присутствует). И часто и сами страдальцы и остальные причастные к процессу лица (от родителей до самих учителей) пытаются это состояние исправить такими методами, что лучше бы вообще ничего не делали.
Я сейчас для затравки расскажу историю из своей юности.
В старших классах я уже знала что английский будет каким-то образом моей будущей профессией, и он у меня шел все лучше и лучше. Мне повезло учиться в одной из самых продвинутых в плане преподавания языков школ Минска. И в своей группе я постепенно стала одной из лучших в английском (исключительно усердием, между прочим, а никакими не врожденными талантами, ибо начинала я как раз весьма паршивенько) Но когда я говорю "одной из лучших", то это касалось устной и письменной речи, грамматики там, словарного запаса и т.д. Но и на старуху бывает проруха: когда дело доходило до заданий по аудированию ( понимание речи на слух, но не в разговорах на уроке, а вот такое целенаправленное слушание текста) то я была не просто даже одной из худших, я была вот этой самой - самой худшей, и я не прибедняюсь. Мои ответы после тестов по аудированию часто оказывались правильными в одном случае из десяти. То есть даже если бы я ставила ответы вслепую, результаты были бы лучше. Учительница наша даже начала раздражаться (вообще-то она была очень полезная для меня учительница в тот момент, именно то, что мне было надо, но характер у нее был не ангельский) Однажды она спросила меня нет ли у меня проблем со слухом. Но нет, слух у меня был нормальный.
Конечно, частично можно мои трудности списать на то, что в девяностых годах возможности для обучения аудированию были совсем не такие как в нонешнюю эпоху общедоступного интернета. Тогда уже были кассеты и даже иногда видео, но все-таки мало, а за пределами урока аудирование было доступно разве что через прослушивание песен (текстов к которым не было) и еще просмотра подпольных видеокассет в которых голос переводчика заглушал разговор чуть менее чем везде. Я не делала ни того ни другого, честно говоря. Скудность материалов также влияла на то, как аудирование в то время преподавали - его не столько преподавали, сколько тестировали. Однако все эти факторы могут более ли менее объяснить, почему аудирование вызвало трудности у большинства студентов того времени, больше чем сейчас. Но оно едва ли объясняет, почему же у меня оно шло в сто раз раз хуже чем у остальных моих одноклассников - раз учили нас всех одинаково, почему страдала только одна я?
А я действительно страдала! Каждый раз когда училка ставила нам текст для прослушивания, я пыталась настроить себя как тренер настраивает плохого боксера, давай, мать твою, вперед, на этот раз ты сможешь! Я обещала себе что на этот раз я буду особенно внимательной и одновременно спокойной как стадо удавов, клялась, что на этот я не пропущу ничего, и точно отвечу на все вопросы в конце! Начинался текст, меня смущало уже первое предложение, пока я ловила эхо, я пропускала несколько новых, внутри меня все сжималось, я отчаянно пыталась еще что-то понять цепляясь за отдельные знакомые слова, но смысл все больше ускользал от меня и звуки казались уже на английскими а какими-то немецко - китайскими... И итоговый результат - опять пальцем в небо.
Когда я однажды увидела, что в инязе, где я собиралась учиться, "Аудирование" было отдельным предметом в расписании, я пришла в ужас. Как им не страшно? Я решила, что если поступлю, сама во время этой пары буду каждый раз прятаться в туалете!
Теперь, забегая вперед скажу, что всего лишь через несколько лет после всего этого ужаса аудирование перестало представлять для меня проблему вообще. Свое ощущение страха перед прослушиванием я помнила просто как чей-то отстраненный опыт, из жизни же оно ушло чуть более чем полностью. Когда я уже в ранние нулевые сдавала кэмбриджские тесты, мои баллы за аудирование были практически идеальными, даже выше чем за другие компоненты, в которых я традиционно была сильна.
Так вот, что же это тогда было и как я с этим справилась? И могут ли с чем-то подобным справиться другие? Конечно!
Для состояния, в которое я впадала в юные годы перед прослушиванием любого текста, есть красивый термин
"аффективный фильтр"
Для всехдотошных кого интересует более подробное и научное объяснение: можете поискать "гипотезу аффективного фильтра", а имя с этим связанное - Крашен, имя знакомое каждому имеющему отношение лингвистике.
Всем же остальным я это опишу своими словами как придется. "Аффективному фильтру" прекрасно соответствует русская народная поговорка "смотришь в книгу видишь фигу". Вместо "смотришь в книгу" можно поставить еще и "слушаешь что-либо", что было в моем случае, просто выходит не так складно. И это состояние может проявляться не только в иностранном языке, но и в другом предмете, хоть в математике, хоть в социологии. Ключевое здесь то, что речь идет о восприятии какой-то информации через чтение или на слух, когда "жертве обучения" ( и этот термин не полностью шутка) при этом ну ни-че-го-шеньки непонятно, ну вот ноль вообще. Соответственно ничего не запоминается, не получается, дискомфорт и раздражение нарастают, и в итоге остается единственное желание - все бросить к чертям собачьим.
"Фильтр" здесь - некий условный механизм, который отсеивает фактически все, и до нашего бедного мозга ничего не добирается. А "аффективный" - потому что связан с эмоциями, отрицательными.
Если вы такие черствые что моя история про аудирования вас не затронула , то вот это вирусное видео которое наверное видели уже все в России - это прекрасная иллюстрация аффективного фильтра в действии, и реакция мальчика - классика, достойная попасть в учебник по педагогике ( но думаю не попадет, даже не знаю почему!)
Click to view
Кстати, если некоторые после этого видео думают, что вот реакция "такое б.... трудное училка задает, за... бл...на......" - это реакция неправильная, а вот реакция "какой я, б....тупой, ничего не понимаю...., что ж я такой тупой-то а?" была бы более конструктивна , то они очень ошибаются.
Мысль "Я ничего в этом не понимаю, потому что вот такой я тупой" - это просто другой вариант реагирования на аффективный фильтр, но он ничем не лучше реакции "тупая училка тупо задала слишком тупое сложное задание". Оба эти варианта абсолютно неконструктивны и никуда не ведут. Я бы даже сказала что второй вариант еще хуже, потому что первый еще дает хоть какую-то надежду, что изменив обстоятельства, можно изменить результат. Второй же - это складывание лапок плавно переходящее в склеенные ласты. Тип реакции "ну вот такой я тупой и вы ничего с этом не сделаете" больше характерен не для детей, а для взрослых студентов которые застряли на каком-то низком уровне на долгие годы (в изучении языков технический термин для этого- 'языковое плато', и это вообще достойно отдельного поста, что я как-нибудь и устрою) В огромном проценте случаев это застревание - это все, это конец усвоению нового, это очень печально. Когда взрослый человек сообщает преподавателю "у меня просто мозги так устроены что я не могу научиться читать/писать/пользоваться смартфоном, я жду когда придумают таблетку, которая поможет мне учиться"... да по сравнению с этим этот сибирский мальчик со своей ласточкой - это верх оптимизма и стремления к знаниям!
Тут необходимо уточнение: не следует путать аффективный фильтр с той ситуацией когда человек пытается прочесть или на слух разобрать какой-то текст, который будет ему заведомо совершенно недоступен. Например, если я открою учебник по квантовой физике, начну его очень внимательно читать и ничегошеньки на пойму, это все-таки не из-за аффективного фильтра, а из-за моего полнейшего невежества полного невладения предметом и близкими к нему дисциплинами.
Также если я попытаюсь посмотреть фильм на французском без субтитров и ничего не пойму, то это потому что я двадцать лет ничегошеньки с этим языком делала, а не из-за фильтров.
Также не будем путать аффективный фильтр с той ситуацией, когда человек попросту и надолго отключился, может быть намеренно, потому что ему это не надо совершенно, или случайно, на свои какие-то мысли о вечном, и вообще ничего не услышал и не прочел, и тут его вдруг спрашивают - куда летит ласточка,а?а? Если внимания нет и не было вообще никакого, то это тоже не фильтр. Это другое. (и с этим я не знаю как работать, если кто знает, пишите в коменты)
Мы говорим об аффективном фильтре в тех ситуациях, когда, во первых, мы сознательно прилагаем некоторые усилия чтобы понять поступающую информацию (качественность этих усилий - другой вопрос), и во вторых, когда поступающая информация, будь это текст для чтения или что-то, что мы слушаем, или даже какое-то объяснение, которое может задействовать и то и другое одновременно, должны бы быть нам более ли менее доступны. Ну то есть когда информация примерно соответствует тому что мы на этом этапе, на этом уровне, в этом возрасте могли бы понять и усвоить. Но, вот, казалось, стараешься понять, но чем больше стараешься, тем все хуже и непонятней, внутри нарастает раздражение или паника, от этого все становится еще менее понятным, и в итоге хочется порвать эту книгу в клочки и пойти побиться головой об стену. Но это не просто не поможет, а еще и следующий раз перед похожим заданием нарисует ментальную картинку клочков и битья головой об стену, что сделает это следующее задание еще менее выполнимым, и так до бесконечности. Положительная обратная связь здесь работает за здорово живешь.
Так а что же поможет? Ну то есть если действительно надо это хоть как-то выучить, и вариант просто бросить этот предмет и никогда к нему не возвращаться не прокатит.
Ну, во-первых, начнем с самого трудного: таки соответствует ли эта новая информация примерно тому, что человек на этом этапе, на этом уровне, в этом возрасте может понять и усвоить? Или это все-таки случай когда ученик на самом деле настолько не шарит в предмете, что уже невозможно просто все? Я бы сказала, что и в моем случае с аудированием и в видео мальчика с ласточкой, ничего невозможного в задании не было. Оно было трудным - это да. Намного труднее для этого ученика, чем для многих других, и соответственно требующим больших усилий и от ученика и от тех, кто ему якобы помогают - это к гадалке не ходи. Но не невозможным. Для того, чтобы определить 'выполнимость" задания, надо посмотреть на то как этим учеником выполнялись предыдущие или сходные с ним. В моем случае с английским я прекрасно осваивала все остальные аспекты языка - это значит что и с аудированием я была в состоянии справиться. В случае с этим мальчиком, я не знаю, знает ли он какие-то другие стихи, хотя бы короткие. Но подозреваю, что знает. (Может частушки матерные какие? Все в помощь) Кстати, и ежику понятно, что в случаях высокого аффективного фильтра надо как огня избегать сравнения ученика с другими, которым это задание удается. Мотивировать здесь можно только его же собственными прошлыми достижениями. Мотивация, как все знают, это вера в то что ты справишься, помноженная на ценность результата. Именно помноженная а не суммированная. То есть если веры ноль, то каким бы ценным не был конечный результат (хотя бы чтобы все это закончилось и можно было пойти гулять) мотивации все равно будет ноль. И в этом контексте, то что где-то какой-то противный идеальный Вася Пупкин справился с этим заданием, не особенно повлияет на веру в то, что справишься ты.* А вот собственные успехи, хоть самые мелкие - да. Поэтому надо их вспомнить, вытащить из закромов и использовать как моральную поддержку. В ситуации аффективного фильтра самооценку надо только поднимать. ( и ради бога надеюсь никто не притащит сюда Эволюцию с ее опусканием всех на землю. Когда дело касается мотивации к обучению, все злобные заветы Эволюции идут лесом. В остальных жизненных ситуациях - опционально, но в мотивации к учению - лесом, лесом, лесом.)
Теперь, если вы замечаете как у вас или же у вашего ребенка, или у студента вашего поднимается этот фильтр, остановите это немедленно. А как это заметить? Да по выражению лица, по панике или неизбывной тоске ( не скуке!) в глазах можно заметить. Или же когда в ответах начинается тыканье абы куда попало, повторение одного и того же слова, или когда человек перечитывает одну и ту же строчку снова и снова. Это называется "замкнуло". Остановите это. И нет, не словами "ты просто не стараешься, ты просто не хочешь." Ежу ясно, что никакого толку не будет говорить в этом случае бедняге "читай еще раз", это просто какое-то тупое издевательство так делать. Переориентируйте человека (или себя самого, если это вы сами застряли) хоть как-то. Как именно, это уже зависит от конкретного задания. Можно конкретную строчку другими словами объяснить, можно спросить, а где непонятнее всего ( хотя обычно на это ответ уже будет "все! ВСЕ непонятно!!!"), можно вообще взять и другой сайт на эту же тему почитать, а вместо аудирования сначала дать прочесть текст, а уже потом дать его прослушать. Разбейте шаблон, потому что шаблон здесь явно не сработал, и не надо за него цепляться.
Далее, если жертва учебного процесса уже дошла до состояния гнева, паники, или вовсе кровавых мальчиков ласточек в глазах , то в этот момент надо это конкретное задание вообще оставить и сделать перерыв. Это, я думаю, ежикам тоже понятно. (Хотя братьям-сестрам этого бедного мальчика с ласточкой - нет, ибо некоторые ежики значительно умнее некоторых семей) Стоит ли сделать перерыв на отдых, или же можно просто переключиться на какую-то другую тему - это уже надо решать по ситуации. Если жертва обучения уже бьется в истерике на полу, то лучше на отдых. Если же не бьется и время не пол-второго ночи, то гораздо эффективнее сделать перерыв на какую-то другую учебу, но на что-то, что легко, понятно и где очевиден успех. Идеально, конечно, если это тот же предмет, просто другой аспект его. С языком это вообще легко - столько разного другого можно сделать, варианты бесконечны.
Чтобы вернуться к тому же заданию, или той же концепции, но при этом не вызвать повторной истерики, надо это задание деконструировать, разобрать на мелкие составляющие элементы и работать с ними по отдельности.** Принцип "less is more".
Ну да, это дольше, и все наверняка за раз не выучишь и придется поработать и понапридумывать дополнительных заданий, поискать где это объясняется по-другому, картинки может какие порисовать, схемы. Вот мне кажется, мальчику этому помогли бы схематичные картинки в последовательности строк: травка, солнышко, ласточка, весна, сени. И да, конечно это все энергозатратно, но какие у вас альтернативы? Ну кроме как забросить полностью.
Вообще когда речь идет о мозге ( вашем собственном, если это вы учите, или ребенка вашего) то я вообще не понимаю какая здесь может душить жаба, когда этот вклад времени и энергии - бесценен? И я вообще-то не говорю о том, что бесценно знать это несчастное стихотворение А. Плещеева. Бесценно здесь - научиться преодолевать свое незнание и неумение, не впадая при этом в уныние или гнев.
Кстати, мой секрет преодоления своего аффективного фильтра с аудированием был в комбинации всего того, что я рассказала. Мне очень повезло, что когда я попала таки в иняз, на одном из английских предметов преподавательница регулярно давала нам прослушивать тексты из TOEFL. И это были крошки-тексты, на две-три строчки, буквально обмен парой реплик и один письменный вопрос после этого, плюс пауза собраться с мыслями. И вот тут оказалось что с этими коротенькими обменами и паузами я все прекрасно понимаю. Потому что и слова все знакомые и произношение понятно. И когда я увидела, что я эти тесты делаю не хуже всей остальной группы, я поняла, что и с длинными текстами я тоже могу справиться. Перестав их бояться и ненавидеть, я стала понимать все больше и больше. Но конечно же не сразу - но я перестала зацикливаться на том, что надо все понять от начала и до конца. Ну пропустила я начало, ну и ладно, часть целого - все лучше чем ничего.
Чем меньше я боялась, тем больше находила способов практиковаться, и вскоре аффективный фильтр забылся как страшный сон.
Чего я от души желаю всем-всем-всем страдающим от учебы!
*Это в случае с аффективным фильтром, то есть когда человек уже подавлен, раздражен и с самооценкой на нуле. Во многих других ситуациях аккуратное сравнение с другими может пригодится. Но здесь - нет.
** В отдельных случаях, например иногда у людей с дислексией, а также в определенных предметах, может быть и наоборот - обучающемуся надо увидеть всю картину чтобы понять отдельный элемент. Например, знать конец рассказа, чтобы понять что происходит в начале.